Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отраслевые социологии в социологическом знании




Круг рассматриваемых проблем и понятий:

Специфика социологического знания. Общетеоретическое проблемное поле и особенности современной социологии. Основные парадигмы со­циологического познания. Структурные срезы социологии как науки. Объ­екты отраслевых социологии.

Что такое социология? В чем же смысл социологии? Что и как изучает эта нау­ка? Ориентиром (сравни: биология, геология и т.д.) может быть само название:

СОЦИОЛОГИЯ = СОЦИО (от лат. Societas/общество/) + ЛОГИЯ (от греч. «logos» /слово, учение/) или СОЦИОЛОГИЯ = НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ ________________

Удачно определил социологию один из крупнейших социологов XX в. П.А. Со­рокин: «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». Социолог изучает человека в его социальном качестве - как личность, во всем многообразии ее потребностей, интересов, мотивов, установок, ценностей. Лич­ность интересует социологию не в ее единичности, индивидуальности, а во взаимодействии с другими людьми, в различных социальных связях и отношени­ях. Речь идет о социальном типе - в типичных ситуациях и отношениях. Уже тут проявляется серьезное противоречие социального познания: изучая социальный тип личности, обобщая и абстрагируясь от многих конкретных проявлений ее жиз­недеятельности, важно не упустить «живого человека». Предметом социологии и выступает социальная жизнь - реальное многообразие видимых и невидимых, прямых и опосредованных социальных связей и отношений1.

Общесоциологическая парадигма «от человека» особенно важна в социологии молодежи. Она ориентирует на изучение ценностно-мотивационного компонен­та личности молодого человека, человека, вступившего в один из наиболее сложных, противоречивых и динамичных периодов его жизни - период социали­зации, взросления, достижения социальной зрелости. Акцент на стратегию «от человека...» тем более значим в обществе, преодолевающем авторитарные и тоталитарные традиции, идеологию и психологию «маленького человека», «винтика» государственной машины. Эта идеология накладывала отпечаток и на

принципы воспитания молодежи. Молодые рассматривались в основном как

 

Направленность такого подхода удачно выражена в подзаголовке одного из американских учебников со­циологии «from man to society» («от человека к обществу») (Acuff F. е.а. From Man to Society. II!., 1973)

объект воспитания - со стороны родителей, педагогов, взрослых, общества1.

Подчеркивая сегодня продуктивность понимания молодого человека как субъ­екта социальной жизни, социологи отражают серьезные изменения в посттотали­тарном обществе. Но нужно видеть и другое. Идеи свободы, самостоятельности, независимости и активности субъекта нельзя доводить до абсурда. Ведь их без­граничность чревата индивидуализмом, асоциальным поведением, нарушением социальных норм, что порождает психологию вседозволенности, нигилистиче­ского отрицания социально значимых ценностей. Дело не только в разрушитель­ных социально-нравственных последствиях вседозволенности. Ошибочно выво­дить поведение человека, его мотивы и установки, его ценностные ориентации и интересы только из субъективных устремлений. За рамками анализа по сути дела остается социализирующее воздействие социокультурной среды2. Человек ис­кусственно вырывается из всей ткани реальной социальной жизни. Не случайно, в социологии наряду с антропоцентрист- ской парадигмой (от человека к обще­ству) существует и противоположная -

Парадигма - это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному «сообществу». Т. Кун

социо центр и стекая парадигма (от общества к человеку). В основе ее - анализ общества как социальной системы, различных сфер общественной жизни, их воз­действия на поведение человека.

ЗАДАНИЕ 1.1. Основатель социологии как науки О. Конт писал: «Не чело­вечество нужно объяснять, исходя из человека, а человека, исходя из че­ловечества». Не менее четкой была позиция другого известного пред­ставителя классической социологии Д. С. Милля: «Соединяясь в общест­во, люди не превращаются в нечто другое... и обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного челове­ка и могут быть к ним сведены». Соотнесите эти взгляды с антропо-центристской и социоцвнтристской парадигмами. Оцените обе парадиг­мы социологии, докажите, что обе они правомерны, но каждая из них - од-носторонняя. Почему в социологии были представлены обе парадигмы?

