Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью.
При этом могут употребляться разные модели предложений с причинно-следственными отношениями, например: «что вызывает что-либо», «что ведет/приводит к чему-либо», «что является причиной чего-либо» и др.
Модели предложений с условно-следственной связью также употребляются разные: «что обусловливается чем-либо», «что свидетельствует о чем-либо» и др.
Развитие цепной связи информации текста может начинаться причинно-следственными или условно-следственными отношениями.
В обобщенном виде модели с такими отношениями можно представить при помощи схем.
Схема А Схема Б
|
|
Н1 Н1
следствиеследствие
Н2 Н2
следствиеследствие
следствие
Количество новой информации в моделях дано условно.
Информация текста может развиваться цепным способом и от разнонаправленного данного текста. Каждый смысловой центр данного в таком случае представляет собой начальное звено цепи, от которого развивается информация последующих звеньев. Смысловые центры могут иметь по одной или несколько микротем.
Схема А Схема Б
Т Т
КЗКЗ
|
|
|
|
Н1 Н1 МТ1 МТ2 МТ1 МТ2
Н2 Н2 Н1 Н1 Н1 Н1
Н2 Н2 Н2 Н2
Количество микротем, данной и новой информации дано условно.
Задание 3. Сделайте полный структурно-смысловой анализ текстов.
Текст 1.
Демократические институты выборов в Казахстане в чисто временном плане в современной исторической литературе считаются равными многим европейским. О них немало свидетельств историков. Собственно подобное связано с самой казахской цивилизацией, где формирование структур власти того или иного правителя проходило только с согласия общества. Оно же, по данным Ч.Ч.Валиханова, давало свое согласие на определенных условиях, каждый раз, детально оговаривая масштабы полномочий главы страны, племени, рода, судьи.
По свидетельству Ч.Ч.Валиханова, исследованиям Е.Бекмаханова, властную систему казахского общества традиционно составляли ханы, султаны, старшины, батыры, бии, баи. Эта национальная, родовая и судебная элита сформировались исторически за довольно продолжительный период и действовала до включения Казахстана в состав Российской империи.
Уже сам по себе факт традиции вынудил элиту кочевого общества не только поддерживать, разумеется, в своих интересах, освященные историей порядки, но и следовать им. А это – выборность ханов-правителей страны, выборность представителей судебного корпуса (биев). Как каждый раз эта практика корректировалась – вопрос чисто исторический. Нам важен сам факт наличия элементов демократии и уровней тогдашнего избирательного права и процесса. Если избрание хана – уровень общенационального масштаба, то избрание бия, это – уровень местного масштаба, дело конкретного рода.
Текст 2.
Латинское слово humanus – человечный – означает признание ценности человека как личности, его прав, свобод, и стремления к всестороннему развитию. Отсюда неизбежна постановка вопроса о гуманизме как принципе и гуманистических основах самой политики. Гуманизм перестает быть частным делом каких-то благотворителей, он должен стать критерием качества самой политики. На наш взгляд, гуманистические основы политики можно рассматривать в следующих аспектах:
Во-первых, как идейную константу интересов, запросов, потребностей отдельных групп людей и общества в целом, что направлено на снятие политического напряжения и решение конкретных социальных задач, скажем, по спасению попавших в сложную ситуацию.
Во-вторых, оценивать то, как конкретная политика отразилась на судьбах людей, то есть проводить «человеческое измерение» самой политики и ее последствий. Здесь, как правило, сказывается трагический опыт войн, революций, непродуманных реформ. Наиболее нагляден в этом отношении политический курс Ф.И. Голощекина на оседание казахского аула на базе коллективизации, сыгравший трагическую роль в судьбах казахского этноса.
В-третьих, гуманизм наших дней требует бережного отношения к среде обитания, сохранения того места, где этнос утвердил свою цивилизацию и культуру. В наши дни экология стала условием выживания человечества вообще.
Сама гуманизация в наше время становится важнейшим критерием цивилизованности политики и политиков, действующих партий и общественных движений.
Текст 3.
Важнейшей частью любой политической системы современности являются политические партии, которые выполняют роль специфичного института, осуществляющего связь человека с обществом и государством, а также, самим фактом своей деятельности, реализуют основное право индивида на свободный и самостоятельный выбор формы участия в жизни социума.
