Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Перечень родовых категорий 2 страница




1 См. гл. 7.

2 При желании можно (и здесь такое уже делалось) развернуть тер­
минологическое выражение наличия, восстанавливая в нем причастие су­
ществующий:

которого элемента его нехватке. Итак, вид определяется двояко: противопоставляясь сам по себе, in abstracto, дру­гим видам; противопоставляя in vivo свое появление свое­му отсутствию1. Вариант существования хорошо известен в лингвистике, где он эквивалентен оппозиции полной и ну­левой степени. Эта оппозиция будет структурироваться сле­дующим образом2:

9.4. Вариант искусственности (III)

Вариант искусственности противопоставляет естествен­ное искусственному, согласно следующей схеме:

Очень важна мифологическая история этого варианта: на протяжении веков наша одежда как бы и не знала самой альтернативы естественного и искусственного; один из ис­ториков одежды3 связывал зарождение в ней имитаций с началом капитализма (накладные рукава, перед жилета из более дорогого материала, чем спина, и т.д.) - возможно, в связи с новой социальной ценностью, показным блеском. Трудно, однако, определить, явилось ли выдвижение есте­ственности в ранг вестиментарной ценности (поскольку рож­дение искусственности с неизбежностью повлекло за собой не существовавшую прежде значимую оппозицию настоя­щее / искусственное) прямым результатом изменений в ментальности или же технического прогресса: ведь чтобы делать как настоящее, требовалось совершить некоторые

1 Как мы уже давали понять, в терминологическом плане иногда не­
избежно происходит наложение двух утверждений - в высказывании пид­
жак без пояса
пояс может противопоставляться хлястику или же своему
собственному отсутствию.

2 Такого рода таблица уже пояснялась (см. выше, 9, 1).

3 J.Quicherat, Histoire du costume en France, Paris, Hachette, 1875, p. 330.

открытия. Как бы то ни было, пока общим правилом явля­ется естественное, оно уподобляется нормальному, а пото­му отмечается главным образом искусственное - кроме слу­чаев, когда сама же техника способствует непосредствен­ной конкуренции между моделью и подражанием (настоя­щая шерсть, ручной пошив и т.д.)'. Однако сегодня идея настоящего как превосходного имеет тенденцию к ослабле­нию благодаря выдвижению новой ценности - игры2. От­ныне большинство речевых упоминаний искусственности опирается именно на игру: либо ей приписывают власть ва­рьировать личность человека и тем самым демонстрировать ее виртуальное богатство, либо ею стыдливо оправдывают­ся экономные усовершенствования в одежде. В результате искусственность все более афишируется как таковая; обыч­но она затрагивает либо функцию вещи, которая становит­ся ненастоящей (фальшивый узел - это узел, которым ни­чего не привязывается), либо сам ее статус, то есть степень ее материальной независимости: нередко какой-либо пред­мет объявляется поддельным в том случае, если он кажет­ся независимым, тогда как на самом деле технически пара­зитирует на главном предмете, к которому он незаметно пришит; так, ложный комплект искусственен потому, что на самом деле образован одним предметом. Пожалуй, толь­ко материал не поддается этому подъему искусственности; о его подлинности иногда упоминают специально, разуме­ется с похвалой3.

9.5. Вариант маркированности (IV)

Некоторые элементы способны придавать акцент, дру­гие - получать его. Однако в вестиментарном синтаксисе нет структурной оппозиции между подчеркивающим и подчерки ваемым, в противоположность естественному языку, различа­ющему активную и пассивную формы; в случае вестиментар-ного кода главное - признать, что между двумя элементами

' Существуют машины, создающие иллюзию ручного пошива (Entreprise, n° 26, 15/4, р. 28-31).

2 См. ниже, 18, 9.

3 Между синтетическими (или искусственными) и натуральными
тканями больше практически нет семантической оппозиции; она бывает
разве что поначалу, когда новый синтетический материал начинает выпус­
каться и имитирует какой-нибудь новый материал (сюрнил и илюш). В
дальнейшем же синтетические ткани, взрослея, больше не нуждаются в
поддержке «настоящих».

