Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Великая Октябрьская социалистическая революция и расцвет всех видов театрализованных представлений




И МАССОВЫХ ПРАЗДНЕСТВ

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны

В

_ год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­
волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­
лизованные представления и празднества проводятся во многих
городах Советской России. Эти представления и празднества, объ­
единявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрите­
лей, обычно назывались действами, мистериями, инсценировками.

Руководители и организаторы первых революционных празд­неств стремились создать грандиозные площадные инсценировки для масс рабочих и солдат и при непосредственном участии са­мого народа.

Иногда площадные представления строились по мистериально-му принципу, т. е. действие их охватывало тысячелетние эпохи, модернизировались или пародировались библейские легенды и т. п. Но, разумеется, ничего религиозного в этих представлениях не было. Их значение заключалось в том, что перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах —Труда, Капитала, Революции, в действиях масс выяв­лялся смысл великого переворота.

Казалось бы, в период коренной ломки всего старого уклада общественной жизни людей меньше всего должно было интересо­вать искусство: ведь «когда говорят пушки, музы молчат». Но опыт революций неоднократно опровергал этот афоризм. На ре­шающих этапах истории искусство, в особенности массовое пло­щадное искусство, властно врывается в реальную жизнь, стано­вится выразителем пафоса социальной борьбы.

Первые советские праздники унаследовали от праздников французской революции их демократичность, массовость, размах и монументальность. При этом советские праздники отличались четким политическим содержанием, высоким пафосом борьбы за торжество идей коммунизма и имели особые творческие и органи­зационные приемы.

О большом значении, которое придавала массовым театрали­зованным представлениям и праздникам молодая Советская Рес­публика, свидетельствует тот факт, что в декрете «Об объедине^-нии театрального дела» от 26 августа 1919 года был специальный


пункт о народных гуляньях, предусматривавший необходимость руководства ими и всесторонней помощи со стороны Наркомпро-са. Тогда же при театральном отделе Наркомпроса была создана специальная секция по организации массовых гуляний и зрелищ.

Заложенные в семнадцатом году основные формы массового торжества — праздничная манифестация, массовое собрание-ми­тинг, сходка и т. д.— медленно вызревали в восемнадцатом и де­вятнадцатом годах. Их зрелищная обрядность, в значительной своей части сложившаяся еще в годы первой революции, посте­пенно изменялась и усложнялась. В эти же годы (1918—1919) ус­танавливаются даты важнейших революционных празднеств, так называемый «красный календарь».

Первым в ряду всенародных празднеств был Первомай 1918 го­да. В. И. Ленин в этот день выступал с речью перед демонстран­тами на Красной площади, присутствовал на военном параде на Ходынском поле и затем выступал на митинге латышских стрел­ков и работников Кремля.

С огромным воодушевлением трудящиеся нашей страны празд­новали первую годовщину Октябрьской революции. Это праздне­ство включало в себя митинг, народное шествие, театрализован­ные представления, концерты, открытие ряда памятников и мемориальных досок, бесплатное пользование кафе, театрами, ки-номатографами и многое другое. В этот день В. И. Ленин откры­вал памятник Марксу и Энгельсу, выступал с речью на открытии мемориальной доски борцам Октябрьской революции, присутство­вал на параде войск и демонстрации трудящихся на Красной пло­щади, был на театрализованном митинге-концерте работников ВЧК.'

За Первомаем и Октябрьским празднеством в «красный кален­дарь» вошли Кровавое воскресенье (9 Января) и День Париж­ской Коммуны (18 марта).

Первые празднества Октябрьской революции качественно от­личались от всех имевших в истории место массовых празднеств. Именно в советских праздниках впервые совершилась «встреча праздника с действительной свободой, которая обусловлена, с од­ной стороны, самой высокой человеческой целью — обновление мира социальных отношений в направлении равенства, братства и счастья всех людей, а с другой'—теми колоссальными трудно­стями, которые приходилось преодолевать для достижения этой цели»1.

Именно культура нового праздника, рожденного Октябрем, оказалась в состоянии преодолеть присущую празднествам других эпох «биокосмическую цикличность и подняться до ощущения исто­рического понятия времени»2.

Демонстрация в первые'послереволюционные годы имела чисто боевой, политический смысл. Обрядовая сторона даже празднич-

1 М а з а е в А. И. Праздник как социально-художественное явление. М.,
1978, с. 131.

2 Там же, с. 132.


 




ных демонстраций ограничивалась в большинстве случаев шестви­ями с оркестрами и знаменами, пением. И лишь маевка 1919 года в Петрограде внесла некоторое обновление: на Поле жертв Ре­волюции была воздвигнута наковальня, по которой ударяли (сим­волическая присяга) вожди проходящих колонн. Но к концу гражданской войны на смену суровому боевому характеру демон­страций приходят черты веселья и радости. Инсценируются ло­зунги на злободневные темы, в состав демонстрации включаются театральные бутафорские сооружения, которые либо обыгрывают-ся, либо служат декоративным фоном. Видное место постепенно начинают занимать физкультурные группы и номера. А много поз­же они вырастают в отдельные самостоятельные части демонст­рации, в физкультурные парады-праздники.

