Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнерусского государства и его внешняя




Политика

Особенности геополитического положения Древней Руси заключались в ее «срединной» локализации между различными цивилизациями. Древнерусское государство граничило с запад­но-христианской цивилизацией, исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками-язычниками.

Основными направлениями внешней политики Древнерус­ского государства в IX — начале XII в. были «собирание» земель в единое территориальное целое, защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, орга­низация завоевательных походов.

В период становления Древнерусского государства его мо­гущественным соседом на юго-востоке был Хазарский каганат,


который контролировал торговые пути, связывавшие Древнюю Русь с Кавказом и Багдадским халифатом. Кроме того, хазар­ские каганы долгое время взимали дань с некоторых славянских племенных союзов (радимичей, полян, северян, вятичей). Их зависимость от Хазарии сохранялась до середины X в., когда каганат в результате походов киевского князя Святослава был разгромлен.

Следствием этих походов стало укрепление позиций Древне­русского государства в Причерноморье, Шдонье и Прикубанье, на Тамани, где позднее было создано Тмутараканское княже­ство. Владимир I завершил осуществление планов Святослава, восстановил русское влияние на Северном Кавказе, посадил на княжение в Тмутаракани сына Мстислава. Он вынудил и Византию считаться с интересами Руси в этом регионе, заняв в нем ключевые позиции.

Воспользовавшись войной Византийской империи с арабами, Русь в 860 г. совершила первый поход на Константинополь, завер­шившийся подписанием соглашения между двумя государствами. Большую известность получил также успешный поход князя Олега на Византию в 907 г. во главе объединенного славяно-варяжского войска. В 911г. был заключен выгодный для Руси мирный дого­вор с Византией, основанный на нормах русского и византийского права. Этот договор был нарушен в 941г. князем Игорем, пред­принявшим неудачную попытку похода на Константинополь, в ходе которого греки «победили огнем» русский флот. Неудача не остановила князя, и в 944г. он вновь был с войском на Нижнем Дунае (провинция Византийской империи). Однако на этот раз дело до военных действий не дошло. Заинтересованная в торгово-политических связях с Русью, Византия, уплатив «большую дань», согласилась на мир. В результате был восстановлен договор Руси с Византией о союзе, взаимопомощи и торговле, взаимных юриди­ческих правах подданных, гарантиях безопасности проживающих в империи русских послов, купцов и воинов. Следует отметить, что при заключении этого договора часть русской дружины клялась по старому языческому обычаю, другая — уже по новому хрис­тианскому. Под влиянием христианизированной части дружины княгиня Ольга совершает визит в Константинополь и проходит там обряд крещения. Возможно, целью поездки княгини было обсуждение вопроса о введении христианства в русских землях, но реализовать этот замысел ей не удалось.


 

Сын Ольги князь Святослав, язычник и храбрый «яко барс» воин, развязав военную кампанию на Балканах и сделав болгарского царя Бориса II своим вассалом, вновь вступил в конфликт с Византийской империей. Борьба шла с пере­менным успехом, но в итоге, оказавшись в сложном поло­жении, Святослав был вынужден подписать новый договор с односторонними военными обязательствами не нападать на империю и ее владения и быть ее союзником в случае кон­фликта с третьей стороной. Возвращаясь в Киев, Святослав попал в засаду и был убит печенегами, которых, как принято считать, подкупили коварные византийцы. Однако некоторые историки полагают, что к его смерти была причастна христи­анская община Киева, члены которой опасались возвращения на родину князя-язычника.

