в виде законченных фраз? Законченные фразы по
могают вам понять: 1) действительно ли каждый ос
новной пункт плана помогает достичь цели вашей
речи; 2) выражают ли ваши формулировки тезис
плана. Если ключевые идеи полностью не отражены
в плане, то вам будет трудно следовать принципам,
изложенным ниже.
Ты готова для серьез
ного разговора, Кати?
Вчера ты сказал, что
это будет «нефор
мальная встреча».
Что такого случилось за вче
рашний вечер, что теперь
это «серьезный разговор?»
Да это и был серь
езный разговор с са
мого начала.
Мы не хотели, чтобы ты
беспокоилась, поэтому назва
ли это «неформальной
встречей». Что ты подгото
вила не случай увольнения?
А А А А….
Хороший
мотивчик.
8*
Содержат ли главные пункты плана и основ
ные подразделы одну идею? Этот принцип помога
ет сохранить последовательность изложения. Так, на
пример, в пункте плана
I. Этот парк красивый и до него легко добраться.
фразу нужно разбить на две части:
I. Этот парк красивый.
II. До парка легко добраться.
Разделив идеи по пунктам, оратор может выстро
ить доказательства и быть уверенным, что слушате
ли увидят и поймут их взаимосвязь с основными по
ложениями.
Действительно ли каждый подраздел связан с
Соответствующим основным положением или под
крепляет его? Этот принцип называется подчинени
ем. Рассмотрим следующий пример:
I. Для успешной игры необходимо подходящее
снаряжение.
А. Хорошие теннисные туфли нужны для того,
чтобы лучше двигаться.
Б. Перчатки защитят ваши руки.
В. Упругий мячик обеспечивает хороший отскок.
Г. Хорошая установка не повредит.
Обратите внимание, что главный тезис говорит о
снаряжении; пункты А, Б, В (туфли, перчатки и мяч)
связаны с основным положением. А вот пункт Г —
установка — не относится к снаряжению и должен
находиться в другом месте плана, если он вообще
нужен.
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Составление плана выступления
Используя информацию из предыдущих четы
рех заданий рубрики «Наблюдай и размышляй»,
в рабочей тетради под пунктом 14.5 составьте
план вашей первой речи. В конце плана укажи
те используемые источники информации.
Сравните ваш план с приведенным на рис. 14.2
образцом, чтобы убедиться в его соответствии
принципам, описанным в этой главе. Проверь
те, включили ли вы в план цель речи, тезис,
вступление, ясно изложенные основные поло
жения, переходы между основными положени
ями, заключение и список источников.
Составляют ли все слова в плане не более чем
одну треть от общего числа слов в речи? План речи —
это только ее скелет, а не текст с приводимыми при
мерами. План должен быть достаточно кратким, что
бы он позволил вам поэкспериментировать с изложе
нием во время репетиции речи, и вы должны суметь
приспособить его к нуждам аудитории, когда будете
выступать. Можно легко определить, правильной ли
длины ваш план: проверьте, чтобы он не содержал
больше одной трети от общего количества слов до
Часть 4 · Публичное выступление
клада. Поскольку вам нужны только приблизитель
ные цифры, то, чтобы подсчитать максимум слов для
вашего плана, представьте, что говорите со скоростью
160 слов в минуту. (В прошлом семестре скорость
речи для большинства студентов в моем классе со
ставляла 140–180 слов в минуту.) Так, произнося, в
среднем, 160 слов в минуту, речь в 3–5 минут будет
содержать приблизительно 480–800 слов, а план
конспект должен включать 160–300 слов. Речь на 8–
10 минут с количеством слов около 1280–1600 дол
жна иметь план приблизительно в 426–533 слова.
Теперь, когда мы рассмотрели различные части
плана, соединим их вместе и в последний раз взгля
нем на них. План на рис. 14.2 иллюстрирует эти
принципы на практике. В правой колонке приводит
ся комментарий к каждому из рассмотренных нами
принципов.
РЕЗЮМЕ
Речь состоит из введения, основной части и за
ключения.