Само слово партия происходит от латинского термина – parties – часть чего-то, сторона какого либо процесса. Позднее данное слово стали применять для характеристики группы союзников в решении общей проблемы. Любая политическая партия, по сути своей, есть такое общественное формирование, в котором объединяются люди, осознавшие общность своих интересов, намерений их реализации, путем совместных действий в рядах специальной организации.
В современном мире начальным, то есть исходным субъектом жизни социума, что установлено еще Г.Гегелем, является личность. Конституция любого государства устанавливает права только гражданина страны. Но, кроме рядовых граждан, Конституция дает право участия в политической жизни организованным в партии группам общества.
Политическая партия – добровольное объединение наиболее активных членов общества на базе общей идейно-политической константы, закрепленной в Программе, Уставе, других установочных документах. Право человека на его приход в партию есть реализация личных стремлений.
Текст 4.
Любая риторика должна не только отразить искусство речи политика, но и культуру его мысли, логику изложения, безупречность занимаемой позиции. Отсюда особо повышенные требования к каждому, кто оглашает, отстаивает в дискуссиях с другими позицию своей партии, свою точку зрения. Главное о чем следует помнить – каждое слово должно доходить до сердца избирателей. Абай в словах назидания приводил хороший пример о дискуссии силы (в нашем понимании – власть), разума и сердца и их арбитре – науке. Для отыскания истины, необходимо по его словам, единение всех этих качеств: силы, разума, душевности (сердечности). «В этом – в гармонии и чистоте человеческой жизни – и заключается смысл существования великого мира», подчеркивал Абай.
В проходящей особенно интенсивно на выборах, риторике власти и лидеров оппозиционных партий, четко высвечивается ряд крайне важных моментов. Они связаны с тем, что раскрывает личностное «я» человека, как политика. А это ведь и есть тот самый психотип, который в соционике характеризуют терминами: «искатель», «аналитик», «посредник», «лидер», «критик» и т.д.
Текст 5
Первые дебаты в Казахстане мы видели на выборах в 2003 году. Они вызвали оживление в обществе. Но сама постановка дебатов и ее планировка, конечно же, должна была еще и еще раз проходить обкатку. В принципе, те дебаты 2003 года даже не были дискуссиями в полном смысле слова. Это было - только начало. Не было профессиональной подготовки как со стороны кандидатов в депутаты, так и со стороны телевидения. На экране мы видели лишь «говорящие головы».
Третьи по счету в истории выборов, дебаты избирательной кампании 2007 года, пожалуй, были самой рейтинговой месячной программой телевидения. Затем они вызвали такой разброс мнений со стороны государственных структур и оппозиции, левых и правых, красных и зеленых, в электронных и печатных СМИ, что, пожалуй, практически каждый избиратель был наслышан об этом и имел собственное мнение о происходящих событиях.
Текст 6
Это слово рейтинг - популярность, узнаваемость – вошло к нам с началом перестройки и быстро стало вполне понятным и привычным. Социология, где рейтинг получил свое утверждение как показатель доверия людей к политику и власти, рассматривает его в качестве ролевого инструмента, позволяющего определить позиции той или иной личности, группы, движения, партии глазами общества.
Рейтинг тем самым может носить четко персонофицированный (личностный) характер или быть массовым, если он относится к политической партии или даже стране.
Особая роль рейтинга как показателя качества политика, его программы и деятельности, во многом говорят о сходстве политики и торговли. Но в первом случае речь идет о власти, во втором – об обычном товаре. Рейтинг становится в современной политике маркой качества и востребованности политика.
Текст 7
Права личности всеми юристами, политологами, социологами делятся на три главные группы: политические, экономические, социально-культурные. Для нас важны в данном случае права политические.
Это – свобода слова, свобода перемещений. Это – свобода выбора идейных предпочтений, свобода выражения мнений на митингах и демонстрациях.
Это – свобода на выбор гражданства и места своего проживания, свобода участвовать в деятельности партий и организаций, или в их создании.
Это - свобода считать себя верующим или атеистом, свобода на отправление религиозных обрядов и предписаний, или прямого отказа от них, как процедуры навязывания неприемлемого.