(обычно между объектом и суппортом) есть разница в мар­кированности. Такая двойственность хорошо видна в тех слу­чаях, когда объект и суппорт совмещены и можно сказать, что субстанция сама себя маркирует: сказать, что талия (едва) намечена, - значит сказать, что талия создает и получает мар­кированность, оставаясь более или менее сама собой'. Таким образом, подчеркиваемое никоим образом не противостоит под­черкивающему; и то и другое включается в один термин, об­разуемый неопределенным наличием самого феномена марки­рованности; противоположным термином могло бы быть толь­ко неотмеченное (или же неотмечающее), которое можно было бы назвать нейтральным; этот термин настолько нор­мальный, что он остается невыраженным (кроме случая цве­та). Итак, таблица варианта маркированности выглядит так:

Акцентируя наличие той или иной родовой категории, но не прибавляя к нему ничего кроме нее самой (талия едва намечена), вариант маркированности сближается с ут­верждением существования; можно сказать, что он заменя­ет его; если, скажем, отсутствие какого-то элемента физи­чески невозможно и, следовательно, вариант существова­ния не может работать, тогда значимость существования достигается маркированностью; у предмета одежды (за ис­ключением чулок) нельзя отнять швы, а потому напрас­ным, казалось бы, было указывать, что таковые имеются; но они могут наличествовать эмфатически, в форме види­мых стежков, которые и будут выражаться вариантом мар­кированности. А поскольку маркированность - это некое сверхсуществование, то и противоположность ее как бы приподнимается на ступень: теперь это уже не отсутствие, а простое, неакцентированное существование, нейтральность; мы еще увидим, насколько сильной может быть (порой в далеких друг от друга высказываниях) знаковая способ­ность варианта маркированное / нейтральное, когда он вво-

1 Галия едва намечена/ OS (интенсив) V

дится в видовые составляющие родовой категории цвет: в самом деле, цвет не может быть несуществующим, нет ни­чего, что бы не имело цвета1; то есть в Моде бесцветное -это всего лишь нейтральное, немаркированное, тогда как цветное является синонимом яркого, то есть маркирован­ного. Заметим, наконец, что варианту маркированности при­суща весьма сильная риторическая тенденция: акцентиро-ванность - это эстетическая ценность, в значительной мере она относится к коннотации; можно сказать, что эмфаза ста­новится равномерно возможной в вещи потому, что эта вещь является объектом описания; эмфаза зависит от слов коммен­татора; в реальной, внеязыковой одежде можно, пожалуй, вы­делить разве что встречу двух элементов или, в случае под­черкнутой талии, присутствие другого варианта - облегания.

III.ВАРИАНТЫ КОНФИГУРАЦИИ

9.6. Форма и Слово

В одежде-образе конфигурацией2 (формой, облеганием, движением) поглощается почти вся сущность одежды; в одежде-описании она уступает в важности другим факторам (таким как бытие, материя, мера и т.д.); одна из функций языка, очевидно, и заключается в том, чтобы бороться с тиранией визуального восприятия и связывать смысл с другими спосо­бами восприятия или ощущения. Даже и среди самих форм слово может создавать такие значения, которые с трудом пе­редаются образом: слово гораздо гибче образа, когда нужно сделать значимыми (а не ощутимыми) те или иные комплексы или движения; слово дает семантической системе одежды свою силу абстракции и обобщения. Так, в отношении формы язык вполне может обходиться лишь ее основными конститутивны­ми началами (прямым и округлым), хотя преобразование этих начал в реальную одежду чрезвычайно сложно - ведь круг­лая юбка заключает в себе немало других линий, кроме кри­вых. Так же и с облеганием: сложная идея какого-нибудь контура может быть передана одним лишь словом (влитое, с напуском). Так же и с самым тонким из формальных факто­ров - движением (блузка враскачку): сложной является фо­тография реальности, а письменная ее версия сразу становит-

1 См. ниже, 11, 12.

