Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная наука о структурной организации реальности.




Структура (от лат. structura – строение) – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определённого сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Она фиксирует состояние системы в данный момент. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры системы.

Так, в структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, Метагалактики. Тайны строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди ещё не познали.

Живая природа включает два уровня: биологическую и социальную жизнь. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК – присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют функции по хранению и передаче генетической информации); белки; клетки и одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (совокупности особей одного вида, например, стая волков); биоценозы (совокупности популяций, находящихся в определённой связи между собой и окружающей средой, например, лес); биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов.

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, социальные группы, классы, расы, нации и т.д.

Элемент (от лат. elementum – первоначальное вещество) – относительно самостоятельная, качественно определённая составная часть сложного целого, рассматриваемая в его пределах как неделимая.

Система (от греч. systema – составленное из частей) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность, единство. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определённой цели, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру (живые, социальные системы). Системы также делятся на материальные и идеальные (абстрактные). К первым относятся системы неорганической природы, живые системы, социальные системы. Идеальные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и другие основания классификации систем.

2.Динамическая организация реальности: движение, развитие, покой.

Уже первыми философами древности был обнаружен и осмыслен тот факт, что в мире существуют и взаимодействуют две тенденции – изменчивости любых вещей и их устойчивости. «В одну и ту же реку, - говорил, например, Гераклит, - нельзя войти дважды», поскольку она уже в чём-то изменилась к моменту нашего повторного вхождения в неё. Однако тот же Гераклит добавляет, что река «изменяясь, покоится», т.к. при всех её изменениях она всё же остаётся вполне определённой, именно этой, а не другой рекой. Для обозначения этих тенденций в философии и были выработаны два понятия – движение и покой.

В современной философии понятие «движение» обозначает всеобщее свойство всех явлений изменяться, непрерывно переходить из одного состояния в другое. Движение – способ бытия мира, т.е. мир, и любое входящее в него явление, могут существовать только в постоянном движении, изменении. Движение абсолютно.

Понятие же «покой» обозначает всеобщее свойство явлений обладать относительной устойчивостью, определённостью. Такое свойство присуще любому явлению и всему миру до тех пор, пока они существуют. Каждое явление, так или иначе, в чём-то сохраняется в процессе изменения, не теряя своей индивидуальности. Иначе вещи, подчиняясь абсолютному закону движения, перестали бы существовать как качественно определённые явления, «расплылись» бы в своём бытии. Поэтому способ бытия мира состоит не только в одном движении, но и в покое, точнее – в целостном единстве движения и покоя.

Бесконечное многообразие движений, реализующихся в мире, можно сгруппировать в определённые типы движения. Существует два типа движения: 1.Движение как сохранение вещества, когда происходят только количественные изменения. 2.Движение как развитие, переход вещества от одного качества к другому, от старого качества к новому.

К основным формам движения относят механическое (перемещение макротел в пространстве), физическое (тепловые, электрические, магнитные процессы), химическое (взаимодействия атомов и молекул), биологическое (развитие и функционирование живых организмов) и социальное (развитие общества) движение материи. Между всеми формами движения существует тесная взаимосвязь: низшие формы входят в высшие, но высшие формы не сводятся к низшим.

В реальной действительности один и тот же объект может участвовать в разных формах движения одновременно: человек, например, представляет собой единство физических, химических, биологических, духовных и социальных процессов, являясь носителем соответствующих форм движения.

Итак, движение – это изменения вообще. Одним из типов движения является развитие – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Выделяют три основных вида развития: а) прогрессивное – когда явление становится в ходе развития более совершенным, приобретает новые ценные свойства и возможности (развитие человечества); б) регрессивное – когда в результате развития явление становится менее совершенным, утрачивает ряд свойств, присущих ему ранее (процесс старения, алкогольная деградация, переход от демократии к диктатуре); в) нейтральное развитие – когда новые явления примерно равны по своим возможностям прежним (большинство процессов в неорганической природе, застойные явления в экономике и других сферах жизни общества).

В жизни каждого человека наблюдаются обычно все три вида развития – восходящее (де-

тство, юность, молодость), нейтральное (зрелость), нисходящее (старость), то есть, эти ра-

зновидности развития взаимосвязаны, могут переходить друг в друга.

Общей философской теорией развития является диалектика. Она представляет собой систему принципов, законов, категорий.

Принципы диалектики. Диалектика основана на двух принципах – всеобщей связи и развития. Принцип всеобщей связи фиксирует следующую мысль: любой предмет или явление, так или иначе, связан со всем миром (зависит от него) и в то же время обособлен от него (в какой-то степени не зависит от этого мира). В мире, следовательно, нет как абсолютно зависимых, так и абсолютно независимых вещей: каждая из них есть конкретное единство отношений связи и обособленности с окружающими их другими вещами и явлениями. Этот принцип носит всеобщий характер, распространяется на любое явление реальности.

Связи и обособленности могут быть самых различных видов: необходимые и случайные, внутренние и внешние, существенные и несущественные. Однако для науки и практики, прежде всего, важно обнаружить в мире связи особого рода – те, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер. Такие связи принято называть законами. Законы бывают разные, они отличаются степенью общности: частные (действуют в ограниченных сферах, например, законы биологии); общие (действуют в больших регионах, например, законы физики); всеобщие (присущи всему миру, например, законы диалектики).