В современной социологии утверждается комплексный, интегративный под­ход. В рамках его преодолевается противопоставление человека и общества, подчеркивается их взаимодействие, взаимосвязь. Особое внимание уделяется характеру и механизму такого взаимодействия. У этого подхода есть объективные

О распространенности такого подхода к молодежи и в американском обществе можно судить по оценкам П-Л.Бергера и Б. Бергер, которые отмечают, что молодых людей в современном обществе «часто призывают «вести себя по возрасту»; «молодой человек в зтом обществе подвергается воздействию бюрократического образовательного иетемблишмента и болезненным конкурентным давлениям внутри него» (См.: Личностно-ориентированная социология /пер. с англ. М., 2004. С.238).

«Опыт социального общения: ключ к нашей человечности», - подчеркивает Дж. Масионис. Социализацию он соотносит с социальным опытом, «охватывающим всю жизнь», благодаря ему индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру». «Личность создается благодаря интернализаиии - или ус­воению - нашего окружения» (Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб., 2004. С. ПО).

основания. Люди взаимодействуют, объединяясь в разнообразные общности, со­циальные группы. Их деятельность преимущественно приобретает организован­ные, институциональные формы. Общество реально - система взаимодейст­вующих и взаимосвязанных социальных общностей и институтов. Личность про­является через разнообразные социальные роли и позиции, которые выбирает или занимает в этих социальных общностях и институтах. И социология - не толь­ко наука о человеке или наука об обществе. Главное и специфичное для нее -анализ взаимодействия личности и общества через призму социальных общ­ностей и институтов. Она поэтому - наука о социальных общностях, механизмах их становления и развития. Взаимообусловленность личности и общества наибо­лее отчетливо проявляется в культуре. Она выступает мерой освоения челове­ком социального опыта разных поколений и мерой самореализации личности, развития ее творческого потенциала. В ней реализуется единство социализации и индивидуализации личности, социальных традиций и инноваций. Содержатель­но культура - система ценностей, главная из которых - сам человек, во всем бо­гатстве его проявлений. Функционально культура - система норм и регуляторов социального поведения.

 

 

ЗАДАНИЕ 1. 2. Шведский социолог П. Монсон образно представил три ос­новных способа видения социального мира в социологии1:

общество = «парк с аллеями» (система с четкой структурой);

общество = «множество лодок», направляемых - с помощью весел, ру­ля, паруса - людьми (система - совокупность действующих и взаимодей­ствующих субъектов);

• общество = «лодке на аллеях парка» (интегративный подход). Оцените плодотворность стремления преодолеть ограниченность структурного и субъектного подходов, совместить их. С какими труд­ностями может столкнуть ся и н тегративный подход? _________________

Обобщая, можно определить теоретическое проблемное поле социологии

'См.: Монсон П. Лодка на аллеях парка, ваедение в социологию: пер. со швед. М., 1995.

• самоопределение социологии как науки;

• историю ее становления и развития;

• анализ общества как системы;

• изучение социальной стратификации общества, социальных общностей, групп и слоев;

• исследование социальных институтов, их функционирования;

• осмысление поведения личности в социокультурном контексте.

ЗАДАНИЕ 1.3. Как вы считаете: каким должно быть общетеоретическое

проблемное поле социологии молодежи? ______________________________

Развитие социологии молодежи отражает теоретический поиск в социологии в

целом, который - в свою очередь -не может быть плодотворным вне общих изменений в методологии социального познания. Современ­ная научная парадигма связана с отказом от универсалий науки клас­сического периода. Рядом авторов она определяется как постмодер­нистская. В социальном познании эти процессы (особенно в нашей стране) идут с отставанием по сравнению с естествознанием. Но знамение времени - ток между естествозна­нием и обществоведением идет в обоих направлениях. Смена парадигмы со­циального познания началась не сегодня, но во многом продолжает определять современную познавательную ситуацию. Что же переосмысливается и подверга­ется критике? Во многих моделях социального развития в классической и совре­менной социологии - при всем их различии и даже противоположности - есть сов­падающие моменты;

холизм - акцент на целостность, системность общества;

детерминизм - выявление факторов, жестко определяющих поведение лю­дей, их социальное взаимодействие;

монизм - абсолютизация одного из этих факторов;

универсализм - уверенность в способности той или иной теории дать всеобъ­емлющее объяснение социальных явлений и процессов.

На смену им сегодня приходят иные объяснительные принципы. Прежде всего

«Стабильность и изменение, интеграция и кон­фликт, функция и дисфункция, согласие и принуж­дение являются равно обоснованными аспектами любого вообразимого общества».