2 Здесь имеется в виду живая конфигурация, близкая к понятию Gestalt.

ся значимой. В самом деле, язык позволяет точно зафиксиро­вать даже в конечном мелком элементе (обозначаемом одним словом) источник смысла, и его действие будет распростра­няться по всей сложной структуре.

9.7. Вариант формы (V)

Вариант формы - терминологически один из самых бо­гатых: прямое, круглое, закругленное, стреловидное, куби­ком, квадратное, шарообразное, удлиненное и т.д. Все эти термины могут вступать в значимую оппозицию друг с дру­гом, и парадигма такого варианта никак не может быть про­стой. Совмещения связаны здесь с двумя обстоятельствами, отчасти обусловленными эллиптической природой языка: с одной стороны, бывает, что объемные предметы характери­зуются через свою плоскостную проекцию (прямой пиджак, квадратное пальто); с другой стороны, нередко вариант формы относится лишь к какой-то части вещи (ее краю, например), но характеристику формы получает вся вещь в целом: перчатки раструбом - это, собственно, такие пер­чатки, у которых форму раструба имеет верхняя часть. И все же, хотя всю дюжину терминов, составляющих вариант формы, и не удается свести коммутациями к простой оп­позиции (поскольку каждый термин может вступать в оппо­зицию к остальным), эта парадигма очевидным образом обла­дает некоторой рациональной структурой; она образуется ис­ходной оппозицией, напоминающей древнюю гераклитовскую пару — Прямого и Кривого; в свою очередь, каждый из этих двух полюсов разменивается на дальнейшие термины, в зави­симости от дополнительных критериев: прежде всего это кри­терий параллелизма - или расхождения - основных формо­образующих линий; так, прямое порождает квадратное, удли­ненное (или острое, или стреловидное) и граненое; из криво­го же рождаются круглое, раструбом и овальное; далее, это геометрический критерий, когда форма рассматривается либо как плоская, либо как объемная; при этом из прямого получа­ются квадратное (плоскость) и кубиком (объем); кривое же дает шарообразное и колоколом'1. Получается следующая па-

1 Примеры ассоциаций: Плащ-кубик. Плащ с квадратным воротником. - Удлиненные туфли. - Галстук или каблук-многогранник - Круглый ворот­ник. - Шарообразный плащ или юбка. ~ Юбка раструбом. - Веретенообраз­ные брюки. - Овальный вырез ворота. - Юбка-колокол. - Отворот (кармана) треугольником.

радигма, причем каждый из ее признаков может вступать в оппозицию с другими:

9.8. Вариант облегания (VI)

Вариант облегания имеет своей функцией делать зна­чимой степень прилегания одежды к телу; тем самым он отсылает к чувству дистанции; он сильно сближается с дру­гим вариантом - объемности; но если в объемности, как мы увидим, эта дистанция словно оценивается по отношению к внешней поверхности вещи и ко всему пространству, окру­жающему ее {большой плащ - это плащ, занимающий мно­го места), то в облегании, наоборот, та же самая дистанция оценивается по отношению к телу; тело здесь служит яд­ром, а вариант выражает собой большее или меньшее дав­ление на него {свободный плащ); можно сказать, что в ва­рианте объемности референтная дистанция открыта (в ок­ружающее пространство), а в варианте облегания - закры­та (замкнута на тело); в первом случае существенна мера глобальности, во втором - чувство пластичности. Впрочем, облегание может имплицитно сочетаться и с другими вари­антами: с подвижностью в случае колышущегося (вещь — пола платья или шарф - может настолько эмансипировать­ся от тела, что, кажется, даже отделяется от него); с жест­костью1 в случае пышного2. Тело является не единственным центром тяготения одежды - иногда ее элемент отсылает сам к себе, как в случае затянутого узла или свободного узла. Таким образом, речь тут идет о движении сжатия и расширения вообще. В конечном счете единство варианта образуется на уровне ощущения; облегание - вариант хоть и формальный, но кинестезический, переходный между фор-

1 Вариант гибкости (IX).

