Представления об энергии. — Кристаллизация понятия «энергии». — Энергетизм и критика концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астральности. — Проблема обращения с высшей энергией. — Энергия и проблема зла.
«Не опоздайте с изучением энергии. Не опоздайте с применением ее», — эти призывы заставляют по-новому взглянуть на все происходящее в мире. Обратим внимание на самый распространенный магический миф о волшебнике. Он в силах производить превращения: волшебная палочка, волшебная игла, кольцо, зеркальце, яйцо, шкатулка и пр. обладают таким ресурсом силы, что меняют смыслы и устанавливают цели, осуществляют превращения. В мифе энергия мысленного посыла оказывается величайшей силой, способной к созиданию и разрушению.
Представления об энергии занимали выдающиеся умы человечества всегда, и, видимо, не случайно в легенде об Атлантиде мы встречаемся с упоминанием о таком мощном излучателе энергии, который производил разломы земной поверхности.
Эдвард Кейси сообщает, что Силовой Кристалл, который использовался в качестве источника мирной энергии, все еще покоится на дне Атлантического океана в районе Бермудского треугольника, где он время от времени заряжается энергией и где так много кораблей и самолетов таинственно исчезают. Гигантский кристалл — высшее достижение атлантической цивилизации— был создан, когда атланты смогли обуздать солнечную энергию с помощью малых Кристаллов. Атланты смогли отыскать мощную кварцевую жилу, которая по своим размерам могла отражать все лучи солнца и луны. Им удалось извлечь эту глыбу, обработать грани с такой точностью и тонкостью, что они отражали каждый попадавший на нее луч1.
В мифологии древних греков энергия грома и молнии направлялась как кара небес на неугодных. Жизненная сила, или прана — индийский термин, восходящий ко временам создания Вед, обозначающий энергию, которую мы поглощаем в процессе дыхания. «Ци» — термин китайской философии, также обозначающий необходимую для жизнедеятельности положительную энергию. Если задуматься над названием важней-
шего органа нашего организма— «солнечное сплетение», то само название сразу же подскажет его особость. Древние считали, что именно в солнечном сплетении концентрируется и из него посылается энергия в различные части организма. Один из фундаментальных законов науки есть закон сохранения и превращения энергии.
Можно говорить о весьма медленной кристаллизации понятия «энергия». Огонь движет вещами — аналогия, с незапамятных времен указывающая на данный феномен, на работу, инициируемую сложными и скрытыми процессами. Источником энергии кроме каменного угля признавались еще и вода, ветер, мускульная сила животных. Еще древние египтяне использовали и демонстрировали мощь и энергию ветра при создании паруса. Законы эволюции требовали, чтобы все совершалось не только мускульной или физической энергией, но и при помощи человеческого мозга — энергии интеллекта.
Сам термин «энергия» греческого происхождения, в философии он активно использовался еще Аристотелем и обозначал собой деятельность. В рамках естественнонаучной картины мира представления об энергии сформировались в механике, а сам термин «энергия» впервые был употреблен только в 1807 г. Параллельно использовался термин «сила». Еще Лейбниц называл феномен энергии «живой силой». Введенное Гельмголь-цем представление о потенциальной энергии было поименовано им как «сила напряжения».
Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениям, как атрибут материи. Под энергией в большинстве случаев подразумевалась способность материальных тел совершать работу при изменении своего состояния2.
Развитие физики на рубеже XIX—XX в. привело к открытию новых видов движения, в которых оставалось невыясненным, что именно движется. Используя это обстоятельство, некоторые ученые пытались доказать, что движение возможно без материального носителя. Поскольку природа электрона еще не была в достаточной степени исследована, электрон был провозглашен некоей «нематериальной силой», чистым движением без материального носителя. На этом основывался и базировался энергетизм как философское направление, считающее первоосновой всех явлений энергию. Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениями, но не как атрибут материи. Истоки энергетизма относят к середине XIX в., к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии. Наиболее крупной фигурой этого направления был немецкий химик В. Оствальд, к нему примыкали также Ю. Майер, английский физик М. Ранкин, немецкий ученый Г. Хельм. Основной тезис энергетизма состоял в замене понятия материи комплексом известных энергий. Материя отождествлялась с веществом. Под энергией же в большинстве случаев подразумевалось материальное движение. Концепция В. Оствальда была подвергнута критике за путаность и непоследовательность. Провозглашая энергетизм как новое философское направление, он стремился устранить препятствия к слиянию материи и духа и положить «конец материалистическому веку».
