Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Самодеятельные театральные движения 60-70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества




В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое распространение получили агитационно-художественные брига­ды— действенная форма идеологической работы в массах, помо­щи клубам в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании советских людей.

Характерными особенностями развития агитбригадных пред­ставлений конца 60-х — начала 70-х годов являются: размах само-


 


1 Подробнее см.: Волович В. Большой московский карнавал.— В кн.: Массовые праздники и зрелища. М., 1961, с. 161.


1 См.: Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. М., 1963, с. 20—21.


 




го движения', плодотворные поиски путей обогащения художест­венно-выразительных и агитационных средств, учет информиро­ванности и специфики восприятия современного зрителя.

В Москве в ноябре 1973 года была проведена декада агита­ционно-художественных бригад — участниц Всероссийского смот­ра сельской художественной самодеятельности, посвященного 50-летию образования СССР. Выступления лучших агитколлекти­вов убедительно показали успешность новаторских драматургиче­ских и режиссерских решений, плодотворность их опоры на до­стижения всех видов искусства, основанных на драматическом действии, тесную связь агитбригад с проблемами современной жизни, требовательность актеров-любителей к своему исполни­тельскому мастерству. Все это — залог дальнейшего, еще более широкого развития - агитбригадных представлений, призванных средствами искусства и наиболее демократическим путем способ­ствовать делу коммунистического воспитания самых широких сло­ев трудящихся.

И позднее, на зональных смотрах, на заключительном показе агитационно-художественных представлений Российской Федера­ции (1977), художники-публицисты самодеятельной сцены проде­монстрировали умение агитировать, высокий уровень мастерства, творческую зрелость. Руководители агитбригад и постановщики агитспектаклей достаточно хорошо владеют драматургией этого вида театрализованных представлений и находятся в постоянных поисках ярких образных решений.

Многие коллективы воплощают замысел в музыкальной, тан­цевальной, пластической форме. Частушки, куплеты, «подтанцов-ки» в современных агитбригадных выступлениях, как правило, трансформируются в завершенный по действию и сценически ин­тересно организованный номер. Расширяя жанровую палитру сво­их программ, агитбригадчики добиваются наибольших удач там, где их программы опираются на фольклорные традиции, прони­заны народной сатирой и юмором, воссоздают народные потешные, хороводные, песенные представления и действования. Эти коллек­тивы заимствуют из сокровищницы народного искусства и пере­рабатывают в соответствии со своими задачами элементы про­славления, величания, лиризма. В программах агитбригад из разных областей и краев Союза появляются в современной интерпрета­ции излюбленные народные персонажи, и это не просто дань мо­де, а плодотворное осмысление народного искусства.

Современная агитбригада не представляет собой чего-либо принципиально нового по сравнению с «живой газетой», ТРАМами или «Синей блузой». Совершенно правы те исследователи, кото­рые говорят о своеобразной модификации, переплавке средств и приемов самодеятельного искусства одного времени в другое, о

1 Только в одной Российской Федерации в конце 60-х годов насчитывалось более тридцати тысяч агитбригад, в которых участвовало почти полмиллиона человек.


преемственности и диалектическом переходе этих средств из одно­го качества в другое.

На современном этапе развития общества изменились задачи театрализованных представлений, как и задачи театрального ис­кусства во всем многообразии его видов. Качественно изменился: и объект пропаганды и агитации. Поэтому многие приемы, напри­мер, «живой газеты» (митинговость и информационность в пода­че материала, схематизм, эксцентричность и др.) не соответству­ют сегодняшним требованиям. Но основные принципы создания-агитационно-художественных представлений остаются неизменны­ми. Партийность, народность, документальность и художествен­ность — этими принципами руководствуются и будут руководство­ваться организаторы и участники агитбригадных и других видов театрализованных представлений.

Глубокая заинтересованность в решении своих идейно-творче­ских задач, огонь сердец, пытливый ум, талантливость-—все это есть у лучших современных агитбригадчиков и свидетельствует о несомненной перспективности агитбригадного движения на сов­ременном этапе, о возможности создания еще более ярких и зре­лых программ.

В 60—70-е годы отмечаются юбилейные даты ряда историко-революционных событий: 50- и 60-летие Великой Октябрьской со­циалистической революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ле­нина, 25- и 30-летие победы советского народа в Великой Отече-ственой войне, 50-летие образования СССР.