Одна из распространенных форм демонстраций первых после­революционных лет — демонстрации протеста по поводу различ­ных международных политических событий. Такие демонстрации носили серьезный, строгий, иногда сатирический характер.

В годы революции и гражданской войны действенной формой агитации становится митинг, где решающими были пламенные слова оратора, плакат, лозунг. Стремление сделать агитацию бо­лее доходчивой, эмоционально-образной привело к рождению ка­чественно новой формы митингов — митингов-концертов.

Репертуар концертной программы митинга состоял из произве­дений русских классиков, призывающих к борьбе за свободу. В них принимали участие виднейшие деятели театра: А. Нежда­нова, А. Яблочкина, В. Кригер и многие другие. В Москве читали свои стихи С. Есенин, В. Маяковский, Д. Бедный...

Партия и лично В. И. Ленин придавали огромное значение этой новой, чрезвычайно действенной форме массовой агитации. В марте 1919 года, в годовщину свержения самодержавия, Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии разыг­рала в Народном Доме своеобразное игрище, или инсценировку, которая стала затем традиционным и самым интересным зрелищ­ным моментом празднеств и демонстраций.

В инсценировке были заняты главным образом красноармей­цы— непосредственные участники событий 1905 года — и солда­ты, бравшие в 1917 году Арсенал и штурмовавшие Зимний. На ос­нове их воспоминаний и был создан сценарий представления, по­лучившего название «Свержение самодержавия».

Вот как описывает своеобразное вступление, пролог постанов­ки организатор этого представления Н. Г. Виноградов-Мамонт:

«Барабаны и баяны сыграли „боевую тревогу". Я взял штык, латунную гильзу и с этими атрибутами, небывалыми в истории театра, вышел на сцену. Мы — красноармейцы-фронтовики. Меж­ду боями выдался свободный денек. Решили сыграть спектакль на политическую тему. Кто актеры? Мы. Пьеса есть? Нет. Сами сочиняли. Где театральное помещение? Там, где бойцы сошлись, присели, запели-—тут и театр. Декорация? Семь елок срубили, поставили на крестовины — вот и лес! А вместо театрального звон-


 


ка — поднимаю гильзу трехдюймового артиллерийского снаряда, ударяю штыком. Первый звонок. Второй. Третий! Красноармейское действо „Свержение самодержавия" начинается»1.

В этом коротком вступлении раскрывается задача участников представления, объявляется название, объясняются принципы по­становки.

А вот как завершился один из эпизодов инсценировки:

«Из раскрытых ворот Арсенала хлынули рабочие с красными флагами: обнимаются, целуются братаются с волынцами. В от­вет из зрительного зала гудит радостное —ура!!! Настин снимает папаху и воистину „мочаловским рыдающим голосом" тихо про­износит: „Товарищи! Первая честь... и вечная память братьям на­шим, павшим героям Революции..." В благоговейной тишине во-лынцы и рабочие приближаются к павшим товарищам. Волынцы сомкнули ружья. На ружья бережно положили тела сраженных.,,Вы жертвою пали в борьбе роковой..." Величественные траурные аккорды, шествие медленно трижды обходит зал. Женщины пла­чут. Рабочая молодежь пристраивается к солдатским рядам»2.

Успех представления у публики был огромным. Инсценировку разыгрывали еще несколько раз.

Подобного рода массовые представления начали организовы­ваться во многих городах Советской Республики: «Пантомима Великой революции» —в Москве, «Борьба труда и капитала» — в Иркутске, «Восхваление революции» — в Воронеже, «Поступь сво­бодных народов» —в Харькове, «Интернационал» — в Киеве, «Красные дни» —в Дербенте, «Апофеоз Труда» —в Самаре... В одном только Петрограде было осуществлено множество таких инсценировок. «Пантомима по случаю празднования III Интерна­ционала» (11 мая 1919 г.), «Красный год» (ко второй годовщине Октября), «Кровавое воскресенье» (9 января 1920 г.), «Меч ми­ра» (ко второй годовщине Красной Армии), «Гибель Коммуны» (18 марта 1920 г.), «Огонь Прометея» (апрель 1920 г.), «Мисте­рия освобожденного труда» (1 мая 1920 г.), «Блокада России» (20 июня 1920 г.), «К мировой Коммуне» —в честь II конгресса III Интернационала (19 июля 1920 г.), инсценировка «В Красно­сельских лагерях» (8 августа 1920 г.), «Взятие Зимнего дворца» (к третьей годовщине Октября) и др.

