Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Юридический морализм П. Девлина. Критика доклада комиссии Волфендена




Правительство Великобритании приняло предложения ко­миссии Волфендена относительно проституции и отвергло ле­гализацию гомосексуализма (он оставался уголовным пре­ступлением в Англии еще десять лет, до 1967 г.).

* Ibid. Р. 213.


Известный юрист лорд Патрик Девлин любопытным обра­зом поддержал реформу комиссии Волфендена, но отверг идеи, на которых основывались предложения комиссии. В 1958 г. он выступил с лекцией*, в которой поставил три вопроса:

1. Имеет ли общество право высказывать суждения по по­воду нравственности? Другими словами, существует ли обще­ственная мораль, или мораль — это всегда частное дело?

2. Если общество имеет право высказывать суждение, име­ет ли оно также право проводить свои суждения в жизнь с по­мощью закона?

3. Если общество имеет право проводить свои суждения в жизнь, то должно ли оно применять его во всех случаях или только в некоторых? И если только в некоторых, по какому принципу выделять эти случаи?

На первые два вопроса Девлин отвечает положительно. Что означает право общества высказывать суждения по поводу мо­рали? Если большинство людей в обществе осуждают то или иное поведение, само по себе это еще не повод для вмешатель­ства закона. Коллективное суждение (в отличие от суммы ин­дивидуальных мнений) оправдано тогда, когда затрагиваются интересы общества в целом.

К примеру, сейчас мы считаем религию частным делом че­ловека, интересы общества не затрагивающим. Но раньше по­лагали иначе: людям не позволяли верить в то, что считалось ересью, поскольку ересь рассматривалась как разрушительное для общества явление.

Любое общество, по Девлину, имеет не только политиче­скую, но и нравственную систему. Если его члены не будут разделять фундаментальные нравственные ценности, оно рас­падется: «...общество означает сообщество идей; без разделяе­мых людьми идей о политике, морали и этике ни одно обще­ство не может существовать. <...> если мужчины и женщины попытаются создать общество, в котором нет фундаменталь­ного согласия о том, что есть добро и зло, — эта попытка про­валится; если общество было построено на согласии всех, И это согласие исчезает — общество разрушится»**.

* См.: Devlin P. The Enforcement of Morals. — Oxford: Oxford University Press, 1965. ** Ibid. P. 10.


Следовательно, утверждает Девлин, «если общество имеет право выносить суждения на основе общепризнанной морали, необходимой для сохранения общества столь же, как и обще­признанное правительство, тогда общество может использо-^ вать закон для поддержания нравственности, так же как оно использует его для защиты всего, что необходимо для его су­ществования»*, а следовательно, и для законодательства про­тив аморальности. Девлин заявляет, что аморальность как на­рушение общих нравственных представлений аналогична из­мене и подавление аморальности с помощью закона также обоснованно, как и подавление подрывной деятельности.

Девлин отвергает разграничение публичной и частной мора­ли. Даже аморальное сексуальное поведение в частной жизни является по сути поведением, подрывающим устои общества.

Девлин также указывает на некоторую непоследователь­ность в выводах комиссии Волфендена. Если гомосексуализм должен быть легализован и общество не готово осудить его в законодательстве как аморальное явление, то нет оснований принимать законы, защищающие юношей от совращения или преследующие гомосексуалистов-проституток, как это реко­мендовала комиссия. Если проституция — это безнравствен­ность в частной жизни, до которой закону не должно быть ни­какого дела, то почему же доклад комиссии рекомендует со­хранить и усилить наказания за содержание публичного дома?

Последовательное проведение в жизнь идей Волфендена потребовало бы отказа от традиционного принципа английско­го права о том, что согласие жертвы не является оправданием физического насилия или убийства. Кроме того, придержива­ясь принципов Волфендена - Милля, надо разрешать не только гомосексуализм и проституцию, но и другое: «Эвтаназия, или убийство другого по его просьбе, самоубийство и клубы само­убийц (suicide pacts), дуэли, аборты, инцест между братом и сестрой — все это акты, которые могут совершаться част­ным образом, без вреда для других или их развращения и экс­плуатации»**.

В последней части своей лекции Девлин призывает прояв­лять максимальную осторожность, терпимость и гуманность

* Ibid.

** Ibid. P. 7.


при принятии законов, касающихся нравственности. Должна быть обеспечена максимально возможная свобода индивида, совместимая с целостностью общества. Небольшую амораль­ность, вызывающую у нас лишь умеренную неприязнь, следу­ет терпеть. Наказываться законом должна лишь такая безнрав­ственность, которая угрожает существованию общества. Не­возможно рационально определить «критический порог» без­нравственности. Показателем здесь является интенсивность наших чувств.