Однако исходя из теории Эйнштейна можно сделать иной вывод. Философский принцип неразрывности материи и движения на уровне физического познания конкретизируется в формах закона взаимосвязи массы и энергии Е = тсг. Согласно этому закону, всякий объект, обладающий массой, будет с необходимостью обладать и энергией, и наоборот, всякий объект, обладающий энергией, будет иметь массу. Классическое вещество есть не что иное, как область большой концентрации энергии, а классическое «поле» — область малой концентрации энергии. Различные виды реальности оказываются лишь разными проявлениями энергии. Массу следует понимать как меру определенного типа устойчивости, а энергию — как меру определенного типа изменчивости. Масса является мерой гравитационных и инерциальных свойств физических объектов. Энергия есть мера движения и взаимодействия физических объектов.
Важно признать не только количественную, но и качественную не-уничтожимость материи и движения. Признание одного лишь количественного сохранения движения при допущении качественной его унич-тожимости ведет к концепции тепловой смерти Вселенной. Идея тепловой смерти Вселенной была высказана еще основателями классической электродинамики В. Томпсоном и Р. Клаузиусом. В основании этой теории лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики, или закона возрастания энтропии, на всю Вселенную. Энтропия — это мера хаотизации. Второй закон термодинамики, сформулированный Сади Карно в 1829 г., указывает на то, что замкнутая система стремится от наименее вероятностного состояния к своему наиболее вероятностному состоянию. Понять это просто на примерах из обыденной жизни. Если кипящий чайник убрать с огня, то он будет далее не нагреваться, что было бы наименее вероятностным состоянием, а остывать, что, естественно, более вероятно. Однако закон рассчитан на замкнутые системы, т.е. системы, не обменивающиеся энергией с окружением, и это является абстракцией огромной силы, так как в мире большинство систем — незамкнутые. Когда второе начало термодинамики было распространено на Вселенную, проинтерпретированную как замкнутая система, по расчетам получалось, что все энергетические процессы должны происходить в одном направлении. Энтропия как физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии, возрастала. Иными словами, творился невероятный хаос: все виды энергии превращались в тепловую, затем они рассеивались в пространстве, и Вселенная начинала остывать. Наступление абсолютного теплового равновесия означало тепловую смерть Вселенной.
Суть философской критики концепции тепловой смерти Вселенной состояла в указании на недопустимость качественного уничтожения движения, т.е. невозможность превращения многообразных видов энергии в тепловую. Однако данная концепция оказывается несостоятельной и с естественнонаучной точки зрения. Возможность экстраполяции второго начала термодинамики на всю Вселенную предполагает произвольное допущение о ее структуре и, в частности, представление о ее замкнутости. Но Вселенная не является замкнутой системой, она состоит из бесконечно-
го числа частиц и элементов, и поэтому состояние термодинамического равновесия для нее неприемлемо.
Современная типология видов энергии строится либо с учетом материальных носителей— механическая, тепловая, химическая, либо по типу их взаимодействий — электромагнитная, гравитационная. Механическая энергия разделяется на кинетическую (зависящую от скоростей движущихся тел) и потенциальную (зависящую от положения тел). В термодинамике применяется разделение энергии на свободную и связанную. Иногда говорят о внешней и внутренней энергии. Под первой, внешней, подразумевают механическую энергию, а под внутренней — весь остаток полной энергии3.