2 Разумеется, в реальности одежда не может всюду отделяться от
тела - она где-нибудь да должна на него опираться; но стоит вспомнить
некоторые исторические костюмы, с пышным напуском почти повсюду (на­
пример, елизаветинские - см.: N.Truman, Historic Costuming, London, Sir Isaac
Pitman and Sons, 10th ed, 1956, p. 143).

мой и материей; его принцип - значимое чередование стя­нутого и свободного, сдавленности и relax'а; то есть с точки зрения психологии (или психоанализа) одежды это один из самых богатых вариантов1. Поскольку этот вариант осно­ван на чувстве дистанции, то шкала его вариаций естествен­но носит интенсивный характер, несмотря на то, что, со­гласно терминологическому правилу, его выражение оста­ется дискретным; таким образом, перед нами два знаковых состояния (но не отдельных сущности) - стянутое и сво­бодное, терминологические вариации которых могут быть внешне очень далекими друг от друга, в зависимости от того, имеется ли в виду отношение вещи к телу (по фигуре) или же к себе самой (стянутое). К каждому из этих двух терминов следует прибавить, по крайней мере как запасной термин, еще и превосходную степень: для подогнанного по фигуре - влитое, а для свободного - пышное (в данном случае - не без влияния варианта гибкости). Если же вещь по самому своему видовому определению предполагает из­вестное облегание фигуры, то в языке, разумеется, будет отмечаться только другой, эксцентрический термин; первый термин, соответствующий нормальному состоянию, останется имплицитным; блузка не может стать прилегающей, не выйдя тем самым за рамки своей видовой категории, — то есть она может быть либо нормальной, либо колышущейся. Итак, вот таблица варианта облегания:

1 Облегание одежды легко поддается психоаналитическому коммен­
тарию; попытку такого комментария предпринял Флюгель, наметив типо­
логию характеров, основанную на стянутости одежды, которая рассматри­
вается как защита и вместе с тем как тюрьма (Fliigel, The Psychology of
Clothes,
London, The Hogarth Press, 3rd ed., 1950).

2 Строгое - смешанный термин; подобно маленькому, он отчасти
принадлежит терминологическому уровню, а отчасти риторическому (см.
4, 3 и 17, 3).

9.9. Вариант движения (VII)

Как уже указывалось, вариант движения призван ожив­лять общий облик одежды. Линия одежды является вектор­ной, но обычно ее направление определяется вертикальным строением человеческого тела; поэтому основная оппозиция варианта движения - подъем / спуск"1 - включает в себя тер­мины другого варианта - высокое / низкое; конечно, свитер с подъемом — это свитер с высоким воротником, однако с точки зрения целого данный термин обозначает именно движение; технически воротник «поднимается» от основной части свите­ра, лингвистически же (то есть метафорически) вся вещь как бы устремляется вверх. Так же и с высокими перчатками - у них просто длинная верхняя часть, но семантически они опре­деляются (то есть противопоставляются иным типам перча­ток) тем, что словно поднимаются вверх по руке. Во всех таких случаях реальное свойство переносится с отдельной ча­сти на общий облик вещи; поэтому данный вариант недалеко отстоит от риторического состояния; он многим обязан самой природе одежды-описания. Итак, два полюса оппозиции об­разуют подъем и спуск, к которым следует прибавить метафо­рические вариации этих терминов {.взлет, падение, наклон), употребление которых зависит от суппорта. Сочетание подъе­ма и спуска в одном и том же движении дает смешанный, или составной термин — распашное, который предполагает суще­ствование двух коррелятивных поверхностей, а значит и еще одну, паразитарную оппозицию: вперед / назад2; тот же са­мый нюанс можно порой найти и в терминах устремленность и ускользание; но поскольку здесь уже нет следа понятий вер­ха и низа, то эти термины можно рассматривать как нейтраль­ную категорию по отношению к главным полюсам, не прича­стную эксплицитно ни к подъему, ни к спуску. Как мы видим, дифференциальная арматура данного варианта фактически образуется ориентацией, а не движением - оно-то присутству­ет во всех членах оппозиции; иначе нулевым термином (без движения) было бы что-то вроде плоско-невозмущенного, ка-

1 См. ниже, 10, 1. Термин опадающее сближается с опущенным (вари­
ант изгиба), но не должен с ним смешиваться, так как опущенное предпо­
лагает идею отогнутых полей или отворотов.