А. Этциони, социолог, США. «Социологи отказались от прежних споров о приоритете тех или иных факторов в процессе со­циальных изменений. Так, вопрос о приемлемости теории экономического детерминизма ныне утратил значение реально важной проблемы. В принципе все факторы, воздействующие на поведение лю­дей, начиная от природной среды... через психо­логические, экономические, политические, право­вые факторы и кончая культурными факторами, заслуживают подробного рассмотрения. При этом многое зависит не только от конкретного случая, но и от характера рассматриваемой проблемы». ___________________Т. Парсонс, социолог, США.

это - многофакторные модели общества: ни один из факторов, ни одна из со­циальных теорий не могут с исчерпывающей полнотой объяснить характер и ди­намику социальной жизни. К такому выводу приходили и многие социологи, под­черкивавшие значимость одного или нескольких факторов. Характерен пример поиска многофакторного подхода - идея Д.Белла об «осевых принципах».

ЗАДАНИЕ 1.4. Проанализируйте приведенные ниже положения Д. Белла. Оцените, какие выводы вытекают из данного подхода для социологии и социологии молодежи: «Я не верю, будто общества настолько органичны и интегрированы, что могут рассматриваться в качестве единой сис­темы». Экономика, социальная структура и культура «управляются раз­личными осевыми принципами». Для социальной структуры это - эконо-мизирование (распределение ресурсов в соответствии с принципами наименьшей стоимости, оптимизации, максимизации). Для современного государствапринцип участия. Для культуры - самовыражение и совер­шенствование личности. «Понятия «феодализм», «капитализм» и «со­циализм» представляют последовательный ряд концептуальных схем в марксистской системе, построенный вдоль оси, за которую приняты отношения собственности. Понятия доиндустриального, индустриаль­ного и постиндустриального обществ представляют собой концепту­альные ряды вдоль оси, за которую приняты производство и виды ис­пользуемого знания». «То, что происходит в западном обществе за по­следние 100 лет, является... усилением разделения между социальной структурой (экономикой, технологией и профессиональной системой) и культурой (символическим выражением значений), каждая из которых управляется иным осевым принципом».

Получили распространение и интегративные теории. Главная цель их - пре­одолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объясне­нии социальной жизни. Интересны попытки П. Бурдье (Франция), Э. Гидденса (Англия), Н. Лумана (ФРГ) и др. развить такие теории. По оценке Бурдье, «социо­логия сегодня полна ложных оппозиций» (противопоставлений) - «между теорети­ками и эмпириками, субъективистами и объективистами. Все эти оппозиции (а есть еще много других) кажутся мне совершенно фиктивными и совершенно опас­ными». Для Гидденса «проблема заключается в том, как должны быть определе­ны концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения». Целью своей теории «структурации» он счи­тает - положить конец одностороннему субъективизму «объяснительной» социо­логии и объективизму функционализма. Решение поставленных ими задач потре­бовало и переосмысления ключевых понятий социологии: социальное действие, поведение, структура, система, социальное пространство, общество и т.д. Так, Луман предложил разграничить понятие «общество» как «совокупности всего со­циального, социальных отношений, процессов, действий и коммуникаций» и «ин-

теракции» как взаимодействия присутствующих. Гидденс особенно подчеркивает неправомерность понимания социального поведения как жестко детерминирован­ного: «Не существует «неизбежных тенденций» социального развития, которые либо ускоряются, либо замедляются конкретно-историческими процессами. Каж­дая модель социальной организации и изменений состоит из случайно связанных между собой предвиденных и непредвиденных результатов». «Поток действий производит последствия, которые являются ненамеренными, и эти непредвиден­ные последствия могут также формировать новые условия действия посредством обратной связи...». И еще один важный момент - и это четко выразил Луман - они не претендуют на отражение в своих концепциях социальной реальности во всей ее полноте, на исключительное обладание истиной.

[ЗАДАНИЕ 1.5. Оно аналогично предыдущему. Оцените, какие выводы вы- текают из данного подхода для социологии молодежи __________________

На социологии молодежи не может не сказаться и присущее всей социологии как науке стремление к самоопределению, чтобы достойно ответить на вызовы XXI века. «Перемены нашего времени по своему величию подобны тем, которые случились в период возникновения социологической классики», - отмечает из­вестный социолог Я.Сойсал и ставит вопрос: «Смогут ли наши концепции и орга­низационные метафоры трансформировать себя и стать основой новой социоло­гии для осмысления «стареющих» обществ Европы и мира? Идеологии, ценности, иерархии, границы, стили жизни и институты Европы, равно как и её народы, столкнулись лицом к лицу со значительной дезинтеграцией и обновлением. Что представляют собой возникающие в эру перемен социальные регуляторы, конфи­гурации, конфликты и расколы? Каковы наши социологические константы, катего­рии и вехи, позволяющие вскрыть внутренние движения обществ?»1.

