Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познание как диалог субъекта и объекта.




Познание бесконечный процесс взаимодействия знания и незнания. Это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах.

Две цели познания: а) получение знаний, достижение истины; б) использование полученных знаний в практической деятельности.

Познаваемый мир может быть условно расчленён на субъект и объект познания. Под субъектом понимается тот, кто познаёт(отдельный человек, социальная группа, общество), а под объектом – то, что познаётся (часть материального мира или духовной сферы), т.е. предмет, включённый в сферу познавательных и практических интересов человека. Без субъекта нет объекта познания, а без познаваемого объекта нет субъекта познания. Процесс познания есть неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений.

Модели познания. Характер взаимодействия субъекта и объекта познания (да и трактовка их самих) представлялись по-разному в истории философии. Начиная с XVII в. сформировались две альтернативные модели познания: 1. рассматривала познание как пассивный акт восприятия - созерцания отдельным индивидом («гносеологическим Робинзоном») окружающего мира. Познаваемая вещь физически воздействует на субъекта и отражается при этом в его сознании в чувственных «зеркальных» образах. Чувственные знания осмысливаются и анализируются субъектом – тем самым он обнаруживает в вещах общее, их сущность, законы. 2. ориентировалась на внутреннюю активность субъекта. Эта активность понималась как духовная деятельность человека, его мысленное воздействие на познаваемый объект, размышление (рефлексия ) над ним. Основной тезис этой концепции – субъект познания влияет на объект.

Начиная с XIX в. развивается современная концепция познавательного процесса. Её сущность можно свести к следующим основным тезисам:

1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью познания его сущности. Основу такой целенаправленной деятельности составляет практикаактивная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности (природы и общества). Установлено, что человек познаёт реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно воздействует на окружающую действительность и в ходе её изменения познаёт её и изменяется сам. К важнейшим формам практики относятся:

- материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

- социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений (революции, реформы, войны и т.п.);

- научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создаёт условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

- практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом её потребностями;

- практика – основа познания, его движущая сила; она пронизывает все стороны, моменты,

формы, ступени познания от его начала и до его конца;

- практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- практика – критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

2. Субъект познания – всегда социальное явление, выступающее как часть той или иной общности людей. Даже в своей индивидуальной форме субъект познания связан непосредственными и опосредованными отношениями с другими людьми.

3. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой.

Именно культура есть средоточие программ всех видов деятельности социального субъекта.

4. Все основные компоненты познавательного процесса – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны по своей сути, изменяются с развитием общества. Увеличивается «культурный багаж» субъекта, растут и модифицируются средства его деятельности, расширяются горизонты познаваемого мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.