Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дж. Уолдрон о руссоистской демократии и внешних ограничениях




Джереми Уолдрон к идеям Р. Дворкина относится во мно­гом критично. В целях последовательного развития своей ар­гументации он выделяет две модели демократического приня­тия решений: бентсшовскую (по имени Дж. Бентама — выдаю­щегося британского мыслителя конца XVIII - первой трети XIX веков) и руссоистскую.

В основе бентамовской модели идея о том, что «голоса от­дельных индивидов выражают индивидуальные удовлетворен­ности [satisfactions], и подсчет голосов большинства прибли­жается к функции социального благосостояния с индивидуаль­ными удовлетворенностями в качестве независимых перемен­ных»**. Проще говоря, избиратели голосуют «ради себя люби­мого», стараясь максимально реализовать свои личные жела­ния, и то, за что голосует большинство, обеспечивает наиболь­шее общественное благосостояние.

Руссоистская модель предполагает, что голосование есть вы­ражение всеобщей воли. Голосующие утверждают свои личные представления о том, как лучше всего обеспечить общее благо.

Понимание различия между бентамовской и руссоистской демократией важно для обсуждения вопроса о правах. Соглас-

* Ibid. P. 32. ** Waldron J. Op. cit., p. 49.


но Уолдрону, права обычно рассматриваются в качестве огра­ничителей демократического принятия решений. Те, кто опа­сается тирании большинства, нарушения прав индивидов или меньшинств, думают, что нечто вроде Билля о правах, на стра­же которого стоят судьи, является единственно возможным ин­ституциональным решением. Однако, как показывает Уолдрон, возможны и другие варианты, например, предложенные Мэди-соном «сдержки и противовесы» и разделение властей, а также и не-институциональные альтернативы, такие как «мощный ба­рьер моральной убежденности» в идее индивидуальных прав, в пользу которого высказывался Дж. Ст. Милль. Более того, для того, чтобы Билль о правах укоренился и поддерживался в обществе, большинство должно принять ограничения своей коллективной власти. Поэтому идею о том, что большинство всегда склонно злоупотреблять своей властью, нельзя считать удачным аргументом в пользу Билля о правах.

Идея прав как институциональных ограничений имеет смысл на уровне принятия решений в бентамовской демокра­тии. Но, если мы принимаем руссоистскую демократическую модель, мы столкнемся с большими трудностями при обосно­вании внешних институциональных ограничений в виде прав, поскольку в рамках руссоистской демократии должный баланс между индивидом и обществом, как раз и выражающийся в правах, уже будет учитываться при принятии решений боль­шинством. (Заметим, что и Дворкин это не отрицает, но он считает, что процесс решения большинством проблем, связан­ных с правами, будет иметь некоторые недостатки.)

Все это имеет важные последствия для оценки идеи судеб­ного контроля над демократическим политическим процессом. Уолдрон анализирует и отвергает некоторые обоснования пра­ва горстки судей отменять законы, принятые миллионами граждан государства или их представителями, в частности, идею Дворкина о том, что суды — это форумы принципов, поддерживающие и защищающие значимость принципов в по­литическом процессе. Кто может отрицать, спрашивает Уолд­рон, что избиратель или законодатель также способен действо­вать, исходя из принципов, как и судья?

Утверждение о том, что контроль малочисленной элиты не­обходим для защиты индивидуальных прав и прав мень-


шинств, также не соответствует руссоистской модели: «Если избиратели и законодатели способны (а они несомненно спо­собны) по меньшей мере иногда сосредоточиваться в своих рассуждениях на общем благе и должном балансе индивидуаль­ных интересов в обществе и если эти размышления направля­ют принятие ими политических решений, то, устанавливая практику судебного контроля, мы позволяем, чтобы мнение народа по некоторому вопросу отбрасывалось бы в пользу мнения девяти судей по тому же вопросу только по той причи­не что... (действительно, что?)»*.

Аргумент, что судьи лучше знают закон, не убеждает Уолд-рона: «Одним из дискуссионных вопросов как раз является то, должна ли быть масса юридических положений по этим проб­лемам»**. То же относится и к аргументу от дефектов демо­кратического и представительного процесса (коррупция поли­тиков, несправедливая нарезка избирательных округов, труд­ности с регистрацией избирателей и т. д.). «Трудно видеть, по­чему предоставление права вето кучке судей является верным средством против этого, а именно, трудно видеть, почему это просто не делает ситуацию еще хуже. Мы не можем оправдать один дефект в демократической системе, указывая на дру-

гие»""''"".

Уолдрон признает, что судебный контроль может поддер­живать открытость демократического процесса и обеспечивать доступ всех на политический форум. Но, считает он, этот силь­ный довод не доказывает необходимость вмешательства су­дей. «Забота о честности и чистоте демократического процесса есть нечто такое, что идеальный гражданин Руссо будет де­монстрировать вместе со всем остальным. Он не нуждается в судье, который бы делал это за него»****.

Итак, заключает Уолдрон, «единственный довод, который может обосновывать роль судей в рамках руссоистской кон­цепции политики, заключается в том, чтобы видеть в них по существу участников и помощников в демократических поли-

* ibid. Р. 67.


** Ibid. P. 68.

*** Ibid. Так ли это? Не могут ли быть ситуации, когда дефекты урав-шивают друг друга?

новешивают друг друга? **** Ibid. P. 68-69.

тических дебатах, способствующих привлечению внимания общества к тем или иным вопросам»*. Однако даже эта скром­ная роль судей не должна преувеличиваться. «Я думаю, что Рональд Дворкин неправ, когда говорит о том, что судебный контроль „заставляет включать рассуждения о принципах в по­литические дебаты", как будто принципы естественным обра­зом отсутствовали бы в этих дискуссиях без вмешательства су­дов. Мы уже видели, что люди очень хорошо способны мыс­лить категориями принципов; они не нуждаются в судьях для того, чтобы учить их этому»**.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2327 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.