Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смыслы человеческого бытия.




Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего живёт человек? С незапамятных времён он занимал человека. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что есть сомнение в существовании такого смысла. Сомнение предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна.

Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных (если считать, что смысл жизни есть):

1. смысл жизни в производстве богатств в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме. Культ богатства охватывает все сферы общественной жизни: цель экономики – прибыль, цель педагогики – подготовка производителя богатств, цель разнообразных видов деятельности – богатство.

2. смысл жизни – господство над другими, положение в обществе, власть. Даже богатство становится производным от власти. Культ власти: социальная среда, построенная на концепции власти порождает бюрократическую систему с её многообразными формами – «начальник – подчинённый», «государство – общество», «руководитель – исполнитель», «правитель – подданный».

3. смысл жизни – развитие богатства человеческой природы, выявление и развитие всех способностей и талантов человека. Культ человека: формирование гуманистической социальной среды – свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

 

Что лучше для человека: иметь или быть? Каждый сам для себя определяет целевую ориентацию в жизни.

Для многих подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна по формуле Екклезиаста: «Суета сует и томление духа» и «лучше вовсе не родиться». Другие считают, что в жизни самой по себе нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаём ей смысл. В одном случае глубокий и ёмкий, в другом – поверхностный и мелкий, позволяющий легко скользить по жизни, без страха погрузится в неё слишком глубоко. «Такой ответ смещает центр тяжести с вопроса об изначальном смысле … на вопрос об окончательном смысле, позволяя судить и о том срединном и промежуточном, где находимся сегодня мы», написал в своей книге «Время человеческого бытия» философ Н.Н.Трубников (1929-1983).

Религия утверждает, что только через страдание можно понять смысл жизни и приблизиться к Богу.

 

5. Человек во времени: историческое бытие общества.

Люди всегда стремились объяснить смысл истории и её направленность, понять, почему она идёт именно таким, а не другим путём. Французский просветитель XVIII в. Вольтер даже ввёл термин «философия истории».

Философия истории исследует следующие вопросы:

1.Что заставляет развиваться человеческое общество?

2.В каком направлении идёт история и есть ли такое направление?

3.Насколько история определяет настоящее и будущее?

4.Что ожидает человечество в будущем?

5.Есть ли в истории какие-нибудь законы, которые можно узнать, чтобы управлять Историей?

Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития. В связи с этим множество философско-исторических концепций можно свести к трём группам:

1.Концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, Маркс, Ростоу);

2.Концепции многолинейного развития (К.Ясперс);

3.Концепции циклического развития (Шпенглер, Тойнби).

 

Представители концепции однолинейного прогрессивного развития считали, что история человечества едина, все народы (кто быстрее, кто медленнее) идут к единой цели. Только цели эти каждым из мыслителей предлагаются разные: так Гегель и Маркс такой целью считали торжество разума и свободы на Земле.

Согласно К.Ясперсу, в мировой истории было «два дыхания». Первое дыхание вело человека от доистории к осевому времени – резкому повороту в истории (ок. 500 г. до н.э. - одновременно на Западе и Востоке возникли крупные философские школы, появились великие мыслители – Конфуций, Лао Цзы, Будда, Заратустра, Гераклит, Платон. Они разработали основные понятия, которыми мы мыслим по сей день; были заложены основы мировых религий. Человек осознал своё место в мире, пробудилось его историческое сознание). Народы, которые не восприняли импульсы осевого времени – неисторичны, развиваются медленно или деградируют, спят. В этом смысле развитие общества многолинейно.

Представители концепции циклического развития считают, что никакой единой истории человечества нет, линейная схема не выдерживает никакой критики. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает и между ними нет никакой преемственности. Что нам досталось от Древнего Египта – руины; те, кто живёт на территории Италии к древним римлянам отношения не имеет.

Как и всё в мире, общество существует в определённом времени и пространстве. Уже давно было замечено, что исторические события происходят в определённом ритме и как бы повторяются. Так родилась идея циклов исторического развития общества, которых описано немало. Выделяют 4, 12, 36, 100 и 144 – летние циклы. Любопытны наблюдения, говорящие о том, что основные события мировой истории происходили в странах, расположенных около 30-й параллели северной широты. На ней находятся египетские пирамиды, Синайская пустыня, развалины Древнего Вавилона, место действия «Махабхараты», Лхаса и Янцзы, остров Пасхи и мексиканские пирамиды, Бермудский треугольник и Канарские острова, считающиеся остатками Атлантиды. Одним словом, пространственно-временные координаты истории – это во многом проблема, контуры решения которой только намечены.