Принцип развития характеризует динамику всех вещей и явлений реальности, их постоянную изменчивость. Он говорит о том, что любое явление в мире развивается – это означает, что с ним происходят закономерные необратимые качественные изменения. Этот принцип носит всеобщий характер: развиваются объекты неживой и живой природы, человек и общество, материальная и духовная культура человечества.

Принципы всеобщей связи и развития не только характеризуют объективный мир, но и служат исходными установками человеческого мышления. Быть диалектиком – это как раз и означает уметь рассматривать каждую вещь или явление в их связи, зависимости с другими объектами и ориентироваться на познание процесса развития изучаемой вещи.

Свою конкретизацию эти принципы находят в законах диалектики.

Законы диалектики. Традиционно эти законы делятся на основные и неосновные.

К основным законам диалектики относят закон единства и борьбы противоположностей.

Он говорит о том, что любому объекту присущи внутренние и внешние противоречия, т.е.

единство и взаимодействие каких-то противоположных друг другу компонентов, свойств, тенденций (например, образование и разложение молекул, жизнь и смерть, наследственность и изменчивость, противоположные интересы различных социальных групп и т.д.).

Именно эти противоречия, с точки зрения этого закона, и есть источник всякого процесса развития. Этот закон ориентирует человека, изучающего ту или иную вещь, на познание противоречий, объективно присущих ей.

Вторым законом диалектики считается закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает механизм развития. Его содержание выражается с помощью следующих категорий: 1) качество – специфическая определённость вещи, система её существенных свойств; 2) количество – внешняя определённость вещи (величина, размеры, масса, объём, возраст и т.п.); 3) мера – границы, в которых вещь остаётся сама собой, её качественная специфика не изменяется; 4) скачок – переход от старого качества к новому.

Смысл закона состоит в том, что количественные изменения рано или поздно нарушают её меру и вызывают переход от старого качества к новому, простейший примеры - изменение агрегатных состояний вещества, превращения химических соединений. Этот закон ориентирует человека на поиск меры любого явления и её использование в практических целях.

В качестве третьего основного закона диалектики выступает закон отрицания.

Его содержание сводится к следующему:

1. в процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются (т.е. отрицаются) новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются в новом качестве – это называется преемственностью.

2.возникшие новые качества (выступившие в роли отрицания) рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современным состояниям и свойствам вещей (т.е. новейшему). Развитие, таким образом, есть цепь отрицаний, следующих друг за другом.

3. в результате повторных отрицаний в развитии может произойти «возврат к прошлому», т.е. повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. Развитие есть поэтому сочетание общего движения вперёд и относительного возврата «назад». Графически это можно представить в виде спирали. Наглядным примером может служить периодическая система элементов Д.И.Менделеева, где в каждом периоде металлические свойства сначала постепенно отрицаются, но потом возвращаются снова в начале следующего периода.

Этот закон ориентирует человека на бережное отношение к прошлому, на рациональное использование всех положительных моментов из прежних качеств. Предупреждает человека о возможности возврата к некоторым идеям, теориям, предположениям прошлого, которые могут возродиться заново и наполниться современным содержанием.

Неосновные законы диалектики. Философская картина развития может быть дополнена с помощью парных категорий диалектики.

Причина и следствие. Закон причины и следствия говорит о том, что любое явление или его свойство есть следствие той или иной причины. Беспричинных явлений в мире не бывает. Следствие же, в свою очередь, может выступить причиной новых явлений и событий – таким образом, развитие любого предмета или явления есть длинная цепь причинно-следственных связей и переходов.

Возможность и действительность. Любое развивающееся явление обладает тем или иным набором возможностей. Одни из них превращаются в действительность, другие, менее реальные, как бы отходят на задний план и, не будучи использованными, становятся уже невозможностью. Таким образом, с точки зрения данного закона, развитие есть переход от одной действительности к другой за счёт реализации определённых возможностей, присущих прежней действительности. Новая действительность обладает и новыми возможностями, часть которых будет реализована развивающимся явлением.

Необходимость и случайность. Необходимость – это явление, которое в данных условиях становится реальностью обязательно, так как это вытекает из внутренней природы этого явления (смена времён года, потребность в питании живых существ). Случайность – это явления, которые в данных условиях могут произойти, а могут и не произойти, что определяется неким стечением обстоятельств. Любой процесс развития есть сложное переплетение необходимых и случайных черт и событий.

Часть и целое. Целое – это система взаимодействующих элементов, обладающая новыми качествами, отсутствующими у отдельных элементов. Часть – это составной элемент данного целого. Взаимодействуя между собой, части создают структуру целого, придают ему определённость, устойчивость. Целое зависит от своих частей, но играет ведущую роль по отношению к ним: каждая часть несёт на себе отпечаток целого. Развитие, следовательно, есть целостный процесс устойчивого взаимодействия своих частей, где каждая часть выполняет определённую роль, влияя на развитие целого и изменяясь сама в результате этого развития.

Содержание и форма. Эти понятия связаны с категориями части и целого. Содержание явления – это совокупность всех его составных частей. Формой же называют способ организации и существования данного содержания. Содержание всегда как-то оформлено, т.е.

организованно, а форма содержательна, т.е. компонует тем или иным способом составные части явления. В развитии содержание более подвижно, изменяется быстрее, чем форма и определяет специфику последней. Форма же более устойчива и влияет на развитие содержания – ускоряет его (если соответствует содержанию) или, наоборот, замедляет (если противоречит ему).

Таким образом, диалектика даёт общую картину любого реального процесса развития и предлагает метод философского мышления для его анализа.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1784 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2266 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.