В 1962 г. Нобелевский лауреат Питер Митчел высказал предположение, что энергия, освобождающаяся при дыхании и фотосинтезе, сначала запасается в виде электричества и разности концентрации протонов между двумя отсеками, разделенными мембраной, чтобы затем использоваться для синтеза АТФ (аденозин-трифосфат). Гипотеза была подтверждена. Так биоэнергетика вплотную подошла к исследованию энергии. В новой парадигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения структур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энергетическую систему тела. Исцеляющие силы, присущие каждому организму, могут действовать в направлении возвращения организма в свое прежнее нормальное состояние и в направлении, приводящем к новому состоянию равновесия.
До сих пор понятие энергии в науке остается центральным. Наука утверждает, что Вселенная материальна или (в последней версии) что она есть энергия. Закон сохранения и превращения энергии заставляет взглянуть на общество и составляющих его индивидов как на элементы, производящие и преобразующие энергию. Однако этот закон улавливает обратимость, взаимопревращаемость, использование эквивалентностей. Вместе с тем современное естествознание осваивает идею необратимости. Может быть, именно эту идею необратимости имел в виду Ницше, когда образно говорил, что действительность звучит как «эхо актов творения». Потери энергии, диссипация — рассеяние энергии — не могли ускользнуть из поля зрения естествоиспытателей. И даже родоначальник позитивизма Г. Спенсер, постулируя мощь энергии как «бесконечную и вечную Вселенную, из которой проистекают все явления и вещи», с необходимостью предпослал, что наряду с новым распределением материи возникает и новое распределение движения.
Небезынтересно заметить, что философия Спенсера признается величайшим проявлением интеллекта, а в кругах эзотерически настроенных мыслителей считается, что Спенсер (1820-1903 г.) являлся воплощением древнеегипетского философа Тота. Основой для восторженного восприятия учения Г. Спенсера в кругах эзотерически настроенных мыслителей был его тезис о том, что противоположные концепции духа и материи (причем первая не менее, чем вторая) должны рассматриваться как знак Неведомой Реальности, лежащей в основе обоих. Наука плавно перетекала в тайну. Тайна бытия, к разгадке которой всегда стремилась
наука, по сути дела всегда была истоком и эзотерических, и религиозных размышлений. Так Неведомое нашло отражение и пристанище в позитивизме. И у Спенсера, и у герметистов энергия оказывается величайшей силой, имеющей естественное, природное происхождение. Положение Спенсера о Бесконечной Вечной Энергии прямо согласуется с линией герметического учения, в котором присутствует указание, что эта энергия есть энергия Разума Всего.
Русский философ Семен Франк называет свое главное произведение «Непостижимое». Первый раздел главного труда Спенсера «Основные начала» носит название «Непознаваемое». Он проникнут убеждением, что в основе Вселенной лежит та сила, которая абсолютно непостижима. Этот вывод мыслителя сокращает «кажущееся расстояние между религией и наукой»4.
В кругах, весьма удаленных как от науки, так и от эзотерических учений, а именно в кругах обывателей, часто говорят о жизненной силе, жизненной энергии, понимая, как она важна для нормального функционирования организма. Иногда сетуют на то, что попусту тратят свою энергию, совершенно справедливо замечая, что поток этой жизненной силы динамичен. Он то становится больше и нарастает, то ослабевает и начинает скудеть. Человек при этом чувствует утомление или даже впадает в состояние депрессии. С психической энергией связывают вдохновение и красоту. Весьма распространено убеждение, что психическая энергия проникает во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая там определенный порядок, гармонию или дисгармонию.
Герман Гессе в «Путешествии на Восток» заметил, что если в течение длительного времени заниматься малозначимыми вещами, то это будоражит нас и дает нам силы. Следовательно, при концентрации на малозначащих вещах жизненная энергия обновляется. И этот закон можно назвать законом релаксации. «Релаксирую ли я, глядя на пламя костра, или наслаждаюсь видом бокала с вином, или слушаю симфонию, или, кося сено, нюхаю свежескошенную траву — во всех этих случаях я воспринимаю значения и запоминаю колебания». Впрочем, область психической энергии недостаточно исследована.
На "вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссылкой на Рерихов. Энергия — это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть любовь и устремление. Она есть синтез всех нервных излучений. И тогда выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет развитием психической энергии. Поэтому истинное устремление и психическая энергия — можно сказать, синонимы.