2 Распашное раскладывается на подъем вперед + падение назад. Сле­
дует заметить, что обратное движение (подъем назад + падение вперед)
рассматривается как глубоко неэстетичное (и потому никогда не упомина­
ется) - таков силуэт Полишинеля.

ковое, конечно же, не засвидетельствовано. То, что движе­ние есть настоящая ценность, доказывается тем обстоятель­ством, что его отсутствие не эвфемично и не может упоми­наться; всю семантическую рельефность получают различ­ные модальности движения, поэтому его неизбежно прихо­дится признавать за самостоятельный вариант, независимо от вариантов, которые столь сильно участвуют в его струк­туризации, - положения и, иногда, меры (высокая перчат­ка = длинная перчатка). Парадигматическая таблица ва­рианта движения выглядит так:

IV. ВАРИАНТЫ МАТЕРИИ

9.10. Кинестезия

Это группа вариантов, чья функция в том, чтобы прида­вать значимость некоторым состояниям материи - ее весу, гибкости, рельефу ее поверхности и прозрачности. Можно сказать, что кроме прозрачности все это тактильные вариан­ты, но все-таки лучше не подчинять чувство одежды какому-то одному из наших органов чувств; когда одежда кажется тяжелой, непроницаемой, жесткой или гладкой (по крайней мере, когда об этих ее чертах упоминается в журнале), она скорее связана с теми внутренними телесными ощущениями, которые называются кинестезией: варианты материи - это ки-нестезические варианты, и в этом их единство; соответственно эти варианты, вероятно, более всех остальных сближаются с «поэтикой» одежды; хотя вообще-то ни один из них не явля­ется буквальным - ни вес, ни прозрачность ткани не могут быть уподоблены каким-либо отдельным свойствам; прозрач­ность - это также и легкость, а вес — также и жесткость1; по сути, кинестезия сводится к оппозиции удобного и неудобно­го2; действительно, это и есть два главных ценностных значе-

1 Эти понятия можно сводить в тематические группы, пользуясь тем
методом анализа, который принят в литературной критике.

2 Эту оппозицию мы уже отмечали в варианте облегания.

ния одежды - в старину тяжелое наделялось значением, свя­занным с властью, ныне же предпочтение обычно отдается комфорту, а стало быть легкости; этим предпочтением объяс­няется тот факт, что тяжелое, как нечто неблагоприятное, редко упоминается в речи; а прозрачное, как нечто эйфори-ческое, далеко отделяется как особо благоприятное ощущение от своей противоположности - непроницаемого, которое ни­когда не упоминается, поскольку является нормальным; та­ким образом, игра оппозиций отчасти испытывает здесь воз­мущающее воздействие имплицитной системы чувственных (а на самом деле исторических) табу. В принципе эти варианты материи должны были бы относиться только к тканым, волок­нистым, деревянным, каменным и металлическим субстанци­ям, из которых изготавливаются предметы одежды и аксессу­ары; одним словом, логически они должны были бы приме­няться лишь к родовой категории Материал, но так обстоит дело с технологической, а не с семантической точки зрения; ведь постоянно можно видеть, как в одежде-описании приро­да материи переносится в порядке синекдохи на самое вещь или, реже, на какую-то ее часть, легкая блузка - это блузка из легкой ткани, ажурное пальто - пальто, вязанное крюч­ком; но поскольку терминологическое правило требует как можно более буквально понимать то, что говорится в журнале (кроме случаев, когда терминологические замены нерелевант­ны с точки зрения вестиментарного кода), то приходится счи­тать, что варианты материи применимы к большинству родо­вых категорий, не обращая внимания на то, что вещь сводит­ся к ее материалу. Кому-то может почудиться противоречие в возможности (признаваемой нами) привести платье из по­лотна к форме платье из полотняной {ткани) и невозмож­ности (утверждаемой нами) привести тяжелое пальто к фор­ме пальто из тяжелой ткани; но полотно - это одна из видо­вых составляющих родовой категории Материал, а если счи­тать видовой категорией тяжесть, то она может относиться только к родовой категории Вес; полотно существует благода­ря отношению эксклюзивности, а тяжесть - благодаря отно­шению противоположности (* легкое). К тому же в «легкос­ти» блузки могут принимать участие и иные элементы (по­крой, складки и т.д.), коль скоро мы признаем, что благодаря языку весовая характеристика одежды представляет собой факт скорее «поэтический», чем молекулярный: в самом деле, она очень хорошо согласуется с совмещением материала и всей

