Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение философии марксизма?




 

Философия марксизмасоздавалась совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX века. Она является со­ставной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Карл Маркс является одним из величайших экономистов и социологов XIX века. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. Главными произведениями К. Маркса являются: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркс написал в соавторстве с Ф. Эн­гельсом.

К числу важнейших трудов Ф. Энгельса стоит отнести такие работы как: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва».

Философия марксизма стала ответом на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Важнейшей задачей для современного марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Марксистская философия материалистична. Она состоит из двух больших разделов:

1) диалектического ма­териализма (в его основу положена диалектика Гегеля на материалистических принципах. Диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с «головы на ноги»);

2) исторического материализма, (часто рассматривается как часть диалектического).

Основные положения диалектического материализма:

1) бытие определяет сознание, которое понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

2) материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

3) Бога нет, он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

4) развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания; важным фактором развития является практика – преобразо­вание человеком действительности и самого человека.

Основные положения исторического материализма:

1) на каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

2) производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

3) указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

4) базис и надстройка взаимно влияют друг на друга: в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений выделяются общественно-экономические формации:первобытнообщинный строй, рабовла­дельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм и социалистическое (коммунистическое) общество, осно­ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1019 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2508 - | 2259 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.