Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Р. Шафер-Ландау: крах ретрибутивизма




В последнее время получили широкую известность публика­ции американского философа Расса Шафера-Ландау, в которых он подвергает ретрибутивизм резкой критике*. Он утверждает,

* Shafer-Landau R. Retributivism and Desert // Pacific Philosophical Quar­terly. — 2000. — 81. — P. 189-214; Shafer-Landau R. The Failure of Retributi­vism // Philosophical Studies. — 1996. — 82. — P. 289-316.


что ретрибутивизм не в состоянии сформулировать целостную теорию наказания. Такая теория должна включать в себя:

• общее обоснование уголовного наказания (Почему имен­но оно является правильной реакцией общества на пре­ступления, а не, допустим, возмещение ущерба, ссылка или психотерапия для преступников?);

• обоснование строгости наказаний;

• решение проблемы ответственности (Какие именно виды поведения должны караться уголовным законодательст­вом?).

По мнению этого автора, ретрибутивизм не способен дать удовлетворительного ответа ни на один из этих вопросов.

Шафер-Ландау начинает с проблемы ответственности. Рет-рибутивисты утверждают, что уголовная ответственность сле­дует за нарушением моральных норм. Однако даже самые стро­гие из них не утверждают, что любая аморальность должна ка­раться уголовным наказанием. Соответственно встает вопрос:

почему так наказываются только некоторые преступления против нравственности? Чтобы ответить, ретрибутивисты дол­жны опираться на общее обоснование уголовного наказания (то есть обоснование того, для чего вообще мы должны иметь уголовное право).

Два вида преступлений против морали назывались в качест­ве оснований для применения уголовного наказания: нанесе­ние некоторых видов ущерба и получение преимуществ нечест­ным путем. Например, Дж. Хэмптон обосновывает уголовное наказание необходимостью нейтрализовать унижение досто­инства людей. Хотя она прямо не обсуждает проблему рамок ответственности, из ее теории вытекает, что уголовное наказа­ние должно применяться, когда преступление унижает досто­инство жертвы. Поскольку некоторые преступления не имеют жертв, а некоторые никого не унижают, подкласс преступле­ний, подлежащий уголовным наказаниям, выделяется доста­точно четко.

Другие ретрибутивисты, например, Дж. Мёрфи, М. Дэвис, обосновывают наказание, используя идею «нейтрализации не­честных преимуществ». Поскольку некоторые аморальные по­ступки не дают таких преимуществ совершающему их, мы опять можем выделить подкласс уголовных преступлений.


Теория Дж. Хэмптон не может решить проблему ответст­венности, поскольку многие преступления, традиционно (и обо­снованно) карающиеся уголовным кодексом (уклонение от на­логов, вождение в нетрезвом виде или преступный сговор), ни­кого не унижают. С другой стороны, унижение ребенка роди­телями, хотя и отвратительно само по себе, вряд ли должно ка­раться уголовными мерами.

Как показывает Шафер-Ландау, другие попытки ретрибути-вистов выделить те виды ущерба, которые должны караться именно уголовным законодательством, тоже неудачны. Что же касается теорий, которые рассматривают уголовное наказание как нейтрализацию нечестных преимуществ, полученных пре­ступником, то они также сталкиваются с проблемой. Нечест­ное преимущество состоит в большей свободе действий пре­ступника, получаемой им за счет законопослушных граждан. Однако такой подход уже предполагает наличие законов, уго­ловного кодекса, а не помогает их составить. Он ничего не го­ворит нам о том, каково должно быть содержание этих зако­нов, и оставляет первоначальный вопрос без ответа. Уголов­ный кодекс наказывать должен не все, но некоторые амораль­ные действия. Где провести границу — это как раз вопрос о пределах уголовной ответственности.

Согласно Шафер-Ландау, ретрибутивизм не работает и как общая теория обоснования наказания. Чтобы создать такую тео­рию, ретрибутивисты должны показать, зачем вообще нам нуж­но уголовное право, и почему оно должно быть построено на принципе воздаяния преступникам того, что они заслуживают.

Люди, ценящие свободу превыше всего, будут всегда стре­мится к тому, чтобы ограничить власть государства. Посколь­ку уголовные наказания ограничивают свободу больше, чем постановления о компенсациях, налагаемые гражданским пра­вом, нам нужны особые аргументы, убеждающие в необходи­мости системы уголовных наказаний. Представим себе об­щество, в котором есть одно только частное право. Спрашива­ется, как можно убедить его жителей принять уголовное зако­нодательство?

