Как объект философского осмысления человек выступает в специальном разделе философского знания, который носит название философской антропологии. Термин «философская антропология» закреплен также за современной философской школой, представителями которой были немецкие философы: Макс Шелер, Арнольд Гелен и Гельмут Плесснер.
У них были, разумеется, предшественники, поскольку в европейской философии всегда одним из основных вопросов был вопрос о месте человека в мироздании. В центр всей философии антропологию ставили: Монтень, Паскаль, Кант, Ницше и ряд других мыслителей. Кант даже сводил все главные вопросы философии к одному – что такое человек? Однако, несмотря на известную взаимосвязь концепций, философская антропология XX в. – оригинальное учение. Основные идеи направления были изложены в работе Шелера «Положение человека в космосе» (1927).
Макс Шелер (1874 – 1928) считал, что философская антропология – это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении в принципе не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает бытие предметов в их объективности.
Человек, в отличие от животных, может освободить себя от давления биологических потребностей. Он способен сказать «нет» влечениям и инстинктам, которые получил от природы. Человек отличается от животного не наличием интеллекта (здесь отличие только количественное), он может выйти за пределы заданной ему природой биологической программы. В отличие животного человек обладает внутренним Я, самосознанием и самоидентичностью. Кроме интеллекта (который есть и у высших животных) у человека есть духовность. Дух деятелен, он различает добро и зло, уважение, красоту и т.д. Центром духа является личность. Инстинкты, психические функции, биохимические процессы, которые названы у Шелера «порывом», и духовность могут в человеке гармонизироваться. И человек, который разорван между своими инстинктами и своей духовностью, способен к сочетанию чувственных влечений и духовных актов в рамках персоны.
Арнольд Гелен (1904 – 1976) обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.). Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» – процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.
В труде Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) прослеживается идея понимания сути человека через совокупные данные множества научных дисциплин. Главное заключается в том, чтобы понять то, что существует единство человеческого рода поверх всех расовых, национальных, этнических и других особенностей, а также имеется целостное единство человеческого индивида.
Гельмут Плесснер (1892 – 1985) считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает: структуру внутреннего мира человека и основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:
1) «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». (Человек может жить, только сам управляя своей жизнью).
2) «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру»;
3) «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия».
В целом философская антропология демонстрирует особенности и сущность человеческого рода на основе синтеза данных естественных и социальных дисциплин с целостным философским постижением человека. Главный итог заключен в отказе от биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивание духовных и творческих основ человека и общества.