П. Девлин приводит следующий пример. Существует, как он пишет, «всеобщее отвращение к гомосексуализму». Мы должны спросить себя, как мы отнесемся к этому явлению, если подойдем спокойно и беспристрастно. «Возможно, мы почувствуем, что в ограниченных рамках гомосексуализм мо­жет быть терпим, но его широкое распространение было бы пагубным. Похожим образом большинство обществ относится к разврату, рассматривая его как естественную слабость, кото­рую невозможно искоренить, но которая должна удерживаться в определенных пределах»*.

Однако если наше общество действительно воспринимает гомосексуализм как «порок настолько отвратительный, что само его присутствие является оскорблением», тогда, утверж­дает Девлин, «я не вижу причин, по которым общество может быть лишено права искоренить его»**. Точно так же садизм и жестокость по отношению к животным вызывает в нас чув­ство глубокого отвращения и негодования, и общество запре­щает их законодательно, не спрашивая, в общественной или в частной сфере это практикуется.

Ответ Г. Карта П. Девлину

В 1963 г. Г. Харт опубликовал текст трех лекций под общим заглавием «Право, свобода и мораль», в которых выступил в поддержку рекомендаций комиссии Волфендена и с крити­кой позиции Девлина. Харт, однако, осознавал, что идеи Мил­ля, на которых основывались выводы комиссии, действитель-

* Ibid. P. 17.

** Ibid.


но уязвимы для критики. Поэтому он высказывался весьма осторожно, выдвигая более умеренный вариант этих идей.

Харт не защищает все, что говорил Милль и, в отличие от него, полагает, что не только вред, причиняемый другим, мо­жет быть основанием для принуждения с помощью закона. Но относительно законодательного проведения в жизнь морали позиция Милля представляется ему верной*.

Г. Харт начинает с разграничения принуждения с целью поддержания моральных норм общества (юридический мора­лизм) и принуждения для защиты индивидов от самих себя (юридический патернализм). Последний, по Харту, имеет все права на существование.

Милль, исходя из своего «принципа вреда», возражал и про­тив патернализма. В частности, он считал, что наркотики дол­жны продаваться свободно. Он явно возражал бы и против за­кона, запрещающего убивать человека с его согласия.

Однако, считает Харт, со времен Милля имел место «общий упадок веры в то, что индивиды знают свои собственные инте­ресы лучше всех»**. Люди могут «делать выбор или давать со­гласие без должного размышления или понимания последст­вий; или в погоне за сиюминутными желаниями; или в услови­ях, когда здравое суждение затуманено; или под влиянием внутренних психологически влечений; или под тонко завуа­лированным давлением других, которое невозможно доказать в суде»***.

На основе этих идей Харг выступает с критикой аргументов Девлина. Он утверждает, что приводимые Девлином примеры законов, не укладывающихся в рамки классического «принци­па вреда», могут быть объяснены как проявления юридическо­го патернализма, а не моралнзма.

«Слишком часто считают, что если закон не защищает од­ного человека от другого, то единственным его мотивом может быть наказание нравственно! порочности, или, говоря словами лорда Девлина, „проведене в жизнь морального принци­па"****. Однако, как показывает Харт, было бы большой на-

* Hart H. L. Law, Liberty ind Morality. — London: London University Press, J 963.—P. 5.

** Ibid. P. 32. *** Ibid. P. 33. **** Ibid. P. 34.


тяжкой считать, что целью закона, запрещающего торговлю наркотиками, является только наказание безнравственности торговцев, а не защита покупателей от самих себя.

Так же часто утверждается, что законы, наказывающие за жестокость к животным, могут быть объяснены только как проявление юридического морализма. Но и здесь закон преж­де всего направлен на предотвращение страданий живых су­ществ (то есть тоже базируется на идее предотвращения вре­да), а не против аморальности мучителей.

Многие законы, на первый взгляд направленные против аморальности, на самом деле карают нарушение обществен­ных приличий и порядка. Сексуальный акт между мужем и же­ной не является аморальным, но совершаемый публично — оскорбляет общественные приличия и наказуем законом. Анг­лийское законодательство (по Харту) не рассматривает про­ституцию как преступление, но наказывает ее публичное про­явление, чтобы защитить рядового жителя от оскорбительного для его чувств зрелища.