Согласно учению Живой Этики, которое отнесено к девиантному знанию, психической энергии отводится основополагающая роль, ибо «Основа Бытия есть психодинамика Духа». Последняя пронизывает все существующие образования от электронов до людей. Науке известно выражение «энергия атома». Однако употребляется оно больше в значении неосмысленных и безличностных силовых проявлений. Энергия атома ни-
как не связывается с тем, что этот атом может пребывать в теле мыслящего и переживающего субъекта и тем самым производить энергию определенного качества и направленности. Вместе с тем логично предположить, что человек как высшее проявление жизни, как «венец творения» во Вселенной обладает и наибольшим из всех живых существ энергопотенциалом. Заметим, что ныне активно развивающаяся валеология — наука о здоровье — полагает своим основным методом измерение энергопотенциала человека.
Согласно преданию, звуковой комплекс АУМ есть символ сочетания высших энергий. АУМ — это древнее, священное сочетание понятий, которое созвучно с музыкой сфер и приводит организм произносящего эту молитву в гармоническое соответствие с вибрациями Высшего Мира, способствуя притоку его психической энергии. В созвучии АУМ — триединое сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль— Основа, У есть Свет — Начало и М есть Тайна — Сокровенное. В этом сочетании тонкость вибраций, мудрость звучания и красота построения. Это сочетание лучших вибраций, которые звучат для настройки психической энергии и объединяют тонкость восприятия, мудрость и красоту. Таким образом, предполагается, что молитва АУМ соединяет высшую человеческую энергию с высшей космической энергией.
Современная наука признает связь и зависимость человеческих жиз-непроявлений от космических взаимодействий. В контексте современной науки считается элементарным и даже тривиальным положение о том, что свет, тепло, магнетизм и электричество есть формы вибрации или, выражаясь более академически, формы движения материи — это типы вибрационного движения, проявление специфических видов энергии. Все материальные частицы находятся в собственном вращательном движении, именуемом «спин», и также орбитальном вращательном движении. В материальных объектах вибрации различаются в зависимости от состояния объекта, от температуры. Холодный объект обладает одними колебаниями, теплый — другими. Микрочастицы, которые являют собой одновременно корпускулу и волну, представляют очень высокий тип вибрации. Однако современная наука не может объяснить природу явлений под названием «сцепление», «атомное притяжение», вгравитация». Можно предположить, что они суть проявления каких-то особых видов колебательной энергии.
Некоторые ученые считают и явления Разума типами вибрационного движения. Действительно, каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладает соответствующим темпом и типом вибраций. Это особенно ощутимо в случае сильных, взрывных эмоций, когда равновесие теряет не только сам субъект, инициирующий психический шквал, но и окружающие его люди. Психическая энергия реагирует на все состояния мироздания и жизни.
И тем не менее каждое проявление психической энергии индивидуально. По природе это очень сложное образование, ибо каждый случай проявления психической энергии есть равнодействующая всех сил, из которых данный случай сложился, комплекс всех условий и синтез всех
устремлений. Разновидности психической энергии получили различные наименования. Так, один высокий вид энергии, именуемый «защитность», действует не только имманентно, т.е. защищая самого носителя энергии, но и трансцендентно, щедро выделяя энергию для защиты многих. В герметических заветах можно встретиться с названием психической энергии — Терос.. Выражение «Воитель Терос поднят свой щит» указывало на защитное применение психической энергии. «Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверьми, — спрашивает исследователь данной проблемы А. Клизовский. — Не бьшо такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта»5.
Иногда психическую энергию называют работой подсознания. Гипнотизеры, магнетизеры и целители пользуются этой великой силой, зачастую не называя ее никак. Многие люди уверены, что великая сила живет внутри нас, и многие хотели бы ею управлять.
