Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанр как эстетическая категория




В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом виде, в зародышевом состоянии. В дальнейшем синкретизм исчезает, образуются отдельные само­стоятельные области, сферы, или, как иногда говорят, отрасли ис­кусства. Внутри каждой такой области, сферы образовались су­ществующие и поныне способы, или роды, изображения, отраже­ния жизни. Так, поэзия (художественная литература) разделилась на три рода — эпический, лирический и драматический, которые в свою очередь с течением времени получали все более многочис­ленные видовые и жанровые формы их конкретного существова­ния.

В переизданном много раз учебнике «Введение в литературо­ведение» Г. Л. Абрамовича утверждается, что все многосторонние проявления человеческой жизни и человеческого сознания охва­тываются в их общей форме тремя родами поэзии:

«Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов (например, в таких произведениях, как „Илиада" Гомера, „Гамлет" Шекспира, „Война и мир" Л. Толстого, „Мать" Горько­го, „Тихий Дон" Шолохова), и кончая передачей какого-либо од­ного человеческого переживания (например, в таких стихотворе-


ниях, как „Я помню чудное мгновенье..." Пушкина, „Парус" Лер­монтова, „Тройка" Некрасова)»1.

Однако современная практика искусств опровергает подобную абсолютизацию принятого в прошлом веке деления. Невиданная динамика жизни обусловила и очень сложную динамическую си­стему искусства во множестве своих разновидностей.

Что касается художественной литературы как таковой, то она как бы стерла границы между эпосом, лирикой, драмой. Она вы­двинула сегодня другое триединство, строго соблюдая лишь су­веренитет прозы, поэзии, драмы. Тут уже линии размежевания очевидны2.

Многие теоретики отмечают, что современное художественное развитие человечества приводит к самоопределению драматургии театральной драматургии кино, радио, телевидения, эстрады, те­атрализованных представлений. Назрела необходимость в иссле­довании родовых признаков этого огромного потока театральных искусств. Практика заставит это сделать. Углубление в сущест­во проблем технологии творчества неизбежно приводит ко все большей и большей дифференциации его родов и видов. Законо­мерно в этом смысле и то, что ведущие мастера сцены говорят уже о необходимости определения жанра не только пьесы, но и актерской игры.

«Сейчас все чаще и чаще режиссеры пытаются определить границы жанров и способы актерской игры в определенном жан­ре. Это похвально. Но сегодня этого уже мало. Надо определить географическую точку, а не материк. Водевиль водевилю рознь. Трагедии Шекспира не похожи на трагедии А. К. Толстого. Дра­ма'у Алешина — не драма у Арбузова...

И не может быть особых правил игры драмы, правил игры ко­медии. Даже такие дополнительные определения, как „бытовая", „лирическая", „салонная",,,плаща и шпаги", не помогают делу.

Жанр — понятие важное, но очень уж общее»3.

Роды как способы изображения, отражения действительности, как мы знает, еще не являются формами конкретных произведе­ний. Они представляют собой лишь самые общие принципы отоб­ражения жизни. В процессе развития некоторые формы каждого из родов искусства подразделились на отдельные группы и под­группы. Например, такая форма эпического рода, как роман, мо­жет быть романом социально-психологическим, семейно-бытовым, историческим, сатирическим, документально-художественным, на­учно-фантастическим и т. д. Поэтому и возникла необходимость оперировать тремя понятиями: род, вид и жанр.

В пределах каждого рода различали на протяжении ряда ис­торических периодов такие виды: в эпосе—эпопея, былина, сказ­ка, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, анекдот; в лирике —

•Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. 5-е изд. М., 1970, с. 238—239.

2 См.: Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972, с. 7.

3 Товстоногов Г. Круг мыслей. М., 1972, с. 102.


эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, романс и т. д., в дра­ме— трагедия, комедия, драма.

Принципы деления на виды определяются главным образом характером изображения жизненного процесса, уровнем этого процесса — выделяется определенная форма эпической, лириче­ской, драматической поэзии (роман, ода, комедия и пр.).

Но и виды — еще не окончательные конкретные формы произ­ведений искусства. Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особен­ностями материала и особенностями таланта художника, т. е. имеют неповторимую жанровую окраску.

Категория жанра является наиболее конкретной. При харак­теристике жанра учитывается не только тематическое своеобра­зие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трак­товки изображаемого (исторический роман, сатирическая поэма, драматическая притча, трагифарс и т. д.).

Иными словами, под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства.

Каждому жанру (или жанровой форме) свойственны специфи­ческие приемы художественного воплощения.

В отличие от рода и вида, жанровая категория оказывается чрезвычайно изменчивой. В искусстве происходит постоянная сме­на жанровых форм, жанровых разновидностей, и вызвана она тем, что общественное развитие, бесконечно изменяя человеческие взаимоотношения, требует от художника поисков новых путей эстетического познания и отражения.

Но какой бы неповторимой ни была та или иная жанровая форма, сквозь ее призму непременно просвечивают особенности рода и вида.

Будучи элементом художественной формы, жанр одновременно является и одним из средств раскрытия содержания. Практиками искусства давно замечено, что в неопределенности жанра отража­ется прежде всего неопределенность замысла, позиции автора; эта неопределенность делает произведение художественно незавер­шенным. Но это отнюдь не означает, что та или иная жанровая форма обязательно соответствует только определенному содер­жанию. Произведения одного и того же жанра могут отражать различные стороны действительности, использоваться для осуще­ствления различных идейных задач.

В то же время можно говорить об общих эстетических свойст­вах того или иного жанра, а применительно к драматургии нужно с определенностью сказать, что жанр определяет и тип конфлик­та, тип жизненных противоречий, воссозданных, специфическими средствами искусства смоделированных в драматическом конф­ликте конкретного произведения.

Формирование новых жанровых разновидностей определяет медленную, многовековую эволюцию видов и в конечном счете ро­дов. Это, разумеется, не значит, что в процессе создания художе-


 


ственного произведения писатель умозрительно взвешивает на неких внутренних весах миллиграммы жанровых черт и особен­ностей. Руководствуясь стремлением поведать людям нечто новое и существенное о той или иной стороне действительности, худож­ник чаще всего и не помышляет о жанровых закономерностях. И тем не менее глубокие знания о делении искусств нужны не только теоретику, а и практику искусства, тем более когда речь идет о таком, сложном, синтетическом искусстве, как искусство сценическое.

В современной практике искусства термин жанр (от франц. genre —■ род, вид) употребляется в различных значениях. Одни, в соответствии с этимологией слова, называют так роды (эпос, ли­рику, драму). Другие под этим термином понимают виды, на ко­торые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Это, второе из указанных, употребление термина жанр является самым рас­пространенным, но, как и первое, оно неточное, ненаучное, и оно очень путает, затемняет представление о реальных явлениях. Осо­бенно пагубна, такая терминологическая путаница для теории и практики искусства, еще только становящихся, активно формиру­ющихся в своих родовых качествах. К театрализованным пред­ставлениям это имеет непосредственное отношение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1778 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.