Девлин утверждает, что разделяемая всеми мораль — это «цемент» общества. Она так же необходима, как правительст­во, и, хотя отдельное безнравственное действие не развратит людей, и (если делается частным образом) даже не шокирует, и не оскорбит их, это не меняет дела. Мы не должны оправды­вать «поведение в изоляции»: тот, кто не представляет непо­средственной угрозы другим, все равно своим безнравствен­ным поведением «подрывает один из великих моральных прин­ципов, на которых основывается общество».

Нарушение моральных принципов — это атака на общество в целом, и общество может использовать закон для защиты своей морали. Поэтому «...подавление порока — такое же де­ло закона, как и подавление подрывной деятельности»*.

Однако, утверждает Г. Харт, доводы П. Девлина основыва­ются на неосознанно принимаемом на веру представлении о том, что «<...> вся нравственность — сексуальная мораль вместе с моралью, запрещающей вредоносное для других лю­дей поведение, например, убийство, воровство и нечест­ность, формирует как бы одну неразрывную ткань, так что

* Ibid. Р. 48^9; Devlin Р. Ор. cit., р. 8,13,15. 177


тот, кто отклоняется от какой-либо из норм нравственности, вероятно или неизбежно отклонится и от всех остальных»*.

Разумеется, общество не может существовать без морали, Ьтражающей и дополняющей законодательное запрещение по­ведения, вредоносного для других. Однако «нет никаких дан­ных в поддержку, и есть много данных, опровергающих тео­рию о том, что те, кто отклоняются от обычной сексуальной морали, каким-либо другим образом враждебны обществу»**.

Кроме того, Девлин, отталкиваясь от вполне допустимого предположения о том, что некоторая общая для всех мораль необходима обществу, переходит к отождествлению общества с его моралью в данный момент истории. В итоге получается, что изменение морали равнозначно разрушению общества. Именно это заставляет его отрицать аморальность в частной жизни и полагать, что безнравственность в сексуальных во­просах равносильна государственной измене.

Если отклонения от традиционной сексуальной морали не будут преследоваться законом, то весьма вероятно, что обще­ственная мораль станет менее строгой, но это не означает, что общество будет подорвано или разрушено. Будет иметь место лишь постепенное изменение морали, вполне совместимое с сохранением и прогрессом общества***.

По Харту, Девлин также неправ в том, что полагает, будто любое общество имеет право защищать свои нравственные нормы, когда они оказываются под угрозой, независимо от того, в чем эти нормы состоят. Неправильно полагать, что любое общество стоит того, чтобы его защищать и что для его защиты все средства хороши. Общественная мораль мо­жет оправдывать и рабство, и сожжение ведьм... Более того, поскольку в современном многонациональном обществе лю­ди придерживаются разных религий, политических взглядов и т. д., сама идея «морального консенсуса» становится доволь­но спорной.


* Hart H. L. Law, Liberty and Morality. Press, 1963.—P. 50-51. •^Ibid.P^l. *** Ibid. P. 52.

London: London University

 



Критика П. Девлина Р. Дворкиным

Р. Дворкин также выступил с критикой Девлина, но не­сколько с других позиций. Согласно Дворкину, Девлин прав, считая общественную мораль значимой, в том числе и для за­конодательства. Но он неверно понимает саму общественную мораль. То, что мы называем общественной нравственностью, по Р. Дворкину, значительно сложнее, чем это представляется П. Девлину.

Девлин утверждает, что общество имеет право проводить в жизнь свои нравственные убеждения с помощью закона, в частности делать уголовно наказуемым аморальное поведе­ние. Такое законодательство оправдано, когда имеет место ис­креннее отвращение и возмущение большинства людей по от­ношению к этому поведению.

Разъясняя свою позицию, Дворкин приводит следующий пример. Предположим, я говорю вам: «Я собираюсь проголо­совать на выборах против кандидата N, потому что знаю, что он — гомосексуалист, а я считаю, что гомосексуализм глубоко безнравственен». Если вы не согласны с такой оценкой гомо­сексуализма, вы можете обвинить меня в том, что я поступаю неправильно, на основе предубеждений и эмоций. Я постара­юсь переубедить вас и доказать правильность моих представ­лений о гомосексуализме. Но, даже если мне не удастся это до­казать, мы можем сойтись на том, что у вас — одна позиция по поводу гомосексуализма, а у меня — другая, и я имею право голосовать, исходя из своих нравственных убеждений.

Что нужно, чтобы убедить оппонента в том, что в этом во­просе я руководствуюсь нравственными убеждениями? Я дол­жен буду привести доводы в пользу своей позиции. Но всякие ли доводы будут для этого уместны? Если я скажу, что «все го­мосексуалисты сволочи», или «меня просто трясет, когда я их вижу», или «гомосексуализм вызывает землетрясения», или «все знают, что гомосексуализм — большой грех», вы оправ­данно обвините меня в том, что я демонстрирую всего лишь предубеждения, эмоции, очевидные глупости или несамостоя­тельность своей точки зрения. Это — явно недостаточные основания для того, чтобы голосовать против кандидата-гомо­сексуалиста.


