Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что такое философская герменевтика?




Герменевтика – современное направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации и понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, «посредника между богами и людьми», который истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам. Основные вопросы герменевтики: первый – «как возможно понимание?» и второй – «как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?» С точки зрения герменевтики, существовать – это значит быть по­нятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: «герменевтический треугольник» (взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем) и «герменевтический круг» (циклический характер процесса понимания). Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

Главными представителями философской герменевтики являются:

1) Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834), который считал, что при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью пер­вого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Толкование текста имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): а) дивинации, т.е. искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; б) сравнения, т.е. сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот;

2) МартинХайдеггер (1889 – 1976), заслугой которого является то, что он совместил герменевтику и экзистенциализм, сформулировав учение об экзистенциалах – условиях чело­веческого существования. Их два:

а) положенность: человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит);

б) понимание: человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание есть истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни). Поэтому бытие человека изначально герменевтич­но, т.е. базируется на понимании;

3) Ганс Гадамер (1900 – 2002), который призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики). По мнению Гадамера, понимание «задано традицией, в рам­ках которой можно жить и мыслить». При этом понимание воз­никает не сразу, ему предшествует «предпонимание», которое можно «исправлять», «корректировать», но полностью освобо­диться от него нельзя, ибо «предпонимание» – посылка всяко­го «понимания». Что такое предпонимание? Главное в нем – «предрассудок». Предрассудок – не логическая предвзятость. Он отражает состояние общества и познающего, «понимающе­го» субъекта. Это – фундамент понимания, раскрывающий суть эпохи;

4) Поль Рикёр (1913 – 2005), который считал, что цель филосо­фии заключается в том, чтобы разработать метод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. Герменевтика является этапом в работе по выявлению мышлением смысла, скрытого в символе. Всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит текст, и интерпретатором.

Таким образом, понимание имеет универсальный характер. Это и метод философии, и характеристика всего знания человечества о мире, и способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.

Каковы основные идеи





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.