Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Житейский способ освоения мира.




Обыденное (житейское, повседневное) познание есть первичная, начальная форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни и выступает необходимой предпосылкой для обращения к иным, специализированным видам познания. Обыденное познание служит приспособлению человека к реальным условиям его повседневного бытия и направлено на усвоение им тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час.

Знания, полученные в обыденном познании, обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого «здравого смысла» может быть выражено реальное богатство жизненного опыта, своеобразная житейская мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально и достойно в самых различных ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания, например, научного: здравый смысл способен усваивать наиболее простые и распространяемые в обществе истины науки и становиться всё более «теоретизированным» по мере развития цивилизации.

В целом, тем не менее, обыденное познание всегда ограничено определёнными рамками:

ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта.

 

3. «Познай самого себя».

С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi seauton (гноти сеаутон). Ошибочно приписывается Сократу. Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает Платон в диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий семи великих мудрецов Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н.э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину – «познай самого себя» - они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса - «заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается Сократа, то он сделал это выражение популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что его сделает истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Известны и другие два дельфийские изречения. Первое: «ничего сверх меры», означающее, что ты, который пришёл за советом, не спрашивай слишком много, задавай только нужные вопросы – о том, что и хотел бы ты узнать. Второе: когда ты приходишь за советом к богам, «не давай обетов, не зарекайся, не давай обещаний», которых потом не сдержишь.

«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя». И.Гёте.

 

Наука и общество.

Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. В обозримом будущем человечество будет жить в условиях информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов его получения) в жизни общества неизбежно будет сопровождаться усилением роли науки.

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма (от лат.scientia – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и её нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Сциентизм считает, что с помощью науки, отождествляемой с естественно - математическим и техническим знанием, можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения.

В пику сциентизму возник антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Антисциентизм в крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).

Характерная черта современного общественного развития – всё более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, всё более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства; во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними; в-третьих, наука всё в большей степени ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное расширение его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина – этика науки. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека, совершенствовать биотехноологию и даже конструировать новые формы жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 998 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.