А вот аргумент: «Я буду голосовать так потому, что гомо­сексуализм осуждается в Библии» — это действительно довод, показывающий, что у меня есть, хотя и спорная, нравственная позиция по этому вопросу. Итак, чтобы обосновать мое поли­тическое решение, чувств недостаточно, нужны рациональные доводы.

Этот вывод также применим и по отношению к обществу в целом. Даже если действительно большинство считает, что го­мосексуализм — это отвратительный порок и не хочет терпеть его, возможно, что это общее мнение состоит из «предрассуд­ков (основывающихся на том, что гомосексуалисты нравствен­но неполноценны, поскольку они женоподобны), иррациональ­ных мнений <...> и личного отвращения (основанного не на убеждениях, но на слепой ненависти, возникающей из-за неосо­знанного подозрения по поводу четкости своей сексуальной ориентации). Возможно, что обычный человек не в состоянии привести никаких доводов в пользу своей позиции, а просто ориентируется на своего соседа, а тот на него, или же приводит доводы, предполагающие такую общую нравственную установ­ку, которой он не может серьезно или последовательно придер­живаться. А если так, принципы демократии, которых мы при­держиваемся, не позволяют проводить в жизнь этот моральный консенсус, поскольку вера в то, что предрассудки, личные анти­патии и иррациональные мнения не оправдывают ограничений Свободы других, также занимает чрезвычайно важное, осново­полагающее место в нашей общественной морали»*.

Согласно Дворкину, Девлин просмотрел важное различие между двумя смыслами, в которых может употребляться слово «мораль»: «Верно то, что мы иногда говорим о „нравах", или „морали", или „моральных представлениях", или „моральной позиции", или „нравственных убеждениях" группы в антропо­логическом смысле (как можно это назвать), описывающем любые позиции группы по поводу уместности поведения, ка­честв или целей людей. В этом смысле мы можем сказать, что мораль нацистской Германии основывалась на предрассудках или была иррациональной. Но мы можем также использовать некоторые из этих терминов, особенно такие, как „моральная

* Dworkin R. Taking Rights Seriously, p. 254. 180


позиция" и „нравственное убеждение", в различительном смысле, чтобы противопоставить описываемые ими позиции предрассудкам, рационализациям, личной неприязни или вку­су, произвольным позициям и тому подобным вещам»*.

Для нравственной позиции нужны основания, то есть не­что большее, чем предрассудки, а именно — комплекс общих и последовательных принципов, которых люди искренне при­держиваются. Именно такие разумные, критические и после­довательные суждения и составляют «моральный консенсус сообщества» в различительном смысле**.

Законодатель, который отказывается действовать на основе народного негодования, нетерпимости и отвращения, на самом деле проводит в жизнь другую, и более важную, составляю­щую общественной морали. Конечно, он не может игнориро­вать возмущение публики. Он будет считаться с ним в своей законодательной стратегии и в стремлении влиять на убежде­ния людей. Но «мы не должны смешивать стратегию со спра­ведливостью и факты политической жизни с принципами по­литической морали»***.

Через сорок лет после дискуссии между Девлином и Хар-том в жизни развитых стран многое изменилось. Обществен­ное мнение стало значительно более терпимым к вопросам мо­рали, в 1960-е гг. были декриминализованы многие виды сек­суальной активности****. Однако споры об этом законода­тельстве и праве общества проводить в жизнь свои моральные представления продолжаются, и развертываются они в рамках той концептуальной традиции, которая была заложена Девли­ном и его критиками.

* Ibid.

** Дж. Феинберг критикует Дворкина за то, что тот считает, будто со­общество автоматически получает право с помощью закона проводить в жизнь этот моральный консенсус, и указывает на возможность ошибочно­го соглашения, например такого, который будет осуждать не приносящее никому вреда поведение (Feinberg J. Harmless Wrongdoing: The Moral Limits of Criminal Law. — Oxford: Oxford University Press, 1988. — 4. — P. 142-144. *** Ibid.

**** уд тад происходит не везде. См. недавнее заявление президента Намибии о том, что гомосексуалисты и лесбиянки являются врагами нами­бийского общества и все они будут посажены в тюрьму и затем высланы из страны. Законодательство исламских стран также расценивает нетрадици­онные сексуальные ориентации как уголовное преступление (в некоторых странах даже караемое смертной казнью).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 518 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.