Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конца XIX – начала ХХ века?




 

Религиозная философия конца XIX – начала ХХ века объединяет несколько философских школ, среди которых необходимо особенно выделить:

1) персонализм – экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека, которую можно объяснить только через ее причастность к Богу. Человек – это всегда личность, Персона, сущность которой в ее душе. Душа человека фокусирует в себе космическую энергию. Она самостоятельна и самонаправляется. Одни люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма, другие же, в коллективистских культурах, растворяются в массе, где их личность нивелируется. Персоналистический подход дает возможность уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность, путь к которой лежит через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности. Через личность человека развивается история и общество. Основные проблемы персонализма связаны с вопросами свободы и нравственного воспитания человека. Если личность стремится к Богу, или, что одно и то же, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармонии личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, как «вовлечение» людей в преобразование мира. Представителями персонализма являются: Макс Шелер (1874 – 1928), Мартин Бубер (1878 – 1965), Эммануэль Мунье (1905 – 1950) и др.);

2) христианский эволюционизм – религиозно-философское учение Тейяра де Шардена (1881 – 1955). Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) – известный ученый-антрополог и католический философ. Окончив иезуитский колледж и семинарию во Франции, он затем принял монашество в ордене иезуитов, некоторое время преподавал в Парижском католическом институте. Основными работами Тейяра де Шардена являются: «Божественная среда» (1926 – 1927); «Феномен человека» (1948). Ряд теологических трудов («Как я верую», «Введение в христианскую жизнь», «Размышления о первородном грехе» и др.). Все они характеризуют его как богослова. Тейяр де Шарден осмысляет развитие мира и человека в свете данных современной ему науки. Он считает возможным синтез науки и религии в решении проблем строения и сущности Вселенной, сущности и смысла жизни человека. Главная задача философии, теологии, науки состоит в том, чтобы увидеть и показать, чем становится и чего требует человек. Ответ на этот вопрос связан с другими кардинальными проблемами. Какое место в мире занимают Бог и человек? Возможна ли гибель мира? Как возможна свобода человека? Мыслитель считает, что мир имеет способность к собственному усложнению. Степень усложнения соответствует с количеству психического сознания, которое в космосе нарастает. В конечном счете возникает и совершенствуется сознание человека. Человек – это итог эволюции космоса. Стадии развития вселенной таковы: «преджизнь» – «жизнь» – «мысль» – «сверхжизнь». Последнее означает такое состояние общества, когда мир людей сплотится на основе христианского гуманизма. На последней стадии произойдет соединение разума и веры, науки и религии. Тейяр де Шарден считает основой мира энергию, которая бывает двух видов: тангенциальная и радиальная. Первая связывает воедино однородные предметы (например, река – море – океан). Второй вид демонстрирует нарастание сложных явлений (например, восприятие – ощущение – интеллект – гений). Радиальная энергия приравнивается Шарденом к «божественной благодати». Мир в целом видится ему как живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. Вместе с тем философа не следует считать пантеистом. Он не утверждает, что Бог является «всем», проявляется «во всем». Бог через любовь как бы «касается» всего, «пребывает», но не является в любом процессе мира;

3) неопротестантизм – направление в религиозной философии и теологии, получившее распространение после Первой мировой войны в Европе, а в 30-е гг. ХХ века – в США, противопоставляющее авторитарного Бога ограниченному в своих возможностях человеку (представители: Эрнст Трёльч (1865 – 1923), Адольф фон Гарнак (1851 – 1930), Пауль Тиллих (1886 – 1965), Рудольф Бультман (1884 – 1976) и др.). Основные вопросы непротестантских философов можно свести к вопросам о познаваемости Бога и своеобразии христианской веры. При этом познание Бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Человек может существовать как «подлинный» – верующий, и «неподлинный» – неверующий. Неверующий человек находится в «видимом мире», его жизнь тревожна, проникнута страхом. Только религия может вывести его из состояния страха и тревоги. Религия оставляет человека наедине с Богом и, тем самым, приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма заключается в создании теологии культуры, которая с позиции религии объясняла бы все явления жизни, поскольку Бог пребывает в мире как его первооснова и глубина. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека. Изучение культуры и истории открывают нам Бога как первооснову всего существующего.