Наконец, нельзя не отметить утверждение в социологии синергетической ме­тодологии. Синергетика (теория самоорганизации) подчеркнула необходи­мость разграничения состояний хаоса и порядка. В хаотических системах со­стояние каждого элемента самодостаточно, их взаимодействие - случайно. Но тем самым случайность стала рассматриваться как конструктивное начало, не­обходимое для рождения нового. Было убедительно показано: некоторая доля хаоса, стихийности, неопределенности - это не зло. Основная идея И. Пригожина:

Цит по: Кравченко С.А., Романов В.Л. Социология и вычовы современной социокультурной динамики '/ Социс. 2004. №8. С.З.

оптимален управляемый хаос (хаоса должно быть столько, чтобы было воз­можно управление / «порядок»/, но и управления должно быть столько, чтобы хаос не исчез). Такой подход - «порядок через флуктуации» (отклонения) - вы­деляет необратимость процессов в сложных системах. По-иному ставится и про­блема их детерминированности (причинной обусловленности). Случайности де­лают ее менее жесткой. Соответственно, процесс развития предстает нелиней­ным, многовариантным; социальные действия - как носящие вероятностный характер и принципиально непредсказуемые в точках бифуркаций (выбора). Си­нергетика показывает несостоятельность идеи полного и всеохватывающего кон­троля над социальными процессами. Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации. Оно вносит коррективы в этот процесс, но никогда полностью не подчиняет его. Обнаружива­ются пределы человеческих возможностей. И не только в связи с конечностью и исчерпаемостью ресурсов, но и в собственно человеческом смысле. Оказывает­ся - не все проблемы имеют решение, во всяком случае - эффективное и леги­тимное (законное). Социальная сфера является одной из областей нового синер-гетического прочтения. Действительно, она представляет собой постоянное столкновение необходимых и случайных явлений. В ней возникает множество не­стабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты. Задуманное и спланированное часто при осуществлении оборачивается прямо противоположным, начинает развиваться иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Синергетическое понимание общества должно включать его осмысление как многоуровневой сис­темы, в которой решение проблем на макроуровне может и не перестроить всю систему. Недооценка этого особенно опасна при осуществлении глубоких соци­альных преобразований.

ЗАДАНИЕ 1.6. Оцените, какие выводы вытекают из синереетическоео подхода для социологии молодеж и ___________________________________^________

Анализ общетеоретических проблем определяют важнейший - методологи­ческий, но не единственный структурный срез социологии как науки. Сам вопрос о структуре социологии до сих пор является дискуссионным И это понятно Ведь даже применительно к предмету социологии возможны различные подходы. Еще больше различий - в понимании характера общества и перспектив социаль­ного развития. И социальные общности, и социальные институты могут быть раз­ными - по масштабу и диапазону. Так, можно говорить как об общностях – о студентах данной группы, курса, факультета, вуза, города, о студенчестве стра­ны, мира. В социологии это приводит к необходимости выделять уровни иссле­дования. Чаще всего разграничиваются два уровня (по аналогии с физикой -«макро-» и «микро-») и выделяются:

макросоциология (ориентир - изучение обществ, их составных частей и их меняющихся комбинаций);

микросоциология (ориентир - анализ малых групп, их взаимоотношений).

В соотношении этих уровней существуют определенные проблемы. Одни из них связаны с тем, что выделение только двух уровней делает переход от одного к другому слишком резким. Не случайно, американский социолог Р. Мертон пред­ложил выделять теории «среднего уровня», сориентированные на изучение достаточно больших по масштабу и диапазону социальных общностей и институ­тов (социология города, молодежи, этнических групп, образования и т.д.).