В понятии «человек цивилизованный» как бы пересекаются два типа исторического времени – линейное и циклическое. Все мы дети всемирной истории, но в то же время, каждый человек плод одного из ветвей древа культуры своего народа. Перед каждым рано или поздно возникает вопрос – является ли он «винтиком» государства или общества, пылинкой во Вселенной и атомом истории или он полноправный участник исторического действия. Герои и толпа, гении и масса, лидеры и послушное стадо – вот вечные проблемы, без решения которых не ответишь на «проклятые» вопросы: что делать? кто виноват?

куда идёшь? Окончательного решения их, видимо, не существует.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Сформулируйте антропный принцип.

2.Что такое коэволюция человека и природы? Сформулируйте принцип коэволюции. Проследите этапы коэволюции человека и природы.

3.Что вы думаете о соотношении биологического и социального в человеке?

4.Что лучше для человека: иметь или быть?

5.Какие способы решения проблемы смысла жизни человека предлагает философия?

6.Охарактеризуйте известные вам философско-исторические концепции.

 

Тема 4(1): Фундаментальные принципы и понятия гносеологии.

Учебные цели:

Знать понятия: гносеология; познание и знание; созерцание и практика; субъект и

объект познания.

Характеризовать: проблему познаваемости мира и основные варианты её решения.

Анализировать и интерпретировать: многообразие видов познания; их значение в человеческой жизни; активность субъекта в процессе познания.

 

Вопросы:

1. «Что я могу знать?».

2.Познание как диалог субъекта и объекта.

3. Многомерность познавательной деятельности человека.

 

1. «Что я могу знать?».

И. Кант, перечисляя главные темы философского размышления, поставил на первое место вопрос «Что я могу знать?». По-видимому, он сделал это не случайно: очевидно, что решение человеком «вечных» философских проблем во многом зависит от того, что именно человек знает о мире, о себе, о других людях, об обществе.

Проблема возможности, способа и путей познания мира является фундаментальной для философии, а те или иные её решения составляют часть практически любого философского учения, его гносеологический аспект (от греч. «гносис» - знание, «логос» - учение»).

Проблема познаваемости мира выражается вопросом: «Познаваем ли мир?». Это вопрос о том, в состоянии ли человек получить достоверное знание о любом предмете или явлении действительности?

Варианты решения проблемы познаваемости мира:

- Гносеологический оптимизм (гностицизм): человек может иметь достоверные знания о мире, т.е. познать этот мир; такая позиция объясняется, во-первых, практическими и интеллектуальными возможностями человека и, во-вторых, рациональной и закономерной организацией самого мира (он устроен так, что «позволяет» себя познавать).

- Гносеологический пессимизм (агностицизм) и скептицизм: человек не всегда имеет достоверные знания о мире; наши знания о вещах относительны.Следует признать, что для пессимистических выводов в гносеологии есть определённые реальные основания. Во-первых, в мире всегда есть что-то непознанное, причём его границы расширяются вместе с ростом нашего знания. Во-вторых, мы очень часто сталкиваемся с коренными изменениями наших знаний о мире. В-третьих, современная наука высказывает предположение о существовании таких объектов, которые могут быть принципиально непознаваемы для нас – «чёрных дыр», «иных вселенных» - из-за невозможности получения информации о них, а не по причине интеллектуальной немощи человека.

В-четвёртых, вряд ли мы сможем получить когда-либо однозначный ответ на многие философские вопросы. Вполне возможно потому, что в мире есть некие тайны, которые человеку не дано разгадать.

Самыми известными агностиками в истории философии были Д.Юм и И.Кант.

И, тем не менее, в повседневной жизни и деятельности каждый из нас должен быть гносеоологическим оптимистом, уверенным в возможности получения достоверных знаний, обладающих практическим значением. Человеческая практика постоянно подтверждает познаваемость мира и возможность его преобразования на основе полученных знаний.

Следует лишь помнить, что познание есть не только движение от одних успехов к другим, но и сложный процесс взаимодействия знания и незнания. Наш гносеологический оптимизм должен быть, следовательно, умеренным, «скромным», лишённым излишних восторгов и притязаний.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.