Немецкий философ и протестантский теолог, историк религии, социолог Эрнст Трёльч (1865 – 1923) учился в Берлине и Геттингене. Служил короткое время викарием в Мюнхене, а затем преподавал теологию и философию в Геттингенском, Боннском, Гейдельбергском и Берлинском университетах. Его основные работы: «Историзм и его проблемы» (1902), «Абсолютное значение христианства и история религии» (1902), «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912), «Историзм и его преодоление» (1924). Трёльч считал религию иррациональным явлением. Настоящая религия основана на мистическом переживании тайны жизни, связанным с чувством необходимости и обязанности. Роль религии в утверждении неких вневременных ценностей (любви, красоты, добра и др.), но рациональное понимание и научное обоснование этих ценностей недоступно разуму человека. Большой резонанс вызвали идеи Трёльча в области философии истории. В истории есть смысл и цель. Постановка вопроса о смысле и цели истории оправдана и необходима, разрешение этой проблемы возможно, считал Трёльч. Обращаясь к наследию Гегеля, Маркса и, одновременно, трудам христианских теологов, Трёльч выдвигает идею абсолютной уникальности и неповторимости исторических процессов. Историк всегда создает единую конструкцию развития человечества, объединяя в ней прошлое, настоящее и будущее. Такая система называется «культурным синтезом». «Культурный синтез» демонстрирует единство истории, призывает к определенным действиям, дает масштаб для оценки исторических явлений. История едина, но не для всего мира потому, что человечество духовно различно и его история различна. Но может быть европейская история, которая для европейцев кажется «всемирной». Все другие культуры европейцы оценивают с позиций «европеизма», следовательно, не адекватно.

Смысл изучения истории состоит в том, что оно помогает понять настоящее. Парадокс в том, что задачи настоящего могут быть решены только с помощью критериев настоящего, а не идеалов прошлого. Современная церковь, считал Трёльч, это не поняла. Она пыталась навязать идеалы прошлого. В этом одна из причин крушения христианского образа мира и традиционных форм христианской религии, отделения церкви от культуры, науки, государства. С ростом индивидуализма усиливается хаос ценностей, обнаруживается отсутствие обоснования ценностей в нашем мире. Что делать? Понять иерархию ценностей можно тогда, когда мы поймем, что высшая «трансцендентная» ценность – это религиозная ценность, которая может быть реализована только при поддержке государства. Надо создать новый христианский синтез, «культурный синтез», в котором гармонично сосуществуют ценности веры и науки, церкви и государства. Государство должно признать церковь как высшую духовную силу, без которой оно не сможет обосновать нравственность своей власти. Эти идеи Трёльч применяет для анализа современной ему политики и государственного строительства Германии времен Вильгельма II и, затем, Веймарской республики;

4) неотомизм – официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма (от имени Фомы Аквинского), который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Главные принципы философии Фомы сохранились без изменения. Это идея гармонического единства веры и знания, религии и науки, признание ценностей двух истин: истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над философией. В томистской доктрине, происходит синтез материализма и идеализма, синтез сциентических и антропологических учений современности. Основная проблема томизма – доказательство бытия Бога и понимания места Бога в Мире, была дополнена проблемой бытия человека. Представителями неотомизма являются: Жак Маритен (1882 – 1973), Этьен Жильсон (1884 – 1978), Романо Гвардини (1885 – 1968) и др. Одним из наиболее авторитетных представителей неотомизма, немецкий философ и католический богослов Дитрих фон Гильдебранд (1889 – 1977) изучал философию в Мюнхенском университете, затем в Геттингене, где учился у Гуссерля работал и дружил с Максом Шелером. После прихода к власти нацистов Гильдебранд бежал из Германии сначала в Швейцарию, затем в Америку, где работал профессором в университете Фордхэма в Нью-Йорке. Теологические и философские труды Гильдебранда получили всемирное признание. Папа Пий XII назвал его «доктором церкви XX столетия». Основные работы Гильдебранда: «Литургия и личность» (1933), «Преображение во Христе» (1933), «Христианская этика» (1959), «Что такое философия» (1976). По Гильдебранду, личность человека уникальна потому, что он «мир в себе». Персональное бытие является высшей ступенью действительности. Из сущности духовной личности, считает Гильдебранд, которую мы видим в человеке, следует, что высшее бытие – Бог тоже должен быть Личностью. Поскольку личность «самосостоятельна», никакие сообщества людей (государства, партии, расы и т.п.) не должны подавлять личность, стоять «над» человеком. Лишь церковь стоит выше личности, поскольку является единственной организацией, ставящей целью освящение человека и его вечное спасение. Обращаясь к положению Августина Блаженного о том, что Бог создал человека «для себя», Гильдебранд утверждал, что смысл существования человеку следует искать в религии, в Боге. Только передавая себя Богу, человек может стать совершенной личностью. Гильдебранд также выстраивает оригинальную систему ценностей. Есть иерархия онтологических ценностей, ценностей существования. Например, камень менее ценен, чем живые растения, а растение менее ценно, чем животное и т.д. Есть ценности интеллектуальные, эстетические и др. Главными ценностями человека являются этические и религиозные ценности. Все ценности требуют «ответа» на них со стороны человека (любви, восхищения, стремления к добру, воли к осуществлению ценностей).

В целом религиозная философия конца XIX – начала ХХ века сопрягает все проблемы с учением о Боге как современном бытии, Боге как всей реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и в культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определи определяющем влиянии теологии. Одна из основных проблем современной религиозной философии – проблема человека. В религиозной философии утверждается, что человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать. Подобный подход к задачам философии сделал религиозно-философские доктрины популярными в XX в.

 

Каковы идеи и значение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.