Материалов
Сначала выпишите отдельно основное положение.
Затем под ним выпишите всю собранную вами ин
формацию, которая, по вашему мнению, относится к
этому положению. Пусть вас не беспокоит, что ин
формация не упорядочена и ее детали, на первый
взгляд, не связаны друг с другом. Ваша цель на этом
этапе — увидеть, с чем вам придется работать. Напри
мер, на рис. 14.1 показан полный список иллюстра
тивного материала к первому основному положению
в докладе Эмминга в отредактированном им виде.
Приведите в порядок
Иллюстративный материал
Если вы уже составили список вспомогательных
материалов, найдите пункты, связанные друг с дру
I. Первым критерием для выбора подходящей кредитной карты является изучение процентной ставки.
Для большинства кредитных карт ставка составляет, в среднем, 18%.
Некоторые карты имеют ставку до 21%.
Некоторые карты предлагают льготные периоды (зачеркнуто).
Ставки торговых организаций часто выше, чем банковские ставки (зачеркнуто).
В среднем, ставки по кредитным картам выше обычных банковских процентных ставок.
Колеблющаяся ставка означает, что начисление процентов меняется каждый месяц.
Фиксированная ставка означает, что начисление процентов остается неизменным.
Многие компании предлагают низкие ставки (от 6 до 8% на определенные периоды).
Рис. 14.1. Иллюстративный материал Эмминга в отредактированном им виде
United Way — американская благотворительная организация, которая собирает пожертвования среди работающих и
распределяет их по другим благотворительным организациям. — Примеч. перев.
гом. Соедините линиями логически связанные еди
ницы информации и вычеркните те пункты, которые,
по вашему мнению, не относятся к делу. Вы можете
также объединить схожие мысли, имеющие разную
формулировку.
Схожие пункты, соединенные линиями, можно
сгруппировать под одним общим заголовком. Напри
мер, на рис. 14.1 показано, как Эмминг объединил
четыре пункта, связанные с величиной начисляемых
процентов, и два пункта, связанные с типом ставки.
Вы также можете решить, какая информация вам не
понадобится. (Обратите внимание на два пункта, ко
торые Эмминг вычеркнул.)
Теперь прочтем план, который Эмминг составил
для первого основного положения. В нем выделены
два подзаголовка с подпунктами в каждом и удале
ны зачеркнутые пункты. Заметьте, как форма пла
на соответствует его содержанию: основное положе
ние обозначено римской цифрой, заголовки — за
главными буквами, а подпункты — арабскими
цифрами.
I. Первым критерием для выбора подходящей кре
дитной карты является величина процентной ставки.
А. Процентная ставка — это процент, который
компания обязывает вас выплатить, чтобы провести
баланс по вашей карте после даты платежа.
1. Для большинства кредитных карт предлагается,
в среднем, 18%, что значительно выше обычной про
центной ставки.
2. Некоторые кредитные карты имеют, в среднем,
ставку до 21%.
3. Многие компании предлагают для определен
ных периодов очень низкие ставки (от 6% до 8%).
Б. Процентная ставка может быть колеблющейся
и фиксированной.
1. Колеблющаяся ставка означает, что начисление
процентов меняется каждый месяц.
2. Фиксированная ставка означает, что начисление
процентов остается неизменным.
В подобном плане перечислен вспомогательный
материал, но отсутствуют различные детали. На
пример, в своей речи Эмминг может использовать
личный опыт, примеры, иллюстрации, случаи из
жизни, статистику, расчеты и другие формы вспо
могательного материала. В план следует включать
только ту информацию, которая необходима для
объяснения основного положения. Если позже вы
обнаружите, что нужна дополнительная вспомога
тельная информация, вы можете добавить ее к уже
имеющейся.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДОВ
В ДОКЛАДЕ
Переходы — это слова, фразы или предложения,
которые показывают связи между другими словами,
фразами или предложениями. В этой главе мы рас
смотрим переходы между разделами. О других типах
Часть 4 · Публичное выступление
переходов мы поговорим в 15 главе в разделе «Вер
бальная и визуальная адаптация».
Переходы между разделами — это развернутые
предложения, связывающие основные части речи.
Они могут подытоживать сказанное ранее и подво
дить к следующей важной идее. Такие переходы мож
но сравнить с туристическим гидом, они удержива
ют внимание аудитории в течение всей речи и нуж
ны для того, чтобы публика ничего не упустила из
внимания.