Проведение этих празднеств в масштабах всей нашей страны, а также стран социалистического содружества и всего прогрессив­ного человечества, безусловно, способствовало укреплению социа­листического сознания, распространению влияния марксистско-ле­нинской идеологии на широчайшие массы, усилению авторитета Советской власти и Коммунистической партии.

Подготовка и проведение всенародных юбилейных торжеств создавали в трудовых коллективах благоприятную обстановку для подведения итогов проделанной работы, для пропаганды и усвое­ния важных сведений о внутреннем и международном положении, для стимулирования творческой активности трудящихся и кон­центрации их внимания на еще не решенных задачах. Пооощряя лучших, наиболее передовых труженников, социалистическое об­щество стремится на их примере и на примере коллективной дея­тельности всего народа мобилизовать людей на решительное пре­одоление недостатков, на повышение производительности труда, свободное проявление творческих способностей.

Что касается эстетического аспекта всенародных торжеств, то совершенно очевидно, что великие юбилеи вызвали к жизни невиданный размах движения артистов-любителей.

Два года продолжался фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Год, предшествовавший юбилею, был объявлен годом всенародного смотра достижений художественной культуры за


 



6 Заказ N: 3661



полстолетие ее развития. Во всех концертных залах страны в честь юбилея были проведены большие тематические представления. Организовывались юбилейные выставки изобразительного и при­кладного искусства.

Профессиональные и народные драматические театры посвяти­ли юбилею свои лучшие спектакли, отражающие революционные завоевания советского народа. Накануне юбилея проводились смотры агитбригад и дни культуры и искусства союзных респуб­лик, где наряду с профессиональными выступали самодеятельные коллективы.

Кульминационным моментом праздника искусств, посвященно­го юбилею, явился заключительный концерт лауреатов смотра ху­дожественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов 20 октября 1967 года.

Грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране явилось празднование 100-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Юбилею был посвящен праздник искусств народов СССР под девизом «Искусство — народу». На родине В. И. Лени­на, в Ульяновске, состоялось торжественное открытие мемориала. Эти празднества явились и основой для подготовки юбилея 1980 года — 110-летия со дня рождения вождя революции.

Наиболее яркими театрализованными представлениями юби­лейного торжества в честь столетия В. И. Ленина были концерт в Кремлевском Дворце съездов (главный режиссер'—■ народный ар­тист РСФСР И. М. Туманов) и театрализованный концерт «Поэ­ма о вожде» в Ленинграде (постановщик — народный артист СССР Г. А. Товстоногов).

Звучит в зале Кремлевского Дворца съездов торжественное вступление. Раздвигается занавес, открывая празднично офор­мленную сцену. Пятнадцать полуколонн служат основаниями для гербов союзных республик. Все пространство сцены отдано ог­ромному хору и группам солистов, одетых в национальные костю­мы. «Мы — люди ленинского века»,— поют пятнадцать солистов — народных артистов СССР, лучших певцов национальных оперных театров.

Этот же прием был использован в исполнении своеобразной оды, составленной из стихов о Ленине поэтов союзных республик. Стихи читали «звезды» драматической сцены республиканских театров, каждый на своем языке, но одно слово звучало неизмен­но и понятно для всех: «Ленин».

Праздничный концерт вылился в демонстрацию политического единства больших и малых народов, составляющих одну семью.

В дни юбилея и предшествовавшие ему во всех клубах и До­мах культуры проводилась клубная Лениниана. Это были циклы мероприятий, посвященных великому празднику и включавших в себя: тематические театрализованные концерты, циклы лекций о жизни В. И. Ленина и его соратников, театрализованные митинги и чествования.

82. • ■


Т


Празднование 100-летнего юбилея со дня рождения В. И. Ле­нина явилось грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране.

Именно в честь славного юбилея Октября и в честь 110-летия со дня рождения В. И. Ленина была возобновлена давно сущест­вовавшая в нашей стране праздничная традиция — коллективные праздники в форме добровольного и широко организованного труда в интересах всего народа —всенародные массовые коммунисти­ческие субботники.

