НЕСО́БСТВЕННО-ПРЯМА́Я РЕЧЬ, или НЕСО́БСТВЕННО-А́ВТОРСКАЯ РЕЧЬ, – стилистический приём художественной речи, состоящий в соединении особенностей прямой и косвенной речи и служащий созданию эффекта многоголосия, диалогизации отношений между повествователем и персонажем и между персонажами повествовательного художественного текста, а также для реализации целого ряда сопутствующих прагматических и изобразительных функций. Типизированной синтаксической формы Н.-п.р. не имеет.
Как правило, позиция наблюдателя – носителя субъективно-эмоционального плана – принадлежит персонажу. Значительно реже это «раздвоение сознания» самого автора, совмещающего и объективный план (сообщение факта внешнего мира), и субъективный (восприятие, переживание, осмысление факта): Возникает вопрос, уж не в милицию ли спешил Максимилиан Андреевич жаловаться на разбойников, учинивших над ним дикое насилие среди бела дня? Нет, ни в коем случае, это можно сказать уверенно. Войти в милицию и сказать, что вот, мол, сейчас кот в очках читал мой паспорт, а потом человек в трико, с ножом… нет, граждане, Максимилиан Андреевич был действительно умным человеком! (М. Булгаков).
Двуплановость речи может создаваться через передачу речи персонажа другим персонажем: – Господин мой юнкер, значит – ещё не офицер. А звание-то имеет себе больше генерала – большого лица. Потому что не только наш полковник, а сам царь его знает, – гордо объяснил Ванюша.– Мы не такие, как другая армейская голь, а наш папенька сам сенатор; тысячу, больше душ мужицких себе имел и нам по тысяче присылают. Потому нас всегда и любят (Л. Толстой).
Соотношение объёмов авторской и «чужой» речи может быть различно. При доминировании авторской речи реализуется аукториальная форма Н.-п.р.; крайний случай – когда называется только тема прошлого высказывания героя (тематическая Н.-п.р.); а при доминировании характеристик речи персонажа – Н.-п.р. персональная. Форма Н.-п.р., воссоздающая звучавшую и воспринятую субъектом/адресатом (им может быть и автор-повествователь, и другой персонаж произведения) речь, называется внешней; в противном случае это внутренняя Н.-п.р. Внутренняя Н.-п.р. многообразна, основные её разновидности: внутренняя рефлексия и внутренний монолог, который может перейти в «поток сознания», «внутренняя цитация». В первом случае передаются, «вербализуются» мысли, чувства, переживания, размышления героя. Это могут быть поиски причины коммуникативной неудачи, мысленный анализ ситуации в поисках плана действий, философское осмысление, обобщение ситуации: – То есть как требуется? Как это понять – только и успел промолвить Саманчин и запнулся, жёстко поджав побелевшие губы. Конечно, он мог устроить дикий скандал, чтобы у этого мордатого Ошондоя глаза полезли на лоб, опрокинуть стол к чёртовой матери, двинуть в рыло, поднять хай <…>,но сейчас ему было не до этого (Ч. Айтматов).
В самом общем виде средства выделения Н.-п.р. − это рассогласование формы и содержания: фактический автор высказывания не оформляется первым лицом; при устном воспроизведении текста Н.-п.р. обязательно выделяется интонационно.
1. Синтаксические средства выделения Н.-п.р.: характер контекстно обусловленных значений временных форм глаголов; виды наклонений и, в целом, модальности (побудительные предложения, семантика долженствования, желательности и пр.), конструкции экспрессивного синтаксиса (риторические вопросы, предложения восклицательные, инфинитивные, номинативные и т.д., междометия, разговорные частицы, синтаксические повторы, вводные конструкции бытовой речи и пр.): Сено на лугу, под самым угором, было уже убрано, и ох же как впились в её голые ноги жёсткие, одеревеневшие стебли скошенной травы. Но разве она неженка? Разве она не дочь Пелагеи Амосовой? В общем, колючую луговинку перемахнула, не поморщившись, с ходу врезалась в девичий цветник (Ф. Абрамов).
2.Лексические средства: стилистически окрашенная лексика, часто разговорная, сниженная, оценочно-характеризующие определения, указательное местоимение «это/этот» с положительным или отрицательным оценочным значением, усиленным повтором. Субъектная «многоголосость» произведения ведёт к многозначности слова, к многообразию его смыслов в зависимости от его «субъектных приспособлений».
3. Графические средства. В следующем примере Н.-п.р. начинается многоточием: И Тихон Ильич не спеша пошёл среди деревьев и крестов, по аллее, ведущей к старой деревянной церкви. <…>. Он шёл и глядел по сторонам … Как коротка и бестолкова жизнь! И какой мир и покой вокруг, в этом солнечном затишье, в ограде старого погоста! Горячий ветер проносился по верхушкам светлых деревьев (И. Бунин).
По свидетельству исследователей, приём Н.-п.р. сформировался относительно недавно. Большинство исследователей видят сущность приёма во взаимопроникновении повествовательной речи автора и речи персонажа, т.е. в совмещении в одном текстовом фрагменте – микротексте или отдельном высказывании − разных субъектно-речевых планов. Один и тот же факт переживается разными субъектами. Происходит постоянное смещение сфер сознания. Точка зрения рассказчика то сливается с восприятием действующих лиц, то отдаляется от него. В результате повествовательный стиль превращается, по выражению В.В. Виноградова, в драматизированный полилог. Изображение пластично, объёмно и динамично. В соответствии с авторским замыслом разные формы Н.-п.р. представляют персонаж в комическом, ироническом или пародирующе-сатирическом свете. Понимание и анализ таких текстов требуют глубокого проникновения в смысл произведения, в творчество писателя в целом, в характер литературного направления и исторической эпохи [Ковтунова 2002: 70].
Лит.: Бахтин М.М. Несобственная прямая речь во французском, немецком и русском языках // Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000; Грамматика русского языка. Т. 2. Синтаксис. Ч. 2. М., 1954; Гулак А.Т., Никифорова С.Н. Магическая сила булгаковского смеха // Русский язык в школе. 2010. № 2; Ковтунова И.И. Проблема несобственно прямой речи в трудах В.В. Виноградова // Вопросы языкознания. 2002. № 1; Ковтунова И.И. «Несобственно прямая речь» в языке русской литературы конца ХVIII – первой половины XIX в. М., 2010; Коростова С.В. Несобственно-прямая речь как объект лингво-прагматического анализа художественного текста // Русский язык в школе. 2010. № 7; Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. М., 2006.
А.А. Бернацкая