Аудитория должна знать, о чем вы собираетесь го
ворить. Важно также определить план всей речи во
вступлении. Например, в речи на тему проведения
политических кампаний после того, как вы завладе
ли вниманием аудитории, вы можете сказать: «В сво
ей речи я расскажу о четырех этапах проведения по
литической кампании». Ясное изложение основных
положений во вступлении уместно, если у вас нет
особых причин скрывать план своей речи.
Внушить доверие к материалу
Рассматривая тему или цель вашей речи, присут
ствующие могут спросить себя, почему они должны
доверять тому, о чем вы говорите. Хотя доверие долж
но поддерживаться на протяжении всего вашего вы
ступления, если вы почувствовали, что аудитория
сомневается в вашей компетентности, вам следует
сказать о том, что вы имеете право рассуждать о
предмете речи. Например, в начале речи Эрин об ис
полнении волейбольной подачи аудитория будет ис
пытывать большее уважение к ее авторитету, если
она упомянет о том, что играет в университетской
волейбольной команде.
Создать настроение
Юмористическое начало создаст веселое настрое
ние, серьезное же придаст речи глубокомысленный
и сдержанный тон. Оратор, начинающий с анекдота,
настроит публику на беззаботный игривый лад. Если
затем он скажет: «А теперь поговорим о проблеме
абортов (о ядерной войне, о злоупотреблении нарко
тиками)», — он смутит публику, и речь будет обре
чена на провал.
Установить доброжелательную атмосферу
Первые же ваши слова определяют то, как вос
принимает вас аудитория. Если вы полны энтузи
азма, доброжелательны и даете понять, что тема ва
шей беседы чрезвычайно интересна, аудитория бу
дет чувствовать себя комфортно на протяжении
всей речи.
Виды вступления
Начало вашей речи может быть ограничено толь
ко вашим воображением. Во вступлении к коротким
речам постарайтесь привлечь внимание и подвести
аудиторию к основному содержанию. Завладеть вни
манием аудитории можно с помощью неожиданного
заявления, вопроса, короткого рассказа об интерес
ном событии, апелляции к личному отношению, ци
таты или с помощью интригующего начала. Все эти
типы вступления применимы как для коротких, так
и для длинных речей.
Неожиданное заявление
Один из лучших способов завладеть вниманием
аудитории и сконцентрировать его на предмете речи —
это начать с ошеломляющего заявления, которое вы
теснит все посторонние мысли из сознания ваших
слушателей. Приводимый ниже пример иллюстри
рует, как неожиданное начало помогает овладеть
вниманием аудитории.
Если бы я направил вам в лицо дуло пистолета, вы
бы, конечно, вполне оправданно испугались. Но, по
крайней мере, вы бы поняли, что ваша жизнь под
угрозой. А мы каждый день подвергаемся атакам со
общений, которые угрожают нашим карманам и
умам. Мы даже не сопротивляемся. Я имею в виду те
левизионную рекламу.
Сегодня я бы хотел поговорить о том, как мы вос
принимаем рекламу.
Вступление, состоящее всего лишь из 56 слов, про
изнесение которых занимает не больше 30 секунд,
завладевает вниманием аудитории и определяет тему
речи.
Риторический вопрос
Начать короткую речь можно с риторического
вопроса. Такой вопрос не требует ответа вслух, а под
разумевает мысленный ответ. Вот пример студенчес
кой речи на тему подделки денег, начинающейся с
трех коротких вопросов.
Что бы вы сделали с этой двадцатидолларовой ку
пюрой, если бы я вам ее отдала? Вручили бы другу?
Часть 4 · Публичное выступление
Потратили бы на пиццу и выпивку? Как бы вы ни
поступили, вы можете попасть в неприятную исто
рию. Эта купюра поддельная!
Сегодня я бы хотела обсудить с вами проблему
распространения фальшивых долларов по всему миру
и действия нашего правительства по обузданию это
го процесса.
И вновь короткое вступление (59 слов, менее 30 се
кунд) завладевает вниманием аудитории и определя
ет тему речи.
История
Если вы можете вспомнить интересную историю,
которая привлечет внимание аудитории и действи
тельно относится к теме, считайте, что у вас уже есть
хорошее начало. Многие истории довольно длинны,
поэтому они уместны для десятиминутных и более
продолжительных речей. Однако если у вас есть ис
тория, которую можно изложить кратко, используй
те ее в своей речи. (Ettinger, 2000)
Прошлым летом защитник баскетбольной коман
ды «Буффало Биллз» Дуг Флотье вместе со своей
двенадцатилетней дочкой Алексой смотрел по теле
визору финальный матч Кубка Мира по футболу
среди женщин. Во время трансляции показывали ве
ликолепный рекламный ролик «Гейторейда»1 с учас
тием суперзвезды Майкла Джордана2 и звезды аме
риканской команды Миа Хэм. После просмотра рек
ламы Алекса спросила: «Папа, кто этот парень
рядом с Миа?»
Я оптимист и считаю, что восприятие зависит
от зрителя, а такие люди, как Миа, подготавливают
нас к новому восприятию мира.
Хотя вступление Эттингера первоначально состо
яло более чем из 150 слов, сокращение его до 77 слов
уместно для пяти семиминутной речи.