Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какова специфика американского прагматизма?




Прагматизм – направление идеалистической философии, возникшее в конце XIX века в США и имеющее своей основной целью не установление абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретных средств, с помощью которых становится возможным решение конкретных жизненных задач («пробле­матических ситуаций») людей на практике.

Основателями прагматизма являются американские фило­софы:

1) Чарлз Пирс (1839 – 1914), который стал родоначальником логического прагматизма. Он считал, что познание – это неинтуитивный процесс. Оно должно быть очищено как от обыденных, так и он априорных элементов. Во время познавания мы испытываем раздражение, неуверенность, сомнение. Ради уверенности в процессе познания, мы должны обрести веру, которые бы мотивировали нас на действие. Существует четыре типа фиксации верований: 1) метод слепой приверженности; 2) метод авторитета; 3) априорный метод; 4) научный метод. Первые три метода не являются истинными. Только последний можно признать корректным методом. Пирс предлагает оригинальный способ обоснования научных фактов – абдукцию, существующую наряду с индукцией и дедукцией. Абдукция – это такой тип рассуждения, в котором наблюдается переход от фактов к их причинам. Схема абдукционного рассуждения такова: 1) наблюдается необычный факт С; Если А истинно, то С естественно; 3) Есть основания полагать, что А истинно. Пирс считал, что постижение возможных практических последствий образует наше понимание объекта. В этом предложении и выражается его прагматическая максима.

2) Уильям Джемс (1842 – 1910), который сделал прагматизм особенно популярным в США. Он считал, что прагматизм – это лишь метод. Для Джемса идея становится истиной, если она способна упрощать и экономить усилия субъекта. Истина у Джемса определяется через понятия инструментальности и полезности. Это коренное отличие теории Джемса от теории Пирса. Разум, по Джемсу, – это инструмент приспособления к окружающей среде. Если в обыденности и частично в науке, мы можем получить подтверждение нашим идеям на практике, то в вопросах ценностей чувственный опыт оказывается бессильным. Вопросы, подобные вопросу о смысле жизни требуют волевого прагматического выбора, потому что благо или зло не существуют вне воспринимающего и оценивающего их индивида. Поэтому Джемс предупреждал, что нельзя устанавливать в обществе ценностный монизм (например, государственную идеологию), так как это, по его мнению, приводит к нравственной стагнации общества.

Но наиболее значительный вклад в дальнейшую раз­работку, становление и развитие современного прагматизма (так называемого инструментализма) внес Джон Дьюи (1859 – 1952), написавший более 30 книг и 900 научных статей по фило­софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи­лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев­ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. Абсолютное большинство американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. Он разрушил многие стереотипы традиционной философии и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

По Дьюи, центральным понятием филосо­фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ­ходимо построить все философские исследования. Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни. Дьюи делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче­ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе­ственный, социальный, культурный и другой, – имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.

Задача философии, согласно Дьюи, заключается в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

Первым важней­шим условием совершенствования опыта является совершенст­вование самого общества – социальная реконструкция. Она включает в себя:

1) наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками;

2) приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при­сваивающей часть результатов труда;

3) более справедливое распределение материаль­ных благ, борьбу с бедностью.

Вторым средством совершенствования опыта является применение к опыту научных методов «высоких технологий». Человечество достигло высо­чайших результатов во всех сферах жизни благодаря внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий». Но они не применя­ются к управлению обществом, морали, опыту. Поэтому опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и высокие технологии, прежде всего в образовании.

Третий способ реконструкции опытасовершен­ствование мышления на основе научных методов. Метод представляет собой процесс приобретения знания и дальней­шего его использования в опыте. Метод, при использо­вании которого цель достигнута, является истинным. Метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос­тижение, является ложным. Научный метод – инструмент ус­пешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу по­лучил название инструментализма.

Дьюи убежден, что не может быть «метода вообще», что существуют только конкретные методы для достижения конкретных целей. Научным методом являются конкретные шаги по превращению про­блематической ситуации в решенную.

 

Философия инструментализма была применена Джоном Дьюи ик проблемам морали и общественной жизни. Дьюи полагал, что не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество. Существует плюрализм целей и благ, т.к. они не могут быть абстрактны, они конкретны. Основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Большинство людей стремится к указанным благам, точнее к конкретному размеру указанных благ. Что касается библейских заповедей (не убий, не укради и т. д.), то они, по Дьюи, не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 687 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.