вещи; напротив того, в варианте рельефа такое совмещение труднее - он очень плохо отделяется от изменяемой им мате­рии; язык противится его переносу на целые предметы или аксессуары; ткань пальто может быть грубой, но это качество не переносится терминологически на пальто в целом; отсюда редкость этого варианта; стало быть, эффективность вариан­та1 зависит не от реальности (существует много не гладких, а зернистых тканей), а опять-таки от способности языка по-своему членить эту реальность.

9.11. Вариант веса (VIII)

Техническим специалистам Моды хорошо известно, что лучшей характеристикой ткани является ее физический вес; точно так же мы увидим позднее, что вариант, имплицитно позволяющий разделить бесчисленные виды материала на две больших значимых группы, - это именно вариант веса2; то есть семантически (а не физически) материал тоже лучше всего характеризуется своим весом. В этом одежда словно подчиня­ется древнему разделению Парменида - на легкие вещи, кото­рые сближаются с Памятью, Голосом, Живым, и вещи плот­ные, сближающиеся с Темным, Забвением, Холодом; в самом деле, тяжесть - это тотальное ощущение3; это хорошо показы­вает терминология, уподобляющая сухое (а иногда даже тон­кое) легкому, а толстое {крупное) - тяжелому*; возможно, здесь перед нами поэтичнейшая реальность одежды - заменяя собой тело, одежда своим весом причастна к основополагаю­щим грезам человека о небе и пещере, о возвышенной жизни и погребении, о взлете и оцепенении; благодаря своему весу одежда превращается в крылья или саван, в источник соблаз­на или авторитета; церемониальные (особенно харизматичес­кие) одежды - тяжелые; власть - это мотив, связанный с не­подвижностью и смертью; а одежды, в которых празднуют свадьбу, рождение, жизнь, - легки и воздушны. Структура

' Эффективностью варианта мы будем называть (см ниже, 12, 11) его способность соединяться с различным (разумеется) числом родовых категории

2 См ниже, И, 11

' Тяжесть может усугубляться или распространяться дополнитель­ными вариантами широкополая одежда тяжелее, чем одежда с удлинен­ным силуэтом, широкие складки весят больше и тд

А Крупное и толстое - это обычно термины меры, однако они от­сылают и к весу, если данная видовая категория не сочетается с вари­антом объема

данного варианта имеет полярный характер (тяжелое / лег­кое). Но мы знаем, что в Моде упоминаются (наделяются значением) одни лишь эйфорические черты; а потому стоит некоторому термину в соединении с некоторым суппортом ока­заться неблагоприятным признаком (например, тяжесть чу­лок), как он дисквалифицируется и исчезает из оппозиции; благоприятный же термин (например, легкое) при этом оста­ется, но является достойным упоминания (то есть значимым) лишь по сравнению с имплицитным термином - нормальным: нормальная блузка не является ни тяжелой, ни легкой; будь она тяжелой, она выглядела бы неуместно, а ее легкость мо­жет быть упомянута по сравнению с нейтральностью обыч­ных блузок. Собственно, в наши дни именно легкость чаще всего воспринимается эйфорически, так что постоянная оппо­зиция этого варианта - [нормальное] / легкое1; однако тя­желое не несет уничижительного смысла во всех тех случаях, когда за вещью в достаточной мере признается защитная или церемониальная функция, оправдывающая тематику компак­тного и толстого (шали, пальто), или же в тех случаях (впро­чем, очень редких), когда Мода стремится прославить некий мрачный стиль (ожерелье, браслет, вуалетка). Таблица вари­анта такова:

9.12. Вариант гибкости (IX)

Язык располагает лишь одним односторонне окрашенным термином (гибкость), который покрывает два противополож­ных значения (мягкое / жесткое), но, конечно, под гибкос­тью следует подразумевать то общее качество, которое позво­ляет одежде лучше или хуже сохранять форму. Гибкость пред­полагает некоторую плотность — ни слишком сильную, ни слишком слабую: предметы по природе жесткие (например, клипсы), или слишком мягкие, или же всецело паразитирую-

1 Такой сдвиг от тяжелого к легкому подкрепляется эволюцией ре­альной одежды: цифры продаж пальто снижаются, их заменяют более лег­кие вещи (плащи-дождевики, габардиновые пальто) - возможно, в силу урбанизации населения и распространения автомобилей (см.: Consummation, 1961, п° 2, р. 49).

щие на какой-то другой детали не могут поддерживать этот вариант. Как и вес, гибкость является по преимуществу вари­антом материала, но здесь, как и в случае веса, постоянно происходит перенос вариации на вещь в целом. Как и для веса, оппозиция здесь в принципе полярная (мягкое / жест­кое), но если в старину жесткое обычно расценивалось как положительное (платья с арматурой, накрахмаленное белье)1, то сегодня почти все речевые упоминания варианта покрыва­ются термином мягкое; жесткое признается лишь примени­тельно к некоторым видам тканей (жесткая тафта), а на­крахмаленное почти полностью отсутствует (даже в мужской одежде); в большинстве тех случаев, где мягкое просто упо­минается, оппозиция сдвигается на одну ступень и противопо­ставляет термины мягкое и менее мягкое; приходится, стало быть, дополнить ее имплицитным членом, а именно нормаль­ным, как это показывает таблица варианта, во многом анало­гичная таблице варианта веса:

9.13. Вариант рельефа (X)

Вариант рельефа обладает более узким применением, так как он относится лишь к неровностям, которыми может быть покрыта поверхность суппорта2: это поистине вариант мате­риала, от которого он с трудом терминологически отделяется; язык неохотно переносит его на вещь в целом, разве что на некоторые ее части (поля, воротники). Его термины могут быть поняты лишь по сравнению с некоторой усредненной поверхностью (ткани), от которой отсчитываются более высо­кие или более низкие уровни - впадины или выступы.

1 Флюгель (Fliigel, Psychology of Clothes, p. 76) предложил психо­
аналитическую интерпретацию накрахмаленного, толкуя его как фалли­
ческий символ.

2 Это не значит, что он психологически неважен. Анкета, распростра­
ненная Лазарсфельдом, показала, что люди с низким доходом предпочита­
ют гладкие ткани (а также горький шоколад и резкие духи), а люди с
более высоким доходом - «неровные» ткани (а также легкий шоколад и
духи). - P.F.Lazarsfeld, «The psychological aspect of market research», Harvard
Business Review,
13, 1934, p. 54-57).

Данный вариант придает значимость всему тому, что де­лает выпуклой или вогнутой поверхность ткани (но не силуэт тела - его контуры зависят от варианта облегания); именно это позволяет, например, считать, что накладные карманы связаны с термином выступания, - это карманы, добавленные извне, они выделяются на фоне вещи. Вариант этот хоть и редок, но образует вполне укомплектованную структуру: два полярных члена (выступающее / впалое) и один смешанный (выступающее и впалое) - это мятое (шляпка из мятой ткани), которое не является уничижительным определением, так как оно упомянуто журналом в качестве «забавной» детали.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.