Во первых, выстройте основную часть речи. Нач
ните с того, что на основании цели речи напишите
тезис. Когда у вас будут готов список основных по
ложений, отберите те, которые вы будете использо
вать. Основные положения пишутся в виде развер
нутых предложений — конкретные, образные и с по
хожими формулировками.
Речь можно выстроить разными способами, в за
висимости от ее типа и характера материала. Наибо
лее распространенные способы организации матери
ала — это хронологический, тематический и логичес
кий.
Основные положения поясняются иллюстративным
материалом. Полезно начать этот процесс с перечисле
ния существенного материала, затем распределить ма
териал так, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между под
пунктами и основными положениями плана.
Подготовьте переходы от одного пункта плана к
другому. Переходы — это развернутые предложения,
связывающие основные разделы речи.
Во вторых, запишите краткое вступление, чтобы
привлечь внимание аудитории, подберите подходя
щий для случая тон речи, создайте благожелательное
настроение и приступайте к основной части. Как пра
вило, вступление в речи включает неожиданные за
явления, вопросы, истории, апелляцию к личному
отношению, цитаты или интригующие моменты.
В третьих, спланируйте заключение. Хорошо со
ставленное заключение для речи связывает речь в
единое целое и завершает ее на высокой ноте. Заклю
чение может быть написано в форме резюме, исто
рии, призыва к действию и эмоционального заявле
ния.
В четвертых, составьте список источников.
Наконец, чтобы придать плану изящество, исполь
зуйте стандартный набор символов, основные пунк
ты плана и подразделы записывайте в форме развер
Глава 14 · Организуем материал
Анализ
Наверху страницы напишите вашу конкретную
цель. Всегда проверяйте, все ли пункты плана соот
ветствуют этой цели.
Заголовок «Вступление» отделяет его от осталь
ного плана. Независимо от того, отражена ли глав
ная цель плана в формулировке основных положе
ний или нет, вступление выполняет следующие
функции: 1) привлекает внимание; 2) задает тон;
3) создает благожелательный настрой; 4) создает
ощущение доверия; 5) подводит к основной теме.
Тезис объединяет в себе элементы, определяемые
конкретной целью. В речи тезис должен предварять
основные положения.
Заголовок «Основная часть» выделяет этот раз
дел как отдельный пункт плана. В этом примере ос
новное положение I задает образец, по которому
строятся все основные пункты плана. Он сформули
рован как законченное содержательное предложе
ние.
Два основных подраздела, обозначенных как А и
Б, указывают на одинаковое значение этих пунктов.
Второй уровень подпунктов, обозначенный как 1,
2, 3 для основного подпункта А, а также 1 и 2 для
основного подпункта Б, дает необходимую инфор
мацию для понимания этих подпунктов. Количество
подпунктов основного и второго уровней выбирает
сам оратор. После первых двух уровней вместо за
конченных предложений можно использовать от
дельные фразы и слова.
Этот переход напоминает слушателям о первом ос
новном пункте и создает предпосылку для второго.
Основной пункт II сформулирован по образцу
предыдущего. Это содержательное развернутое
предложение, схожее по формулировке с основным
положением I. Кроме того, обратите внимание, что
в каждом основном пункте плана содержится всего
одна идея.
План
Конкретная цель речи: я бы хотел, чтобы слуша
тели усвоили главные критерии, по которым можно
выбрать подходящую кредитную карту.
Вступление
I. Скольким из вас докучали продавцы кредитных
карт?
II. Разве они не говорили о том, что кредитная
карта поможет осуществить все ваши мечты?
III. Сегодня я хочу рассказать вам о трех критери
ях, которые вам нужно тщательно проверить, преж
де чем выбрать определенную кредитную карту.
Тезис: три критерия, которые позволят слушате
лям найти наиболее удобную кредитную карту, —
это реальный процент выплат, годовой сбор и рек
ламируемые льготы.
Основная часть
I. Один критерий для того, чтобы найти подходя
щую кредитную карту, — это проверить процентную
ставку.