Говоря о свойствах психической энергии, утверждают, что она — самая тончайшая из всех видов тонких энергий. Отличительное свойство тонких энергий состоит в том, что чем тоньше вибрации, тем выше и могущественнее воздействие. На вопрос, как действуют тонкие энергии, можно ответить примером. Человеку может казаться, что он пришел самостоятельно к определенному выводу и принял решение, между тем как в действительности на него бьшо произведено воздействие тонкой мысленной энергии из пространства, которое бьшо воспринято его мыслительным аппаратом. Физическое сознание человека может об этом ничего и не знать. Другой пример основывается на всеобщем законе вибрации и показывает, что при желании личности или под воздействием желания других вибрации тех или иных душевных состояний можно воспроизвести так же, как можно каким-либо образом воспроизвести музыкальный тон или цвет. Зная Принцип Вибрации и его приложения к душевным явлениям, можно поляризовать Дух на любом желаемом уровне, достигая совершенного контроля над своими душевными состояниями и настроениями. Можно обрести способность производить на ментальном плане то, что наука производит на физическом плане, так как согласно герметизму «вибрация мысли есть вибрация волн». Это именуется законом ментальной трансмутации (душевных превращений). В этой связи по-новому звучат слова Гермеса Трисмегиста: «Тот, кто понял Принцип Вибрации, схватил скипетр Могущества».
В эзотерической традиции обращают внимание и на другое уникальное свойство психической энергии, в частности на то, что она «наслаивает пространство, оседает и отлагается на всех предметах, окружающих человека. Человек — не только конденсатор космической энергии, но и мощный ее излучатель. Поэтому каков сам человек, носитель психической энергии, таковы и его вещи. Проблемным является срок сохранения наслоений психической энергии. Есть предположение, что она не уничтожается, не стирается ни веками, ни расстоянием, а живет тысячелетиями. Согласно преданию, атланты, египтяне, халдеи использовали это свойство психической энергии. Они наслаивали на предметы определенного качества психическую энергию, которая должна была производить жела-
емое действие на других. Такие предметы получали название «терафимы», или заклятые предметы, потому что при наслаивании произносилась опре-: деленная формула и заклятие.
Не менее парадоксальным свойством психической энергии, как отмечает А. Клизовский, является ее способность самоотделяться, т.е. самовольно уходить от человека. Считается, что высшая энергия разумна и отделяется не для того, чтобы производить возмездие, т.е. отрицательные действия, но прежде всего она устремляется на помощь находящемуся в затруднении. Пославший помощь чувствует внезапное утомление, а получивший помощь — прилив сил, но ни тот, ни другой часто не понимают, что же произошло. Можно направить энергию сознательно, но по этому привычному пути могут быть устремлены и бессознательные потоки энергии.
Не следует забывать, что любая приведенная в действие энергия порождает инерцию. Остановить эту инерцию почти невозможно, и оказывается, что каждое проявление психической энергии продолжает свое воздействие по инерции, иногда даже продолжительно, т.е. имеет инерционную природу. Мысль уже видоизменилась, а следствие прошлой посылки все еще пронизывает пространство. В этом сила психической энергии, в этом же и проблема, требующая особого внимания.
(Заметим, что понятие «внимание* — латинского происхождения; корень обозначает действие — «протягивать», «вытягивать». Посему выражение «уделить внимание» в действительности означает энергообмен, т.е. мысленное «вытягивание», «протягивание» духовной энергии.)
Наш современник вряд ли будет отрицать значение энергии мысли и воображения. Напротив, он с охотой примется подтверждать данный феномен многочисленными примерами из личной жизни. Тем не менее механизмы объяснения многообразных энергетических влияний «на тонком уровне» сконцентрированы не столько в научной, сколько в эзотерической литературе. Конечно же, объяснения эти сопровождаются специфическим для данной сферы мировосприятия дискурсом. Например, в герметизме, когда мы встречаемся с полярно противоположными областями (высшими бинариями), такими как дух и материя, жизнь и смерть, добро и зло, сознательность и реализационная власть, возможность их нейтрализации, т.е. порождение третьего члена, предполагает еще один план существования. С понятием «энергия» в древнейшей тайной мудрости, в герметизме и великих Арканах Таро связывают средний член в бина-рии дух— материя. Весь промежуточный (средний) план называется астральным, а крайние, соответственно, — ментальным и физическим. Таким образом, изучение энергии, согласно герметизму, есть изучение и познание плана астральности.