Перемены в отношениях с Византией были связаны с при­нятием христианства на Руси при Владимире I, который, спасая империю от военного мятежа, добился брака с византийской принцессой Анной и заключил договор о равноправном союзе двух держав. Однако христианизация не устранила противоречий между Русью и Византией. Новый конфликт возник в 1043 г., когда князь Ярослав Мудрый, пойдя на сближение с печенегами, разорвал военные, политические, торговые и даже церковные связи с империей, поставив под угрозу владения Византии в Причерноморье. Новый договор Руси с Византией был подписан в 1046 г. и скреплен браком сына Ярослава Всеволода с дочерью византийского императора. Стремясь освободиться от опеки Византии в церковных делах, Ярослав Мудрый добился того, что в 1051г. первым русским митрополитом стал Илларион, бывший до того пресвитером в церкви при княжеском селе.

Отношения Руси с тюрками-кочевниками (печенегами, а затем половцами) отличались крайней неустойчивостью, пос­кольку сама ситуация в степи часто менялась. Мирные периоды и войны, грабительские набеги и династические браки, наемни­чество и участие в междоусобицах — так выглядели отношения с кочевниками в IX — начале XIII в. Эти отношения во многом осложнялись политикой натравливания тюркских ханов на Русь, которой традиционно придерживались византийские императо­ры, видевшие в ней важнейшее средство упрочения господства империи в северном Причерноморье.


 

Впервые печенеги упоминаются в летописи под 915 г., когда «створили» с князем Игорем первый договор, направ­ляясь к Дунаю. Разгром Хазарии и создание опорных пунктов на Кавказе позволили Руси успешно конкурировать с Визан­тией во влиянии на печенегов. При Владимире I отношения с печенегами были стабилизированы, в значительной мере благодаря созданию оборонительных рубежей с засечными чертами, сигнальными вышками, «заставами богатырскими» по рекам Десне, Остру, Трубежу и Суле. Преемники Владими­ра I на киевском «столе» широко использовали печенегов как наемников в борьбе за власть. Печальную славу в таких делах сыскал себе Святополк Владимирович, получивший прозвище «Окаянный» за разжигание распрей и вовлечение в них «не­счетных печенежских ратей». К концу XI в. Древнерусскому государству удалось справиться с «печенежской опасностью» и даже привлечь часть «поганых» на свою сторону, расселив их в приграничных со степью землях.

В это время в степи появилась новая угроза Древней Руси — половцы (куманы), орды которых часто объединялись для нападения на соседние государства. Вытеснив печенегов, половцы стали совершать постоянные походы на русские земли. В 1068 г. они нанесли серьезное поражение русским дружинам на реке Альте, что привело к бурным политическим событиям в Киеве, закончившимся восстанием горожан, которые требовали у князя оружия и коней для того, чтобы продолжать борьбу с половцами.

В конце XI в. стали созываться княжеские съезды, на ко­торых одним из центральных становится половецкий вопрос. Первый такой съезд собрался в 1097 г. в Любече, второй — в 1100 г. в Вятичеве. Собравшимся в 1103 г. на Долобском съезде русским князьям удалось договориться о подготовке к решительным действиям против половцев. Князю Влади­миру Мономаху удалось организовать ряд походов вглубь степи. Особое значение имел поход 1111г., в ходе которого русским войскам удалось взять столицу одного из ханов — г. Шарукань (в окрестностях современного г. Харькова). После этого разгромленная часть половцев покинула донецкие степи и откочевала на Северный Кавказ. Однако задача подчинения половецкой стихии оказалась настолько трудной, что была в основном разрешена лишь благодаря активной деятельности


великого киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125), который был не только выдающимся государственным деяте­лем, но и талантливым полководцем. Ему удалось сплотить большинство русских князей в походах против половцев и нанести им ряд тяжелых поражений.

Таким образом, Древняя Русь после принятия христи­анства в X-XI в. оказалась внешнеполитическим форпостом христианского мира на Востоке, была вынуждена принять на себя основную тяжесть борьбы с кочевниками-степняка­ми. Являясь «дочерней» зоной византийской цивилизации, Древняя Русь вместе с тем сумела преодолеть политические притязания империи и в условиях натравливания кочевни­ков на Русь со стороны Византии нейтрализовать «степную» угрозу.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 947 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.