Переходы наиболее эффективны при соединении
частей речи или основных пунктов. Например, пред
положим, что Кеннет произнес вступление к своей
речи о восстановлении полировки стола и теперь со
бирается приступить к основным положениям. Пе
ред тем как сформулировать первое основное поло
жение, он может сказать: «Восстановление полиров
ки стола — это процесс, состоящий из четырех
ступеней. Сначала давайте рассмотрим первый из
этих четырех этапов». Услышав этот переход, слуша
тели уже подготовились к восприятию формулиров
ки первого основного положения.
Закончив излагать первое основное положение,
Кеннет может использовать другой переход: «Теперь,
когда мы выяснили, как очистить поверхность, да
вайте перейдем к следующей ступени». У вас может
возникнуть опасение, что такие переходы утомляют,
и публика подумает, что к ней относятся как к детям.
Но это не так.
Переходы очень важны по двум причинам. Во пер
вых, они помогают аудитории следить за ходом всей
речи. Если бы каждый слушатель мог затрачивать
сто процентов своего внимания на каждое слово, воз
можно, и переход был бы не нужен. Но поскольку
концентрация внимания аудитории подвержена ко
лебаниям во время речи, некоторые слушатели час
то просто «отключаются». Переход как бы подталки
вает нас и говорит: «Внимание!».
Во вторых, переход помогает нам запомнить ин
формацию. Мы лучше запоминаем то, что слышим не
один, а несколько раз. Хорошие переходы важны для
письменного текста, но они еще важнее для устной
речи. Если слушатели потеряли мысль, они что то
упустят и не смогут вернуться назад, как в письмен
ном тексте. Используя переходы, оратор помогает
слушателям следить за его мыслью и запоминать
больше информации.
Аудитория лучше следит за ходом речи и запоми
нает ее, если мы предваряем основные положения,
соединяя их переходами.
При составлении речи переходы записываются в
круглых скобках при соединении основных частей
речи.
Переходы — слова, фразы или предложения,
показывающие связи между другими словами,
фразами или предложениями.
Разделы переходов — развернутые пред
ложения, связывающие основные разделы
речи.
Глава 14 · Организуем материал
Переходы между разделами подготавливают аудито
рию к следующей основной идее.
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Планирование основной части речи
В рабочей тетради под пунктом 14.2 составьте
набросок вашей первой речи.
1. В верхней части страницы запишите цель
речи.
2. Затем запишите тезис.
3. Выберите заголовки из вашего тезиса. Запи
шите в черновой форме основные положения.
Пересмотрите формулировки основных поло
жений так, чтобы каждое из них было записано
в виде законченного предложения, было понят
ным, содержательным и имело похожую струк
туру. Основываясь на природе материала и осо
бенностях аудитории, определите наилучший
порядок основных положений (тематический,
временной или логический). Если нужно, пере
пишите основные положения в выбранном по
рядке.
4. Запишите факты, экспертные мнения и дру
гую информацию для раскрытия основных по
ложений. Объедините похожую информацию.
Организуйте материал так, чтобы каждый пункт
содержал только одну идею.
5. Запишите переходы, подытоживающие пре
дыдущее основное положение или предваряю
щие следующее.
РАЗРАБОТКА ВСТУПЛЕНИЯ
Теперь мы уже достаточно подготовлены и можем
перейти к вступлению в докладе. Вступление уста
навливает связь с аудиторией, поэтому следует по
тратить время на подготовку разных вступлений.
Постарайтесь сделать два или три вступления, а за
тем выберете наиболее подходящее для вашей ауди
тории и наиболее соответствующее цели речи.
Какой объем должен быть у вступления? Боль
шинство вступлений занимают от 5% до 10% речи.
Таким образом, для пятиминутной речи (состоящей
приблизительно из 750 слов) вступление должно со
стоять из 35–70 слов, для получасовой речи подой
дет двух трех минутное вступление. Вступление по
времени должно быть таким, чтобы аудитория успе
ла настроиться на внимательное прослушивание
речи, но не слишком длинным, потому что тогда не
хватит времени на развитие основных положений.
И конечно, чем короче речь, тем короче должно быть
вступление.
Цель вступления
В любой речи вступление должно привлечь вни
мание аудитории и определить содержание самой
речи. Хорошее вступление может также установить
доверие между выступающим и слушателями, задать
тон речи и создать атмосферу доброжелательности.
Давайте рассмотрим каждую из этих целей более
подробно.
Привлечь внимание
Физическое присутствие людей вовсе не гаранти
рует, что они будут слушать вашу речь. Поэтому
ваша первая цель — сделать такое вступление, кото
рое привлечет внимание аудитории. Вы можете сти
мулировать интерес, сказав о причине, по которой
публике необходимо знать о том, о чем вы будете рас
сказывать. В следующих разделах мы поговорим о
том, как привлечь внимание слушателей.