Время правления Екатерины II — период решающих преоб-
разований в России и блестящих военных побед.
Умная и честолюбивая немецкая принцесса Софья Августа Фредерика, после крещения (1744) Екатерина Алексеевна, жена российского императора Петра III, в 1762 г. в ходе дворцового переворота устранила мужа, оттеснила от престола сына Павла Петровича-и царствовала более 30 лет. За 17 лет, прошедших с приезда в Россию до восшествия на престол, она постаралась узнать страну, ее историю, обычаи, традиции. Среди русских самодержцев Екатерина выделяется своей образованностью, умом, духовными и интеллектуальными запросами. Она рано познакомилась с трудами философов-просветителей — тех, кто был в то время властителями дум образованной Европы, — Вольтера, Дидро, Монтескье. Читала она и труды по истории Англии, Германии, Франции, сочинения известных экономистов и юристов. Впоследствии, став императрицей, сама занималась сочинительством. Однако она была реалисткой и ради власти готова была жертвовать любыми принципами и идеями.
Во второй половине XVIII в. перед Россией стояла дилемма, какой путь избрать, чтобы конкурировать с европейскими государствами и не потерять завоеванное в начале века место в большой европейской политике. Выбирая способ решения
исторической сверхзадачи в первые годы своего правления, Екатерина пыталась следовать идеям своих духовных наставников — французских философов, дававших «уроки царям» по преобразованию общества на рациональных началах. В это время в политической мысли Европы меняется само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть слугу отечества, главу общества, о котором он обязан заботиться. Карл III в Испании, Густав III в Швеции, Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии — их деятельность по модернизации общественного устройства, становлению либерального общества получила название «политика просвещенного абсолютизма». Эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Еще в XVII в. западноевропейскими мыслителями была сформулирована знаменитая теория общественного договора, согласно которой государство создано людьми, договорившимися между собой о передаче государству части своих прав с тем, чтобы оно их защищало. Следовательно, государство возможно усовершенствовать с помощью удобных и хороших законов. Мудрый и просвещенный законодатель, действуя на основе точных знаний о положении дел в стране, постепенно совершенствует законы, а через них и общество. Таков был идеал правления, который виделся молодой императрице.
Для решения насущных дел Екатерина создала несколько комиссий, которые должны были изучить состояние дел и представить правительнице свои предложения. Одновременно она провела несколько важных преобразований, которые, по ее мнению, давно назрели. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. В 1763 г. была проведена сенатская реформа. Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями в сфере государственного управления, в то же время, сохранив функции контроля и высшего судебного органа, лишался законодательной власти.
В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. Монастырские земли вместе с проживавшими там крестьянами переходили в ведение Коллегии экономии. Почти 2 млн. крестьян избавились от монастырской барщины и должны были теперь платить подати непосредственно государству.
Третье преобразование касалось системы управления империей. Екатерина была уверена, что все территории должны
управляться по единым принципам, не имея никаких привилегий. Особенно ее раздражала автономия Украины. В 1764 г. она приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила генерал-губернатора графа П.А. Румянцева.
Поскольку основным инструментом преобразования европейских монархов были законы, то и Екатерина решила упорядочить российское законодательство, провести так называемую «кодификацию». Она хотела выработать новые законы и с их помощью внедрить в России новые общественные отношения.
Результаты деятельности уже созданных комиссий Екатерину не удовлетворили, и она решила расширить состав тех, кто должен был решать судьбу реформ. Для составления нового Уложения законов были проведены выборы депутатов от всех сословий в специальную Уложенную комиссию. В ней царица видела тот сословно-представительный орган, опираясь на который можно будет проводить политику просвещенного абсолютизма. Выборы носили сословный характер, право избирать своих представителей получили все социальные группы населения, кроме частнособственнических помещичьих крестьян. Были представлены духовенство, дворянство, горожане, казаки, черносошные крестьяне и нерусские народы Поволжья и Сибири. В качестве руководящего документа работы комиссии Екатерина написала специальный Наказ, выдержанный в лучших европейских традициях Просвещения, признававший право всех людей быть свободными, подчинение всех, в том числе самодержцев, закону, основанному на естественных правах человека, и пр. Признавая самодержавие как единственно возможную форму правления в России, Екатерина отмечала, что самодержавный государь должен править в соответствии с законами, за соблюдением которых следит Сенат. Чрезвычайно важным было положение о ранее неизвестной русскому праву презумпции невиновности, т. е. признании человека виновным только по суду. Наказ свободно продавался и был доступен. Этот факт и позволяет считать Екатерину основателем либеральной российской идеологии.
Начавшаяся в 1767 г. работа Уложенной комиссии, состоявшей из 572 депутатов, была первой попыткой внедрить в государственную сферу России учреждение парламентского типа. Однако уже вскоре после начала ее работы выяснилось, что
депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности и в своей массе весьма консервативны. Принципы, заложенные в Наказе, никак не укладывались в сложившиеся нормы жизни и идеалы, которые они защищали. Деятельность Комиссии показала утопизм идеи европеизировать страну на основах общественного договора и естественного права. Общественное сознание в России не было готово к новой системе социальных отношений, пропагандируемых царицей. Каждое сословие требовало для себя льгот, включающих право владения людьми, крепостное право не вызвало ни в ком протеста, лишь отдельные выступления содержали предложения смягчить помещичий гнет. Анализ спектра настроений общественных групп показал, что социальной поддержки радикальным преобразованиям Екатерина не получит, а идти против общественного мнения она не могла: в глазах многих Екатерина была незаконной царицей, иностранкой, убившей своего мужа — российского императора. У нее подрастал законный наследник престола, сын Петра III Павел. Свежи были и воспоминания о легкости дворцовых переворотов.
Все это предопределило выбор, сделанный Екатериной II. В декабре 1768 г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске Комиссии. Она решилась избрать политику уступок дворянству, чтобы, опираясь на него, стабилизировать общество, создать мощный государственный аппарат для проведения внутренней и внешней политики. Так закончился первый этап екатерининских реформ, особенностью которых было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. Важнейшим выводом, сделанным Екатериной, было представление о консерватизме широких слоев ее подданных, а следовательно, невозможности радикальных реформ. Колебания в выборе альтернативы были окончательно отброшены ходом событий в России и Европе: крестьянской войной под руководством Е. Пугачева и Великой французской буржуазной революцией.
Но полностью отказаться от своих юношеских идеалов Екатерина не могла. Укрепляя государственную власть с помощью и в пользу дворян, она исподволь способствовала росту капиталистических отношений в России, поощряла предпринимательство и торговлю, внедряла вольнолюбивые идеи в культуру просве-
щенного класса и даже готовила себе преемника, воспитанного в духе европейского либерализма, — внука Александра.
Таким образом, политика Екатерины представляла замысловатое сочетание двух взаимоисключающих направлений, и в зависимости от ситуации верх брала то одна, то другая сторона. Такая политическая непоследовательность объясняется тем, что в России капитализм развивался не в условиях отмирающего, как на Западе, а полнокровного феодализма, не исчерпавшего исторического потенциала и яростно сопротивлявшегося модернизационным процессам.