«Вершиной трудового подъема народа, незабываемым всена­родным праздником вдохновенного труда,— говорил Л. И. Бреж­нев,-— стал Всесоюзный ленинский субботник 11 апреля. Совет­ские люди вышли на него с мыслью о Ленине, о том историче­ском первом субботнике, в котором Владимир Ильич увидел „великий почин" нового, коммунистического отношения к труду»1.

Участие в торжествах, посвященных В. И. Ленину, более ста делегаций от коммунистических, рабочих, национально-демокра­тических и левосоциалистических партий и организаций из раз­личных стран продемонстрировало растущее единство мировых революционных сил, подтвердило выдающееся значение ленинско­го празднества в деле распространения социалистической идеоло­гии. Торжества, проходившие в атмосфере высокого политическо­го подъема, подводили славные итоги полувековой борьбы за дело социализма и коммунизма.

Такой же характер носили празднества в честь 50-летия обра­зования СССР, вылившиеся в демонстрацию единства, дружбы и братства многонационального советского народа, и празднества, посвященные 25-й и 30-й годовщине победы советского народа над фашистской Германией.

Траурно-торжественным моментом празднества, посвященного 25-летию победы в Великой Отечественной войне, явилась минута молчания в честь'павших героев войны: 9 мая в 18 часов 50 ми­нут вся страна, вспоминая своих героев, отдавала дань уваже­ния и признательности тем, кто ценой своей жизни отстоял свобо­ду и независимость нашей социалистической Отчизны.

Тридцатилетие победы над фашистской Германией в обстанов­ке разрядки международной напряженности вместе с советским народом отмечало все прогрессивное человечество.

Подготовка и проведение юбилейных празднеств проходили под воздействием идей и решений XXIV и XXV съездов КПСС. Огромный трудовой и политический подъем, с которым трудящие­ся всей страны отмечали важнейшие юбилейные даты Советского государства, свидетельствует о морально-политическом единстве нашего общества, о монолитной сплоченности партии и народа, о нерушимой дружбе и братском сотрудничестве всех народов ве­ликого Советского Союза.

1 Брежнев Л. И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М., 1978, т. 1, с. 374.


Юбилейным и знаменательным для советского народа датам были посвящены многочисленные смотры и фестивали самодея­тельного искусства в масштабах всей страны. Так, 50-летию об­разования СССР был посвящен Всесоюзный смотр сельской ху­дожественной самодеятельности. Заключительный концерт этого смотра состоялся 29 марта 1973 года в Кремлевском Дворце съездов.

В 1975 году вышло постановление Президиума ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры СССР, Министерства выс­шего и среднего образования СССР и Госкомитета Совета Мини­стров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся». Проводившийся более двух лет (1975—1977) фестиваль способствовал активизации и всемерному развитию художественного народного творчества, во­влечению в самодеятельное искусство широких масс трудящихся. Он превратился в яркое свидетельство расцвета подлинно народ­ного искусства в нашей стране.

Кульминационным моментом всенародного фестиваля был театрализованный концерт в Кремлевском Дворце съездов 7 ок­тября 1977 года, в день принятия Верховным Советом СССР но­вой Конституции СССР (главный режиссер концерта — народный артист РСФСР И. Шароев). Сообщение об этом газета «Правда» заканчивала следующими словами:

«Наступает торжественный финал незабываемого праздничного концерта. Звучит новое вокально-симфоническое произведение „Ода Конституции". С огромным подъемом исполняется Государ­ственный гимн Советского Союза. Шесть тысяч зрителей, собрав­шихся в Кремлевском Дворце съездов, горячо аплодируют высо­кому мастерству артистов-любителей, продемонстрировавших расцвет многонациональной культуры Страны Советов»1.

Практика проведения массовых празднеств и театрализован­ных представлений в нашей стране свидетельствует, что такие празднества являются одним из элементов духовной жизни об­щества, способствующих творческому становлению человека как гармонической личности, сплачивающих весь народ, активизиру­ющих его творческую энергию и идейную целеустремленность.

Международное влияние советских театрализованных пред­ставлений и всенародных торжеств особенно ярко проявилось при проведении XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе летом 1978 года. Фестиваль явился выражением широкой международной солидарности с народом и молодежью Кубы — первого социалистического государства в Западном полушарии Земли.