Поскольку астральный план смежен с ментальным и физическим, то в нем присутствуют отпечатки, отражения тех элементов, которые близко подходят к его области. Очень сконденсированные и типично сгруппированные коллективности идей имеют отражение в астральном плане и называются астроидеи, т.е. идеи, уже напросившиеся на форму. Такие ас-троидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их ра-
бот ментального характера, когда возникает вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей. Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме.
Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления отражаются в астральном плане как в зеркале, давая так называемое астральное клише событий физического плана. Будущие события стоят в некоторой зависимости от волевых импульсов свободных индивидуальностей. Однако, во-первых, каждое наше желание, каждая мера, предпринятая нами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть. Во-вторых, чем выше астральный подплан, тем менее изменяется это клише и тем лучше оно предсказывает событие. За астральными клише охотятся ясновидящие и гадатели. Легче других бросаются в глаза клише аномалий или событий грандиозного характера6.
Примечательно, что об энергетических взаимодействиях говорят с использованием понятия Tourbillons — вихревого движения, которое заняло свою нишу в современной синергетике. Проблема обращения с высшей энергией чрезвычайно сложна. Думая о желаемом, мы аккумулируем энергию, которая с данного момента начинает материализоваться. В эзотерической картине мира подобный процесс объясняется приблизительно следующим образом.
Когда человек нарисовал астральную картину дурного намерения, этим самым он породил сущность (коагулировав астрал). У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом — типично выраженная идея дурного желания. Ее влияние простирается прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурного. Эту сущность называют лярвой7. Она побуждает не забывать свое дурное желание, повторять волевой импульс и тем самым усиливать его. Она может подействовать и на другого человека. Так называемые лярвы просматриваются в ауре. Избавиться от них можно следующим образом: во-первых, осуществив сознательно волевое усилие не подчиняться дурному импульсу и гнать его от себя; во-вторых, сосредоточившись мыслью и воображением на другом предмете. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа, ибо всякая молитва есть акт сосредоточения.
В энергетическом, астральном плане существуют также астросомы, называемые эгрегоры коллективности. Они возникают, когда единомышленники, коллектив людей мыслят общую идею в общей же форме. Эти люди как бы обводят карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая данные контуры и делая их более заметными. Такой эгрегор, как и всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело. К примеру, эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению контингента самих членов.
Для человека характерна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему мини-
муму. Считается, что деятельность астросома особенно интенсивна во время сна. Проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела называется выходом его в астральный план, или экстерио-ризацией астрала. Оно бессознательно происходит у лиц, пораженных эффектами испуга и горя. Сознательно подобное состояние вызывают в себе маги и колдуны, чтобы проявить свою деятельность на расстоянии, высмотреть астральное клише земного бытия, поймать астроидею, решить запутанный теоретический вопрос.
Mens человека в это время работает не особенно сильно. Он сопровождает астральное тело и участвует в «сторожевой службе» физического. Такая «сторожевая служба» до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности.
Примечательно, что если астральное тело отсутствует, когда человеку наносятся физические повреждения, и наносимое повреждение мало передалось системе Tourbillons его астрала, то последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем меньше он сам был затронут. Это находит подтверждение в практике факиров, прокалывающих себе различные части тела и быстро их заживляющих энергетической деятельностью вернувшегося астросома. Если, наоборот, энергетической системе нанесен ущерб, то это вызывает повреждение физического тела в тех частях, которые соответствуют астральному.
Энергия и проблема зла. Существует твердое убеждение, что великая сила психической энергии есть обоюдоострый меч. Если, овладев ею, человек вздумает ударить своего ближнего, то другим концом, с удесятеренной силой, ударит самого себя и на много веков сбросит себя с лестницы восхождения8. Если оружие психической энергии не употреблять во благо, то оно превращается в орудие уничтожения носителя энергии.
Легенды о падших ангелах основаны на том, что стремление к эгоистическому могуществу в духовном плане неизбежно приводит' эгоистические души к потере душевного равновесия и падению их настолько глубокому, насколько до этого они высоко поднялись. Но даже таким душам дана возможность возврата, и они совершают обратное путешествие, жестоко при этом расплачиваясь.
