Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ФИЛИ́ППИКА. См. ИНВЕКТИВА




 

ФИЛОЛО́ГИЯ (от др.-греч. φιλολογία − ‘любовь к слову’) – 1. Учение о правилах и закономерностях создания, передачи, хранения, воспроизведения и функционирования словесных произведений. Предмет Ф. – текст, слово в широком значении, соединённые с выражаемым ими культурным содержанием.

О трудностях в определении Ф. как науки справедливо писал Д.С. Лихачёв, предпочитая говорить о её «связующей роли»: «Роль филологии именно связующая, а потому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придаёт широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения» [Лихачёв 1989]. В современных определениях Ф. как «совокупности научных дисциплин (языкознание (главным образом стилистика), литературоведение, история, семиотика, культурология и т.д.)» [Степанов 1996: 592] или «совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве» [Ожегов, Шведова 2005: 852] теряется идея о наличии у Ф. собственного предмета.

В фундаментальной статье С.С. Аверинцева Ф. определяется как «содружество гуманитарных дисциплин, изучающих сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистический анализ письменных текстов» [Аверинцев 2006: 452]. Однако и здесь 1) вновь не даётся определение Ф. как самостоятельной науки; 2) Ф. соотносится только с письменными текстами в то время как она, по-видимому, имеет отношение ко всем видам словесных произведений, бывших в истории человечества (и к устной, и к письменной, и печатной, и к текстам СМИ и Интернета); 3) Ф. имеет отношение не только к духовной, но и к материальной культуре, поскольку словесное творчество связано с технологией создания речи, которая также есть культурное совершенствование – ср. новые электронные средства речевой коммуникации, которые также должны рассматриваться как объект филологического исследования.

Не даёт ответа на вопрос о предмете Ф. и кропотливое историческое исследование Г.О. Винокура «Введение в изучение филологических наук» [Винокур 2000]. При всей широте привлечённого материала это исследование рассматривает фигуру филолога более как «человека читающего» и менее как творца культуры, осуществляющего создание, воспроизведение, хранение и передачу последующим поколениям лучших произведений словесности.

Ю.В. Рождественский в «Общей филологии» убедительно показал, что «филологическое знание состоит в проникновении не только в содержание того или иного текста, но и в его истолкование». Поэтапное истолкование текста позволяет последовательно выстроить понимание предметов частной и общей Ф.: в частной Ф. анализируется конкретный текст (его возникновение, авторство, вхождение в данную область культуры), а в общей Ф. – «общие исторические закономерности понимания и истолкования текстов на фоне развития культуры, прогресса в знаниях и речевом общении, технического прогресса в создании текстов» [Рождественский 1996: 19]. Таким образом, общая Ф. изучает принципы организации словесности, определяемые социальными условиями коммуникации и фактурой (материальным воплощением) текста. Частные Ф. организованы по этнотерриториальному принципу: классическая Ф., изучающая античную словесность, восточная Ф. (ориенталистика, востоковедение), славянская Ф. (славистика, славяноведение), балканская Ф. (балканистика), арабская Ф. (арабистика), тюркская Ф. (тюркология) и т.п. Задача частной Ф. – конкретно-историческое изучение словесности данной этносоциальной или территориальной общности людей в связи с её историей и менталитетом.

2. Ф. – наука о культурном прогрессе человечества, выраженном в способах, принципах и правилах создания текстов (речи, словесных произведений). Филологическое знание показывает, как технологическое развитие фактуры речи влияет на её смысл, позволяя развиваться всем формам общественной культуры, различным видам семиозиса. Как наука о Словесности (см.), Ф. изучает общественно-языковую практику, обращение текстов в их организации и развитии. Обращение текстов включает в себя их создание, передачу, приём и хранение. Развитие общественно-языковой практики определяется в основном развитием фактуры текста, т.е. его материального носителя: звук, письмо, печать, технические и электронные средства информации [Рождественский 1996]. Особенность современной общественно-речевой ситуации состоит в том, что человечество впервые столкнулось с такими сложными формами словесности, как массовая информация, чьё появление рождает новый облик человека, кардинально меняет стиль жизни, формируемый стилем речи. Оптимальное развитие человеческого общества возможно только в том случае, если оно будет опираться на культуру как совокупность нравственных и интеллектуальных достижений человечества.

3. Ф. – наука о классификации всех словесных произведений национально-речевой культуры. Предмет Ф. – тексты всех существующих родов и видов словесности. Было бы недостаточно представлять её задачи только в сфере изучения стиля преимущественно художественного текста. Поскольку «в произведениях слова выражается весь состав культуры общества, теоретическая задача филологии – построение научной картины культуры, взятой сквозь призму слова». Если речь является «инструментом общественной организации», то филологическое знание становится «основой компетентного управления обществом» [Волков 2000: 8].

Необходимо изучение истории русской Ф., или филологических словесных наук в России, которое в настоящее время подменено историей русского языкознания с наложением схемы и содержания современного языкознания на реальную историю и содержание тех наук, которые изучались в университетах, гимназиях, лицеях XVIII–XIX столетий. Изучение истории русской Ф. должно вестись как исследование состава «словесных наук», заявленных впервые М.В. Ломоносовым и затем развитых в курсах выдающихся русских учёных-филологов.

Предмет Ф. должен быть ясно отграничен от содержания лингвистики, литературоведения и т.д. Состав терминов Ф. (словесность, её роды, виды и жанры, фактура речи, орудие, материал речи, правила речи и т.д.) существенно отличается от состава терминов лингвистики и литературоведения. Современная Ф. обращена к насущным проблемам общественно-речевой практики нового информационного общества. Цель Ф. − формирование общественной культуры, находящей выражение в слове; описание всех видов современной словесности с выявлением целей, задач, содержания, форм общения, выражения этих форм в различных жанрах речи, стилистического своеобразия текстов.

Ф. как деятельность распадается на два основных вида: исследовательская и учебная, с одной стороны, и практическая, с другой стороны. В обществе наиболее известна Ф. как учебная и научная деятельность, связанная с профессиями преподавателя языка и литературы и научного сотрудника. Однако существует большое количество практических филологических специальностей: переводчик, редактор, корректор, журналист, специалист по связям с общественностью (public relations), референт, секретарь, пресс-секретарь, библиотекарь, работник архива. Серьёзной филологической подготовки требуют все профессии, которые предполагают интенсивное общение с людьми: социальный работник, психолог, менеджер, рекламный агент, политический деятель. Таким образом, современная филология представляет собой не только область знания, но и практическую деятельность, имеющую несомненную общественную значимость.

Лит.: Аверинцев С.С. Филология // Слово-Логос. Словарь: собр. соч. Киев, 2006; Аннушкин В.И. Филология – словесность – языкознание в классической русской традиции и современном научно-педагогическом процессе // К 80-летию Ю.В. Рождественского. М., 2006; Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000; Волков А.А. Юрий Владимирович Рождественский (10 декабря 1926 – 24 октября 1999) // К 80–летию Ю.В. Рождественского. М., 2000; Лихачёв Д.С. О филологии. М., 1989; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Филология // Словарь русского языка. М., 2005; Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 1965; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996; Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.

В.И. Аннушкин, И.Е. Ким





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.