Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средневековой арабской философии?




Арабская философия – философия народов, живших в Средние века на территории Арабского халифата. Эта философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском языке, но и на персидском.

Формирование арабской философии было связано с двумя предпосылками:

1) Ислам способствовал формированию философии и науки. Магомет, неся людям свое учение, полагался не только на силу, но и на разумность. Он противопоставлял свое уче­ние как «знание» невежеству. А потому познание мира в арабском мире вполне могло стать важным занятием, соответствующим тому, как мусульманин осмысляет свое место в мире.

2) В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля. Кроме того, ислам по многим характеристикам напоминает христианство: это религия, предписывающая веру в единого Бога и отрицающая существование других божеств.

Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересова­лась абстрактными вопросами ( мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Именно в европейской культуре максимальное развитие получила теоретическая наука (которая только в последнее время стала «оправдывать» свое существование экономической пользой, приносимой внедрением разработок, что в действительности не является целью фундаментальной теоретической науки). Конечно, арабский мир также стремился к познанию мира по­средством построения теорий. Но для арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию).

Среди наиболее ценных философских воззрений арабских мыслителей особенно выделяются идеи следующих философов:

1) Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) (980 – 1037) – арабский мыслитель, согласно которому универсальные идеи имеет троякое бытие: универсалии существуют одновременно до вещей, в вещах и после вещей. До вещей они существуют в божественном разуме, затем они воплощаются в вещах, а после этого в процессе познания формируются в человеческом интеллекте. Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря само­му себе, а мир, проистекающий от него посредством эманации, представ­ляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное. Хотя Ибн-Сина видел связь между телом и душой, он не был мате­риалистом и верил в бессмертие души;

2) Ибн-Халдун (1332 – 1406) – арабский философ, создавший фундаментальную работу под названием «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Введение к этому труду представляет собой энциклопедическое произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и кру­шении государств, о земледелии и ремеслах, финансах, науках, искусст­вах и т.д. Ключевая мысль этого произведения – влияние экономики на жизнь государства, поэтому философа часто называют «арабским Марксом». Ибн-Халдун впервые показывает, как в результате возникновения в общине избы­точного продукта происходит разложение первобытнообщинных от­ношений и формирование отношений иного типа, в ходе чего образу­ется государство. Распределение прибавочного, а затем и части необходимого продукта внутри него и в интересах его аппарата имеет последствием стагнацию цивилизации и гибель этого государства;

3) Аверроэс (Ибн Рушд) (1126 – 1198) – араб­ский философ, который поставил своей задачей дать более правильное толкование учения Аристотеля, чем дали предшествующие арабские философы. Аверроэс, как и Фома Аквинский, утвержда­ет, что бытие Бога может быть доказано разумом независимо от откровения. Т.е. он обосновывал превосходство ра­зума над верой и доказывал право богословов заниматься фило­софскими проблемами. Ибн Рушд он отрицал бессмертие души. В этом также проявилось влияние Аристотеля, который склонялся к мысли, что душа человека смертна;

4) Ибн-Араби (1165 – 1240) – яркий представитель религиоз­ного мистицизма, представленного в первую очередь суфизмом, в основе которого лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от ма­териального мира. Для Ибн-Араби Бог одновременно слит с миром, является им, неотделим от него и в то же время внеположен ему, поскольку является порядком, организующим этот мир. В одном из сочинений этого философа мы находим: «Миропорядок есть целиком Бог или целиком Творение, ибо он (миропорядок) – Творение в одном отношении, он же – Бог в другом отношении, суть же едина. Ведь воплощенная сущность фор­мы, в которой Он проявился, есть воплощенная сущность формы того, кто принял сие проявление».

Подводя итог рассмотрению средневековой философии, необходимо отметить, что ее значение для развития философии в состояло в том, что она:

1) выступила связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения;

2) сохранила и развила ряд античных философских идей, т.к. возникла на основе античной философии и христиан­ского учения;

3) способствовала появлению в философии новых отраслей (помимо онтологии – учения о бытии, выделилась гносеология – учение о познании);

4) привела к разделению идеализма на объективный и субъ­ективный и появлению в будущем эмпиризма и рационализма как направлений фи­лософии;

5) пробудила интерес к осмыслению проблемы времени и исторического процесса;

6) сформулировала идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.