Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современной философской антропологии?




 

Как объект философского осмысления человек выступает в специальном разделе философского знания, который носит название философской антропологии. Термин «философская антропология» закреплен также за современной философской школой, представителями которой были немецкие философы: Макс Шелер, Арнольд Гелен и Гельмут Плесснер.

У них были, разумеется, предшественники, поскольку в европейской философии всегда одним из основных вопросов был вопрос о месте человека в мироздании. В центр всей философии антропологию ставили: Монтень, Паскаль, Кант, Ницше и ряд других мыслителей. Кант даже сводил все главные вопросы философии к одному – что такое человек? Однако, несмотря на известную взаимосвязь концепций, философская антропология XX в. – оригинальное учение. Основные идеи направления были изложены в работе Шелера «Положение человека в космосе» (1927).

Макс Шелер (1874 – 1928) считал, что философская антропология – это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении в принципе не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает бытие предметов в их объективности.

Человек, в отличие от животных, может освободить себя от давления биологических потребностей. Он способен сказать «нет» влечениям и инстинктам, которые получил от природы. Человек отличается от животного не наличием интеллекта (здесь отличие только количественное), он может выйти за пределы заданной ему природой биологической программы. В отличие животного человек обладает внутренним Я, самосознанием и самоидентичностью. Кроме интеллекта (который есть и у высших животных) у человека есть духовность. Дух деятелен, он различает добро и зло, уважение, красоту и т.д. Центром духа является личность. Инстинкты, психические функции, биохимические процессы, которые названы у Шелера «порывом», и духовность могут в человеке гармонизироваться. И человек, который разорван между своими инстинктами и своей духовностью, способен к сочетанию чувственных влечений и духовных актов в рамках персоны.

Арнольд Гелен (1904 – 1976) обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.). Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» – процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

В труде Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) прослеживается идея понимания сути человека через совокупные данные множества научных дисциплин. Главное заключается в том, чтобы понять то, что существует единство человеческого рода поверх всех расовых, национальных, этнических и других особенностей, а также имеется целостное единство человеческого индивида.

Гельмут Плесснер (1892 – 1985) считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает: структуру внутреннего мира человека и основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

1) «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». (Человек может жить, только сам управляя своей жизнью).

2) «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру»;

3) «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия».

В целом философская антропология демонстрирует особенности и сущность человеческого рода на основе синтеза данных естественных и социальных дисциплин с целостным философским постижением человека. Главный итог заключен в отказе от биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивание духовных и творческих основ человека и общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 994 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.