A. Процентная ставка — это процент, который
компания обязывает вас выплатить, чтобы прове
сти баланс по вашей карте после даты платежа.
1. У большинства кредитных карт средний про
цент составляет 18%.
2. Процентная ставка по некоторым картам со
ставляет даже 21%.
3. Многие компании устанавливают очень низ
кие ставки (6–8%) для конкретного периода
времени.
Б. Уровень процентных ставок может колебаться
или быть фиксированным.
1. Колеблющиеся ставки означают, что ставки
меняются из месяца в месяц.
2. Фиксированные ставки означают, что про
центные ставки остаются теми же самыми.
(Мы рассчитывали проценты, а теперь давайте
рассмотрим следующий критерий.)
II. Второй критерий для поиска подходящей кре
дитной карты — изучение размера годового сбора.
А. Годовой сбор — это расходы, которые возлага
ет на вас компания за превышение кредита.
Б. Расходы на обеспечение кредитной карты мо
гут варьироваться в широких пределах.
1. В рекламе некоторых карт указывается, что
годового сбора нет.
2. Большинство компаний назначают размер го
дового сбора, равный, в среднем, 2,5 долларам.
Рис. 14.2. Пример плана речи с аннотацией
План
(После того как вы учли проценты и издержки,
вы можете взвесить льготы, которые обещает вам
компания.)
III. Третий критерий для правильного поиска
удобной кредитной карты — льготы и страховки.
A. Льготы — это особая дополнительная плата, ко
торую вы получаете за то, что пользуетесь опреде
ленной картой.
1. Некоторые компании обещают возврат денег.
2. Некоторые компании обещают очень много вып
лат.
3. Некоторые компании обещают скидки «на много
численные товары и услуги».
Б. Льготы не перевешивают другие критерии оценки.
Заключение
I. Итак, если вы получите кредитную карту, нуж
ную вам, вы действительно можете осуществить
свои мечты.
II. Но это произойдет, только если вы изучите
процентные ставки, размер годового сбора и льготы.
Источники
Мониторинг банковских учетных ставок, октябрь
2000,
http:// www. Bankrate. Com
Lee, Jinkook, & Hogarth, Jeanne M., Relationships
among information search activities when shopping for
Часть 4 · Публичное выступление
Анализ
Этот переход подводит итог первым двум пунк
там плана и подготавливает слушателей к третьему.
Основной пункт III, подчиняющийся тематичес
кому порядку изложения материала, представляет
собой развернутое содержательное предложение,
сформулированное аналогично основным пунктам I
и II.
Обратите внимание, что основные пункты и под
пункты — фактические утверждения. Оратор добав
ляет примеры, случаи из своей жизни и другие ма
териалы во время репетиции выступления.
Заголовок «Заключение» отделяет этот раздел от
остальных. Содержание заключения должно поды
тоживать основные идеи и придавать речи возвы
шенный тон.
В план обязательно нужно включить список ис
точников. Источники должны показать, откуда взят
фактический материал для речи. Список состоит из
тех источников, которые прямо или косвенно ис
пользовались. Каждый из источников указывается
в соответствующей форме.
a credit card. Journal of Consumer Affairs, 34, Winter
2000, p. 330 (Загружено с Infotrac College Edition).
Lloyd, Nancy, «Charge Card Smarts», Family Circle,
Feb. 1998, p. 32–33
Orman, Suze, «Minding Your Money», Self, Feb.
1998, p. 98
Rose, Sarah, «Prepping for College Credit», Money,
Sept. 1998, p. 156–157
Royal, Leslie E., Smart credit card use. Black
Enterprise, 31, Nov. 2000, p. 193 (Загружено с Infotrac
College Edition).
Рис. 14.2. Пример плана речи с аннотацией (окончание)
Глава 14 · Организуем материал
КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики
читала, не описан точно этот пери
од ее жизни. Но я думала, что та
кой подход сразу заставит моих
Когда Марна и Глория вместе
обедали, Марна спросила Глорию:
«Как продвигаются твои занятия
в классе Вудуарда?»
