Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экзистенциальной философии ХХ века?




 

Расцвету экзистенциализма в Германии и Франции в 20-е – 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

1) нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

2) использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

3) опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

4) усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

5) распространение фашистских и тоталитарных режи­мов, подавляющих человеческую личность, бессилие человека перед природой и техногенным об­ществом.

Экзистенциалистская философия стала ответом на эти явления. Философы-экзистенциалисты уделяли внимание следующим проблемам:

– противоречию между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

– уникальности человеческой личности, глубине ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

– проблеме отчуждения человека, поскольку общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»;

– проблеме бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности: человек оди­нок в окружающем мире, у него нет места, где он чувствовал бы себя нужным;

– проблеме внутреннего выбора и поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Все экзистенциалистские учения едины в том, что единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности. В этом начало и конец любого знания, и прежде всего философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Он сам определяет свою сущность, которую следует искать не вне его (как, например, марксизм ищет ее в производственных отношениях, а томизм – в Божественном Предопределении). Она не является неким идеальным образом. Сущность человека определяется им самим, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели. Он сам творит себя, сам выбирает свою жизнь.

Личность не должна преследовать так называемые «всеобщие цели». Однако в реальной жизни человек это чаще всего делает (к примеру, борется за коммунизм или за экологическую чистоту). Все это происходит потому, что человек отождествляет себя со «всеобщими целями», снимая тем самым с себя ответственность за собственный выбор. Ему кажется, что мир рационален, что в нем действуют некие общие законы, что в развитии мира, истории, культуры есть некий смысл. На самом же деле человек окружен абсурдным, чуждым, бессмысленным миром. Такова вся человеческая жизнь. К тому же, вероятнее всего, это и есть единственный мир. После смерти никого не ждет загробное воздаяние. Подлинный человек, в отличие от обычного не прячется за миражами и вымыслами «сверхиндивидуального бытия», а понимает, что сам полностью отвечает за свои поступки и принимает на себя весь риск собственных решений.

Человеческое бытие драматично. Сознание человека свободно, его воля определяет его жизненный путь. Свой собственный выбор и определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек в своем выборе абсолютно свободен от общества. Напротив, его существование возможно только в рамках коллективного «совместного бытия», и конкретный человек общается только конкретными людьми. Но человек является одиноким в своих чувствах. Он находится в пустоте. В общении с другим он либо подчиняет его волю себе, либо сам подчиняется его воле (либо «палач», либо «жертва»).

Нет никакой объективной истины. Их много – столько, сколько людей. Истина – это «субъективность», ее можно найти, исследуя свои переживания. Для живого человека единственная действительность – собственная этическая действительность, а настоящая реальность – внутреннее решение. Существующий объективный мир в сознании каждого человека – всегда свой и только свой. Когда в инертность и хаотичность мира мы вносим действие, он меняется. Мир преображается, когда мы его осознаем сквозь призму своей воли, своих целей. В этом смысле человек преобразует мир, придавая ему значимость.

Характерные черты экзистенциализма многие исследователи видят в работах русских философов, эмигрировавших после революции в 1917 году за рубеж (особенно у Николая Бердяева и Льва Шестова).

Главными представителями экзистенциализма XX века являются: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.

Карл Ясперс (1883 – 1969) – выдающийся немецкий философ-экзистенциалист и психиатр, который од­ним из первых поднял экзистенциалистские проблемы в XX веке в работе «Психология мировоззрений» (1919). Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Но в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) – выдающийся немецкий философ, который занимался разработкой основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из: «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только вэтом случае он будет свободен;

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) – выдающийся французский философ-экзистенциалист, основной проблемой которого стала проблема выбора, а центральным понятием – «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.

Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему «другого». При этом важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем» и осно­ванием активности является свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь человека – это цепочка различных «маленьких жизней», отрез­ков разного бытия, связанная экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д. По Сартру, свобода человека абсолютна,безотноси­тельна. Человек ответственен за все, что он совершает;

Альбер Камю (1913 – 1960) – выдающийся французский писатель и философ-экзистенциалист, в центре внимания которого находилась проблему смысла жизни. Камю считал, что жизнь человека в сущности бес­смысленна. Большинство людей живет мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Поэтому жизнь человека – абсурд (т.е. не имеет оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности жизни: соприкосновение со смертью, при котором многое, ранее ка­завшееся важным для человека (увлечения, карьера, богат­ство) кажется бессмысленным, и соприкосновение с окружающим миром, природой, при котором происходит осознание того, что человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. В итоге смысл жизни,по Камю, находится не во внешнем мире (успехах и неудачах), а в самом сущест­вовании человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 755 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.