Это – свобода предлагать свою кандидатуру на различные государственные должности.
Это, наконец, свобода предоставлять убежище тем, кто преследуется в других странах за политическую или религиозную деятельность.
Текст 8
Идея – греческое – idea – форма мысленного отражения значимых явлений объективной реальности. Как правило, идея включает в себя представление о цели последующего познания и преобразования общества и государства.
Тем самым, идея предстает, как ценностный ориентир развития, и принцип истолкования явлений и событий прошлого, современности, происходящих и предполагаемых перемен. О хорошей продуманности идеи обычно говорит заложенный в ее сущность принцип предусмотрительности. Именно он во многом изначальный гарант успеха, тем, что включает в набор доводов дух реализма, то есть холодного, трезвого расчета не только планируемой деятельности, но и их возможных последствий. Будучи мысленным представлением о цели, идея должна мысленно учитывать и сложности движения к этой цели.
Как говорят наши соседи из «Поднебесной», политик в своем замысле должен учесть «все волосики своей кисточки», которой он рисует иероглифы плана кампании. Надо учесть возможность и силу ответного удара Вашего оппонента, а боязнь такого удара, по замечанию Талейрана, есть подлинный показатель государственной мудрости.
Текст 9
Президент – его рейтинг может быть очень высоким. Особенно, если в обществе сложилось устойчивое позитивное мнение о том, что только он, как это имеет дело в случае с нынешним главой России – В.В.Путиным, или нашим Президентом Н.А.Назарбаевым, может уверенно вести корабль государства.
Но рейтинг Президента, что показывает пример США, Украины, в недавнем прошлом соседнего Кыргызстана, может стремительно снижаться из-за непопулярной политики, высокого уровня коррупции в окружении главы страны, остроты его противостояния со значительными слоями общества, что мы видели на примере А.Акаева в Кыргызстане и наблюдаем ныне в происходящем в Украине.
У главы государства выделяется три уровня его рейтинга. На первом плане это международный уровень рейтинга. Он имеет два измерения (позитивное и негативно) связанных с поддержкой его курса общественностью других стран или критикой со стороны ряда политических групп, стремящихся поддержать оппонентов главы страны и тем самым оказать давление.
На втором плане идет уровень поддержки политической элитой страны. О его значимости говорит то, что он для главы страны намного важнее в силу ряда обстоятельства. Если большинство элиты на стороне главы страны, то оппозиция при всем ее желании не сможет «раскачать лодку», а следовательно сторонники президента помогут ему решать все проблемы. Этот второй уровень во многом обеспечивается тем, как относятся к действиям и планам главы страны в различных кругах интеллигенции. Если налицо сочувствие хотя бы половины – победа ему обеспечена.
На третьем плане мы бы поставили уровень влияния в обществе в целом. Однако, следует учесть, что в действительности этот фактор частично увязан со вторым уровнем через элиту и интеллигенцию. И ни одним из них глава государства не может пренебрегать, так это сразу же отзывается эхом в тех слоях общества и президент вынужден постоянно заботиться об их равномерном поддержании.
Текст 10
Прогноз – греческое – prognosis – способ предвидения, предсказания.
Прогноз есть научно обоснованное суждение о чем-то возможном, а также об иных путях и способах развития возникающей или возможной ситуации, об альтернативных вариантах решения и их последствиях, о появлении иных участников политического процесса, чьи позиции, симпатии и антипатии пока не известны.
История ХХ столетия дала массу примеров того, как рушились предвидения политиков. Прогноз Сталина, что война с Германией, начнется не ранее 1942 г. оказался чересчур оптимистичным и обернулся для СССР тяжелыми поражениями лета и осени 1941 г.
По свидетельству К.А.Мерецкого (в ту пору заместителя Наркома обороны), в одной из бесед «И.В.Сталин заметил, что пребывать вне войны до 1943 года мы, конечно, не сумеем. Нас втянут поневоле. Но не исключено, что до 1942 года мы останемся вне войны».
В свою очередь прогноз Гитлера, что вся кампания разгрома советского государства завершится летом и осеню 1941 г. оказался авантюристичным и в итоге привел к полному провалу и краху фашистского режима.