Ретрибутивист должен сказать им примерно следующее:

«Мы должны прежде всего думать о том, чтобы преступники получили по заслугам, а это может потребовать того, чтобы


они не отделывались выплатой компенсаций, а пострадали больше. Да, это будет для нас не бесплатно. Поскольку уго­ловные санкции обычно более суровы, чем гражданские, мы должны будем позаботиться о правильном соблюдении всех процедур. Нам потребуется больше судов и полиции. Придет­ся построить тюрьмы. Неизбежные ошибки правосудия повле­кут за собой более тяжелые и некомпенсируемые последствия. Но мы должны пойти на это».

Вопрос заключается в том, должны ли мы пойти на это иск­лючительно ради того, чтобы преступники получили по заслу­гам? Если ответ будет «нет», значит, ретрибутивизм не может быть основанием для теории наказания, и у нас есть все осно­вания думать, что правильный ответ именно «нет».

Представим себе общество, которое пошло на дополнитель­ные расходы, улучшило свои возможности воздавать преступ­никам по заслугам и (что неправдоподобно) получило в резуль­тате рост преступности. Согласимся ли мы на это? Думается, мы не настолько привержены идее воздаяния преступникам, что готовы ради нее идти на дополнительные расходы и жерт­вовать своей безопасностью.

То, что приведенный пример неправдоподобен, ничего не меняет. Он показывает нашу глубокую внутреннюю убежден­ность в том, что самая важная цель уголовного законодатель­ства — сокращение преступности. Следовательно, на постав­ленный выше вопрос мы отвечаем именно «нет». Чтобы дока­зать свою правоту, ретрибутивистам придется убедить нас в том, что справедливое воздаяние преступникам важнее, чем уменьшение преступности и увеличение безопасности. Пока им не удалось этого сделать.

Наша глубокая приверженность идее сокращения преступ­ности и неспособность ретрибутивистов доказать приоритет воздаяния по справедливости показывают, согласно Шафера-Ландау, что повышение личной безопасности, по крайней ме­ре, так же важно, как воздаяние. Создавать и поддерживать с большими затратами систему уголовного делопроизводства разумно только в том случае, если это ведет к сокращению преступности.

Таким образом, ретрибутивизм не может быть единствен­ным основанием для системы уголовных наказаний. Вряд ли


также воздаяние и сдерживание могут быть двумя параллель­ными его целями. Эти разные принципы, скорее всего, приве­дут к конфликту представлений об ответственности и долж­ных наказаниях, и в результате мы получим противоречивое законодательство. А если так, то ретрибутивизм опять-таки не может быть общим основанием для системы наказаний.

Расе Шафер-Ландау отмечает, что многие отказавшиеся от ретрибутивистских концепций ответственности и обоснования наказаний тем не менее полагают, что мы должны опираться на принципы ретрибутивизма, определяя то, как именно долж­ны наказываться преступники. Большинство философов при­шло к «ретрибутивистскому консенсусу» в этом вопросе.

Шафер-Ландау не считает такое решение верным и пытает­ся его оспорить. Он начинает с критики конкретных предложе­ний ретрибутивистов по поводу определения должных наказа­ний. Первым объектом его критики является древнейший принцип ретрибутивизма — lex talionis. Принцип этот имеет одно огромное достоинство: он дает четкий ответ на вопрос о том, какого наказания заслуживает преступник. Однако есть четыре хорошо известные проблемы, связанные с этим прин­ципом.

Во-первых, он требует от государства совершать отврати­тельные действия в ответ на мерзкие преступления. Хотим ли мы содержать «государственного насильника»?

Во-вторых, он не объясняет, как наказывать некоторые пре­ступления, например, похищение детей, в случае, когда сам преступник бездетен.

В-третьих, за одно и то же преступление, совершенное слу­чайно, по халатности или намеренно, наказание будет одно и то же.

В-четвертых, некоторые преступления будут караться слишком мягко (неудавшиеся преступления, преступления без жертв, уклонение от налогов), то есть те преступления, где нет ущерба либо он малозначим для каждого отдельного гражда­нина.

Поэтому предпринимались попытки модифицировать прин­цип талиона. Например, предлагалось делать с преступника­ми не абсолютно то же самое, что они сделали с жертвой, а заставить их перенести столько же страданий, сколько они


причинили жертве. Это, однако, не решает третью и четвер­тую проблемы принципа и создает пятую: как измерить коли­чество страданий жертвы и сделать так, чтобы преступник страдал столько же.

