Обыденное (житейское, повседневное) познание есть первичная, начальная форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни и выступает необходимой предпосылкой для обращения к иным, специализированным видам познания. Обыденное познание служит приспособлению человека к реальным условиям его повседневного бытия и направлено на усвоение им тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час.
Знания, полученные в обыденном познании, обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого «здравого смысла» может быть выражено реальное богатство жизненного опыта, своеобразная житейская мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально и достойно в самых различных ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания, например, научного: здравый смысл способен усваивать наиболее простые и распространяемые в обществе истины науки и становиться всё более «теоретизированным» по мере развития цивилизации.
В целом, тем не менее, обыденное познание всегда ограничено определёнными рамками:
ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта.
3. «Познай самого себя».
С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi seauton (гноти сеаутон). Ошибочно приписывается Сократу. Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает Платон в диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий семи великих мудрецов Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н.э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину – «познай самого себя» - они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса - «заповедь Дельфийского оракула».
Что же касается Сократа, то он сделал это выражение популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную».
Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что его сделает истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.
Известны и другие два дельфийские изречения. Первое: «ничего сверх меры», означающее, что ты, который пришёл за советом, не спрашивай слишком много, задавай только нужные вопросы – о том, что и хотел бы ты узнать. Второе: когда ты приходишь за советом к богам, «не давай обетов, не зарекайся, не давай обещаний», которых потом не сдержишь.
«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя». И.Гёте.
Наука и общество.
Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. В обозримом будущем человечество будет жить в условиях информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов его получения) в жизни общества неизбежно будет сопровождаться усилением роли науки.
Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма (от лат.scientia – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и её нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Сциентизм считает, что с помощью науки, отождествляемой с естественно - математическим и техническим знанием, можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения.
В пику сциентизму возник антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Антисциентизм в крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).
Характерная черта современного общественного развития – всё более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, всё более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства; во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними; в-третьих, наука всё в большей степени ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное расширение его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина – этика науки. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека, совершенствовать биотехноологию и даже конструировать новые формы жизни.