Митинги, дискуссии, пресс-конференции, обсуждения, встречи делегаций в клубах, встречи по профессиям и интересам, совме-

Правда, 1977, 8 октября.


стные экскурсии — все было направлено на то, чтобы молодежь разных стран могла свободно общаться, обсуждая самый широ­кий круг вопросов. Параллельно проходила разнообразная куль­турная программа: гала-концерты делегаций, выступления нацио­нальных ансамблей и солистов, встречи композиторов, писателей, художников, архитекторов. При пионерлагере имени Хосе Марти ■осуществлялась развернутая детская программа фестиваля, охва­тывающая актуальные проблемы и детей, и взрослых. Спортсме­ны разных стран встречались на спортивных площадках в друже­ских соревнованиях, на тренировках. Во время фестиваля проходили заседания Международного трибунала, продолживше­го кампанию «Молодежь обвиняет империализм!».

На скамье подсудимых-—главный противник молодого поколе­ния — Империализм, обвиняемый в преступлениях против челове­чества: в сохранении и поддержании на земле колониальных режимов и проведении политики неоколониализма; в расовой дис­криминации людей; в развязывании агрессий и войн; в насажде­нии фашизма, террора и насилия.

Шесть дней длилось заседание суда, и был вынесен приговор. Империализм виновен по всем пунктам обвинения. Как система он виновен во всех бедствиях молодежи в экономическом, культур­ном и социальном отношении. Проводимая Империализмом поли­тика силы, нагнетания напряженности, гонка вооружений, вмеша­тельство во внутренние дела других государств, производство оружия массового уничтожения — все это является преступлением против человечества.

Но главным содержанием фестиваля был все-таки праздник, во -всей яркости и щедрости его красок. Незабываемым для гос­тей и хозяев зрелищем и развлечением стал карнавал на набе­режной Малекон в Гаване.

И конечно, вершиной искусства массовых театрализованных представлений последних лет явились величественные церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80. Этим поистине массовым театрализованным представлениям рукоплескали миллионы людей всей планеты. Никогда еще в истории после древнегреческих празднеств-состязаний спорт и многообразное искусство народов так не приближались, не смыкались в единство, как в этих двух празднествах, явившихся органической частью всей московской •Олимпиады. 26 тысяч самодеятельных и профессиональных арти­стов, спортсменов и физкультурников участвовали в этих художе­ственных грандиозных спектаклях. «Нам хотелось средствами массового представления,— говорил главный режиссер празднеств открытия и закрытия игр народный артист СССР И. М. Тума­нов,— рассказать о гостеприимстве советского народа, о массово­сти нашего спорта, о разнообразии национальных культур, о вы­соком мастерстве деятелей культуры и спорта, передать ощуще­ние всенародного признания олимпийского движения, олимпий­ских идеалов». И это все несомненно было выражено театрально ярким языком народного искусства. А грандиозная по масшта-


           
   
     
 
 
 


бам танцевальная сюита была подлинным гимном национальной культуре нашей страны.

Над олимпийскими празднествами-представлениями работали выдающиеся деятели советского искусства: народные артисты СССР и РСФСР М. Годенко, Б. Петров, О. Димитриадзе, В. Со­колов, художник Р. Казачек, спортивные режиссеры В. Губанов, Г. Золотарева, М. Кондрашова и многие другие. 174 безупречно организованные картины «художественного фона» были созданы под руководством Л. Немчина.

Это знаменательное представление произошло буквально в мо­мент издания книги и более подробно о нем будут еще писать и говорить. Но здесь хочется привести выразившее чувства многих зрителей высказывание одного из зарубежных гостей: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти — никогда».

Разумеется, совершенству нет предела, но бесспорно и то, что триумф олимпийских представлений в Москве — результат неви­данного расцвета массовых театрализованных представлений в Советской стране и странах социализма.

В. И. Ленин, говоря о сущности нового, социалистического ис­кусства, подчеркивал следующее: «Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их»1.

Эти слова вождя пролетариата с полным правом можно отнес­ти к советским театрализованным представлениям и массовым празднествам, к театру поистине народному, «театру без занавеса и кулис».

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1967, с. 663.


Часть вторая





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2886 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2336 - | 2047 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.