В связи с проблемами принципа талиона большинство рет-рибутивистов стали обосновывать строгость наказания, исходя не из страданий жертвы, а из несправедливого распределения преимуществ и тягот, которое создают преступники своими действиями. Было предложено несколько вариантов объясне­ний того, в чем же заключаются несправедливые преимущест­ва, получаемые преступниками: от свободы реализации пре­ступных импульсов до материальных благ, психологической удовлетворенности и большей свободы. Но в любом случае нет объяснения, почему должна быть корреляция между вели­чиной несправедливого преимущества, полученного преступ­ником, и масштабом его преступления. А такая корреляция должна быть, если мы хотим наказывать убийцу более строго, чем мелкого воришку.

Ретрибутивизм, согласно Шафер-Ландау, встречается так­же с неразрешимыми проблемами при попытке определить, какого именно наказания заслуживают преступники. Ретри-бутивисты полагают, что наказание должно быть, во-первых, пропорционально преступлению (количественнное соответ­ствие) и, во-вторых, соответствовать ему (качественное соот­ветствие).

Пропорциональность обеспечивается тем, что за более тяж­кие преступления назначаются более суровые наказания. Но как определить, какие именно? Мы можем построить шкалу пре­ступлений разной тяжести, от самого незначительного до само­го крупного, и шкалу наказаний, от самых легких до самых су­ровых. Но само по себе это нам не скажет, какими же должны быть конкретные наказания за конкретные преступления.

Допустим, в одном государстве есть шкала из пятидесяти преступлений разной степени тяжести и шкала полагающихся за них наказаний. Самым легким преступлением считается вы­брасывать мусор в неположенном месте. Наказание — сорок лет тюремного заключения. В другом государстве тоже есть шкала из пятидесяти преступлений, самым тяжким считается умышленное убийство. Наказание — двадцать дней в тюрьме. Вряд ли мы сочтем все это справедливым. /


Проблема заключается в следующем: говорить о том, кто чего заслуживает, можно только в контексте ясных правил. Если у нас есть четкие правила, когда ставить «5» за контроль­ную работу, совершенно понятно, кто заслуживает этой оцен­ки. Но в сфере нравственности нет правил, которые увязывали бы тяжесть преступления с определенным уровнем страданий преступника или определенной продолжительностью лишения свободы.

Лишение свободы очень сильно отличается от хищений, краж, угона автомобилей. Невозможно даже приблизительно определить, является ли назначенный срок заключения опти­мальным, или слишком большим, или слишком маленьким. Должен ли угон автомобиля караться шестьюдесятью днями тюрьмы, или одним годом, или тремя годами? В рамках ретри-бутивизма нет возможности ответить на этот вопрос.

Таким образом, согласно Шафер-Ландау, ретрибутивизм не выдерживает критики ни в одном аспекте и не может быть удовлетворительной теорией уголовного наказания.

В рамках современной теории наказания продолжается борьба двух противостоящих друг другу лагерей, очень по-разному представляющих себе смысл практики уголовного наказания. И та, и другая теория базируются на фундаменталь­ных (но, возможно, несовместимых) ретрибутивистских и кон-секвенциалистских принципах обоснования уголовного нака­зания. И та, и другая имеют очень влиятельных сторонников. Тем не менее продолжается поиск модели, которая могла бы объединить два подхода и способствовать как эффективности уголовного наказания, так и уделять должное внимание вине и возмездию.


Тема VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР И ДЕМОКРАТИЯ

Проблема соотношения принципов демократии и полномо­чий Конституционного суда в последнее время активно диску­тируется зарубежными исследователями. Существует явное противоречие между ключевыми элементами демократическо­го политического устройства (коллективное принятие реше­ний, отражающее волю общества, правление избранных наро­дом должностных лиц) и тем фактом, что несколько судей, не избираемых и не переизбираемых электоратом, могут аннули­ровать законы, за которые проголосовали избранники народа в парламенте.

Одни авторы настроены резко критично по отношению к этому, другие считают ситуацию вполне допустимой. Мы рассмотрим взгляды двух влиятельных современных теорети­ков, придерживающихся противоположных подходов. Ро­нальд Дворкин в книге «Дело принципа» (гл. «Политические судьи и власть закона»)* защищает практику судебного над­зора за конституционностью законодательства. Джереми Уол-дрон (ст. «Права и большинство: пересмотренный Руссо»)** критикует Дворкина и отвергает идею конституционного надзора.

* Dworkin R. Matter of Principle. — Cambridge (Massachusets): Harvard University Press, 1985. — P. 9-32.

** Waldron J. Rights and Majorities: Rousseau Revisited // Majorities-^nd Minorities / Ed. by S. W. Chapman, A. Wereheimer. — N. Y.: New York Univer­sity Press, 1990. — P. 44-75.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2400 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.