Духовное развитие означает осознание и проявление внутренней духовности, духовности в нас. Испытатель психической энергии должен обладать терпением и доброжелательностью. Он не имеет права жаловаться и впадать в уныние.
Представители эзотерических знаний уверены, что поскольку психическая энергия — тончайшая, обращение с ней должно быть возвышенно утонченным. Существует серьезная проблема обращения с высшей энергией. Считается, что потенциал основной энергии был дан каждому человеку, но люди настолько различно обошлись с этим великим даром, что это привело к пугающим результатам. Развитие психической энергии без самоусовершенствования, без стремления человека к благу ставит его на путь самоуничтожения. Необходимо уметь владеть своим мышлением не только для того, чтобы устремлять его к действию, но и чтобы удерживать мысль от действия. Важно иметь в виду, что запас разумно
израсходованной психической энергии немедленно пополняется из сокровищницы Космоса
Посланная или направленная мысль (посыл), действующая в виде импульса на мозг, осознается как внушение. В современных исследованиях аналогичные процессы объединяются понятием «суггестия». Лицо может влиять на себя — автовнушение — или на другого — альтеровнущение. Внушение можно осуществить посредством слова, посредством образов и жестов, посредством мысли. Оно может быть произведено в состоянии бодрствования, как это делали факиры в Индии, в состоянии легковерия, в гипнотическим состоянии. Внушение можно заставить исполнить в тот же момент, через некоторое время, отложить на долгое время. Могущество воображения и внушения так велико, что даже явления стигматизации — появления знаков на организме — медик Агриппа объяснял именно мощью и силой воображения. В современной медицине также выделяют ряд психогенных источников тех или иных симптомом или болезней (рвота, расстройство желудка, обмороки, бледность или покраснение и т.п.) Для защиты от негативных влияний используются многообразные медитативные практики.
Накапливание психической энергии допустимо лишь для пользы мира, для общего блага и помощи ближним. Только те цели оправдывают накопление и сознательное применение психической энергии, которые могут быть полезны для ее носителя. Иными словами, требуется максимум положительных качеств и высокий нравственно-этический потенциал личности, ее направленность к свету и добру, идеалам гуманизма. Преградой и тормозом индивидуального развития становится отрицательное, недисциплинированное мышление, низкие недостойные мысли и так называемые «крупные ехидины, такие как гнев, страх, сомнение». Большой ущерб нанбсит раздражение, причем не только личностный, но и пространственный. Когда оно кровавым комком закладывает уши, разве слышит тогда человек? Когда мутнеет глаз, разве видит тогда человек? Когда завеса опускается на сознание, где же тогда приобретение? Для того, чтобы повысить качество своей энергии, необходимо очистить сознание, во-первых, и расширить его, во-вторых. В связи с этим обращает на себя внимание вывод отнюдь не материалистической философии и бывшего научного коммунизма, а эзотеризма и герметического учения, согласно которому первое условие повышения сознания состоит в сознательности труда. При этом, однако, необходимо осознание того, в чем можно преуспеть. Замечено, что самые занятые люди наиболее долговечны. Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний, удлиняя вместе с тем их существование. К способам улучшения своего сознания и, одновременно, к овладению высшей космической мощью помимо сознательного труда относят упорное, ничем не сломимое стремление к прекрасному, любви и состраданию ко всему живущему, стремление к высшему знанию. Состояния, когда жизнь обращается в единый, не знающий перерывов порыв к истине, Свету и знанию, свидетельствуют о накапливаемой психической энергии.
ЛИТЕРАТУРА
1 См.: Рогальская П. Атлантида // АУМ. Синтез мистических учений За
пада и Востока, 1990. № 3. С. 182-183.
2 См.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 563.
3 Там же. С. 564.
4 Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С. 39.
5 См.: Каизовский А. Психическая энергия. Рига, 1990. С. 14.
6 Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 22-23.
7 Тамже. С. 23.
8 См.: КлизовскийА. Указ. соч. С. 59.