— Неплохо, — ответила Гло
рия. — Я работаю над речью о раз
работке новых товаров. Мне ка
жется, речь получится содержа
тельной, но я не знаю, с чего ее
начать. У меня просто нет хоро
шей идеи для начала.
— Ты могла бы начать с исто
рии — меня всегда это выручало.
— Спасибо, Марна, я подумаю.
На следующий день, когда
Марна снова встретилась с Глори
ей, она спросила: «Ну, как продви
гается твое вступление?».
— Отлично. Я подготовила заме
чательную историю о Мэри Кей —
ты знаешь ее, она руководит фир
мой по выпуску косметики? Я со
бираюсь рассказать о том, как
она ужасно училась в школе, и
никто не думал, что она на что то
способна. Но она любила бало
ваться косметикой и так увлек
лась, что решила организовать
собственный бизнес.
— Это отличная история. Мне
действительно нравится та ее
часть, где сказано, что она ужасно
училась в школе. Она действи
тельно так плохо училась?
— На самом деле, я не уверена.
В том материале, который я о ней
однокурсников прислушаться. И,
в конце концов, я так поступила,
потому что ты предложила мне
начать с истории.
— Да, но….
— Послушай, она основала свой
собственный бизнес. Подумаешь,
если эта история не совсем прав
дива. Важно, что я хочу доказать:
если человек настроен творчески
и хочет работать, он добьется мно
гого.
1. В чем здесь этические про
блемы?
2. Действительно ли кто то
обидится, если Марна так начнет
свою речь?
3. В чем заключается этическая
ответственность оратора?
нутых предложений, ограничьте каждый пункт одной
идеей. Объедините подразделы плана с основными
разделами, в плане не делайте больше пяти основных
пунктов и проверьте, чтобы количество слов в плане
не превышало одной трети числа слов в окончатель
ной речи.
¾
Þ
:
,
Þ
:
·
Þ
Þ
,
¾
Þ
-
Þ
?
·
Þ
Þ
,
¾
ÞÞ
Þ
?
·
·
Þ
,
¾
¾
Þ
Þ
Þ
?
-
·
¾
?
Þ
?
·
Þ
¾
Þ
¾
?
·
Þ
Þ
-
?
Þ
Þ
.
Þ
ï
:«
,
Þ
Þ
-
¾
, —
Þ
,
: «
Þ
¾
¾
Þ
?»
Þ
¾
», —
—
¾
Þ
Þ
,
?
— Þ.
—
,
¾
Þ
,
,
¾
,
,
—
¾
Þ
Þ
Þ
!
Глава 15 · Вербальная и визуальная адаптация
Джереми позабыл одну вещь, известную с тех пор,
как люди начали произносить речи: речь предназна
чена для конкретной аудитории.
Адаптация к аудитории — это активный процесс
вербального и визуального приспособления матери
ала для представления конкретной аудитории. Вы
помните, что эффективный план речи — продукт пя
тишагового процесса. В этой главе мы рассмотрим
четвертый шаг: разработку стратегии адаптации ма
териала к конкретной аудитории, для которой пред
назначена речь. Сюда входит: 1) достижение взаимо
понимания; 2) привлечение и поддержание интереса
аудитории; 3) приспособление к уровню понимания
аудитории; 4) укрепление или изменение отношения
аудитории к вам или к предмету вашей речи; 5) ви
зуальная адаптация материала. В главе 16 мы про
должим подчеркивать роль этих средств адаптации
во время представления речи публике.
Адаптация к аудитории — активный про
цесс вербального и визуального приспособления
материала для представления конкретной
аудитории.
Взаимопонимание — понимание того, что
оратор и аудитория располагают одними и
теми же сведениями, а также испытывают
похожие чувства и имеют общий опыт.
Личные местоимения — местоимения, от
носящиеся непосредственно к тому, кто гово
рит, к тем, кому говорят, или к тем, о ком го
имопонимания, то есть понимания того, что оратор
и аудитория располагают одними и теми же сведени
ями, а также испытывают похожие чувства и имеют
общий опыт.