Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Функция видового утверждения




7. 13. Общая функция: от природы к культуре

Видовая категория занимает стратегически важное мес­то в системе Моды. С одной стороны, как простое наимено­вание одежды, она покрывает собой весь план денотации одежды-описания - прибавить к видовой категории некото­рый вариант (в особенности видовой вариант как таковой) уже значит выйти из сферы буквальных смыслов, «интер­претировать» реальность, начиная процесс коннотации, который сам собой развивается в целую риторику; в своей материальности видовая категория совершенно инертна, замкнута в себе, индифферентна к любому значению, о чем хорошо свидетельствует тавтология, непроизвольно выра­жающая собой ее денотативность: пальтоэто пальто. А с другой стороны, эта материя полна разнообразия; именно

в подвижном перечне видовых категорий раскрывается раз­нообразие технических приемов, форм и обычаев, одним словом все то, что в природе (пусть даже уже социальной) не поддается никакой классификации. Это то конкретное разнообразие, которое дается природой и которое культу­ра, завладевая им посредством видового утверждения, де­лает интеллигибельным1. Для этого ей достаточно превра­тить видовую материю в видовую функцию, вещь — в тер­мин систематики2, пальто - в выбор. Но, чтобы быть значи­мым, этот выбор должен быть произвольным; поэтому Мода как культурный институт чаще всего размещает свои видо­вые утверждения там, где выбор как бы не продиктован никакой «естественной» мотивировкой; между теплым пальто и легким платьем не может быть свободного выбора, а ста­ло быть и значения, - здесь все решает температура на улице; значимый выбор бывает лишь там, где кончается природа: природа не принуждает ни к какому разграниче­нию между тюссором, альпагой и полотном, между чепчи­ком, колпаком и беретом; поэтому и значимая оппозиция не пролегает непосредственно между однородными видами, а только между утверждением (какого бы то ни было объек­та) и его имплицитным отрицанием, между выбором и от­казом; факт системы — не в том, что выбирается полотно, а лишь в том, что выбирается нечто в некоторых пределах; можно сказать, что здесь два члена парадигмы суть выбор и его пределы {а / (А - а)). Итак, превращая материю в функцию, конкретную мотивировку в формальный жест и, согласно знаменитой антиномии, природу в культуру, ви­довое утверждение поистине открывает собой систему Моды: за этим порогом начинается интеллигибельное.

7. 14. Методическая функция

Эта основополагающая функция видового утверждения присутствует и в методическом плане: именно видовым ут­верждением открывается наше описание системы. Образуя

1 Ср.: Cl.Levi-Strauss, La Pensee sauvage, Paris, Plon, 1962, p. 164: «Факти­
чески существуют две истинных модели конкретного разнообразия: одна - в
плане природы, модель разнообразия видов; другая - в плане культуры, пред­
ставленная разнообразием функций» (КЛеви-Стросс, Первобытное мышление,
М, Республика, 1994, с. 210.- Прим. перев.)

2 Как мы уже видели по замечанию Соссюра, само слово термин
предполагает переход к системности (см. выше, 2, 1).

классы несовместимых элементов, или роды, она позволяет работать с этими родовыми категориями вместо видовых составляющих, которые ими «покрываются». Но, как мы видели, видовые категории суть те самые субстанции, кото­рыми наполняются объекты и суппорты значения. И для объекта и для суппорта годится любая видовая категория, в силу следующего принципа: вся материальность одежды исчерпывается на уровне матрицы объектами и суппор­тами, а на уровне терминологии - родовыми и видовыми категориями. Поэтому перечень объектов и суппортов в конечном счете сводится к перечню видов и родов; доста­точно путем проверки на несовместимость составить список родовых категорий, чтобы получить в свое распоряжение и перечень объектов-суппортов. Род — это та рабочая едини­ца анализа, которая вбирает в себя заодно и объект и суп­порт, в отличие от варианта, который к нему не сводим, поскольку обладает иной субстанцией, чем собственно ма­териальная (или вестиментарно синтагматическая) часть матрицы. Роды, варианты и характер их сочетания (час­тое, возможное или невозможное) служат поэтому элемен­тами, позволяющими полностью реконструировать общую систему означающего Моды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.