Общая система социологического знания многомерна. Она включает в себя два уровня познания - теоретический и прикладной, а также многие десятки структурированных по различным гносеологическим и онтологическим основани­ям отраслевых, особых и частных научных дисциплин и сотни специализирован­ных теорий. Не претендуя на специальный анализ, отметим: наряду с теоретико-методологическим уровнем, с присущей ему высокой степенью обобщения, можно выделить и уровень частных, специальных социологических исследований. Их обычно называют отраслевыми социологиями. Одной из них и является социо­логия молодежи. Объекты отраслевых социологии таковы:

• конкретные социальные общности, слои, группы (рабочие, интеллигенция, селяне, этнические группы, социально-демографические группы и т.д.)1;

• различные социальные процессы (социальные конфликты, революции и ре­формы, адаптация, социализация, инновация, глобализация и т.д.);

• отдельные социальные институты (семья, система образования, церковь, армия, государство, спорт и т.д.);

• различные сферы социальной жизни (экономика, политика, быт и т.д.);

конкретные общественные отношения, отражаемые в соответствующих

В современных условиях акцент на молодежь как общность вновь выступает определ«ющим в подходе ряда авторов: «Вполне естественно, что столь многочисленная прослойка российского общества должна являться объектом пристального внимания со стороны социологической науки, выделившей социологию молодежи в самостоятельную отрасль социологического знания, исследующего на основе теоретических и эмпирических представлений современной социологии молодежь как социальную общность» (Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социологических наук, проф.. чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. М., 2005. С.7.). Авторы подчеркивают комплексный характер предмета социологии молодежи, охватывающий «широ­кий ряд социальных проблем, связанных с молодежью как возрастной категорией» (там же).

 

 

формах сознания (социология права, науки, культуры, религии и др.)1.

Важно исходить из методологического принципа: «Будучи отраслью единой

системы социологического знания, социология молодежи тесно связана с другими

её отраслями, поскольку изучает молодежь не только как социальный феномен,

взятый изолированно, но и в контексте ее включенности в разнообразные

формы конкретных социальных отношений»2.

ЗАДАНИЕ 1.7. Попробуйте самостоятельно сформулировать, в чем за­ключается сложность разграничения проблемного поля социологии мо­лодежи с другими отраслевыми социологиями. Ориентиром в ваших рас­суждениях могут быть следующие моменты:

можно ли так разграничивать по одному из этих критериев?

насколько жестки и взаимопереплетены сами эти критерии? В рамках какой отраслевой социологии рассматривать проблемы студенческой семьи или процесс адаптации молодого специалиста в коллективе?

насколько применим к социологии молодежи «сфврный» критерий вы­деления отраслевых социологии, когда акцентируются проблемы: «мо­лодежь и экономика», «молодежь и политика», «молодежь и...»? Ведь та­кой подход предусматривает два ракурса анализа: «от молодежи» или «от конкретной сферы». Специфика экономического или политического поведения молодежи, как и других социальных групп, может рассматри­ваться и в рамках социологии экономики, социологии политики;

• насколько учитывается многогранность молодежи как субъекта соци­альной жизнедеятельности, объекта социологического анализа? Можно ли свести многоплановость социологии молодежи к ее пониманию как оп­ределенной социально-демографической группы, поколения?

• как учесть то, что некоторые формы и особенности социального по­ведения и стиля жизни молодежи в той или иной сфере могут приобре­тать автономный, самостоятельный и даже контрастный характер? Это и отразилось в становлении своеобразной молодежной «субкульту­ры» и «контркультуры», что получило теоретическое осмысление в со­ответствующих социологических концепциях;

как преодолеть серьезную проблемную ситуацию в применении «про­цессуального» критерия классификации отраслевых социологии? Ведь процесс социализации (особенно первичной) настолько «молодежный» -по целям, содержанию, характеру, что во многих современных западных учебниках по социологии молодежная проблематика рассматривается в разделе «Социализация»3. Да и в теориях молодежной революции при всей переоценке роли молодежи в революционном обновлении общества сама постановка проблем «молодежь и революция», «молодежь и иннова­ции» имеет глубинный смысл. И не только в историческом плане - приме­нительно к молодежной революции 1968 г. на Западе. Актуален анализ роли молодежи в обновлении современного российского общества. Важна теоретическая, содержательная сторона проблемы. ___________________

 

 

'Соколов ВМ. Социологи» морали - реальная или гипотетическая? // Социс. 2004. №8. С. 80. 1 Волков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие/ под ред. проф. Ю.Г. Волко­ва. Ростов н/Д., 2001. С.15.

' См.: Гидденс Э. Социология: учебник 90-х гг./пер. с англ. Челябинск, 1991; Смелзер Н. Социология /пер. с англ. М., 1993 и др. Масионис Дж. Социология. 9 -с изд. /пер. с англ. СПб., 2004.

 

ТЕМА 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1282 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2781 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.