Для осуществления массовых представлений выделялись не только остродефицитные материалы, но и еще более дефицитные продовольственные пайки (в виде дополнительного хлеба и пор­ции селедки), которые выдавались участникам инсценировок, при­ходившим на репетиции после рабочего дня. Это делалось в ту пору, когда еще шла гражданская война и на учете был каждый фунт хлеба, каждый гвоздь. В таких условиях тысячи самоотвер­женных участников под руководством режиссеров-новаторов соз­давали величественные представления, служившие действенным средством политического и художественного воспитания масс.

1 Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л., 1972, с 61

2 Там же, с. 68.


Одной из значительных постановок 1920 года была массовая инсценировка «К мирной Коммуне». Она была организована у портала Фондовой биржи в связи с приездом в Петроград деле­гатов Второго конгресса III Интернационала, в числе которых был В. И. Ленин. Организатор постановки — Петроградское теат­ральное отделение (руководитель М. Ф. Андреева), главный ре­жиссер— К. А. Марджанов, режиссеры — Н. В.Петров (1-ячасть), С. Э. Радлов (2-я часть), В. Н. Соловьев и А. П. Пиотровский (3-я часть), художник — Натан Альтман. В инсценировке участ­вовало около четырех тысяч красноармейцев, театральной молоде­жи и членов самодеятельных кружков,

Действие, по словам очевидцев, не ограничивалось только пор­талами биржи, а захватывало и ее боковые парапеты, и Ростраль­ные колонны на площади, и круглые сходы к Неве, и оба моста —> Республиканский и Строительный, и самую Неву, где стояли мино­носцы, и Петропавловскую крепость, прожектора которой освеща­ли эту инсценировку. Около 45 тысяч человек собралось в этот вечер на мысе биржи, разместившись в полукруглом сквере и на трибунах, одна из которых была отведена гостям — делегатам Конгресса III Интернационала. Инсценировка закончилась к 4 ча­сам утра, произвела глубочайшее впечатление на собравшихся, в том числе и на западноевропейских революционеров1.

Величественной, впечатляющей была и инсценировка «Взятие Зимнего дворца», поставленная в Октябрьскую годовщину 1920 го­да. Она была осуществлена Политуправлением Петроградского военного округа. В представлении участвовало около восьми ты­сяч красноармейцев, матросов и театральной молодежи. По бокам арки Главного штаба были сооружены две площадки, украшен­ные гигантскими декорациями, соединенными дугообразным мо­стом. Одна площадка-—«красных», другая—-«белых». В качестве третьей площадки был присоединен подлинный объект октябрь­ского штурма-—Зимний дворец.

«Грянул пушечный выстрел. На белой платформе вспыхнул свет и озарил обветшалые стены старинного зала. На возвышении Временное правительство с Керенским во главе принимает под звуки фальшивой „Марсельезы" знаки доверия со стороны быв­ших сановников, генералов и финансистов. На красной платформе, на фоне кирпичных фабрик, еще не организовавшийся пролетари­ат напряженно прислушивается. Неуверенно звучит „Интернацио­нал", потом уже — из сотен грудей: „Ленин, Ленин!.."

Пока на белой платформе течет время во всевозможных засе­даниях, на красной — пролетариат объединяется вокруг своих во­жаков. Следует изображение июльских дней и корниловщины. После этого Временное правительство, охраняемое лишь юнкерами да женским батальоном, бежит в Зимний дворец. Вот озарились окна этой последней цитадели Керенского. Красные, построив­шись в боевые дружины, указывают друг другу в сторону Зимне-

. 7—9.

См.: Массовые праздники и зрелища. М., 1961, с


го дворца. Из-под арки Главного штаба ринулись броневики и вся Красная гвардия тогдашнего Петрограда. С Мойки — павлов-цы. С Адмиралтейского проезда — вооруженные матросы. Их об­щая цель — Зимний дворец. Из-под ворот этой осажденной крепо­сти слышится гул выдвигаемых орудий. Юнкера маскируют их огромной поленницей, и начинается исторический бой, в котором принимает участие и виднеющийся вдали крейсер „Аврора". В ос­вещенных окнах Зимнего дворца силуэты сражающихся... Трескот­ня пулеметов, выстрелы винтовок, грохот артиллерийских ору­дий... Две-три минуты сплошного грохота... Но вот взвилась ракета — и все мигом стихает, чтобы наполниться новыми звука­ми „Интернационала", исполняемого сорокатысячным хором. Над погасшими окнами дворца засветились красные пятиконечные звезды, а над самым дворцом взвивается огромный красный стяг... Спектакль окончен. Начинается парад красных войск...»1.

Инсценировку, показанную рабочим и красноармейцам, смот­рели сто тысяч человек.

В Москве в 20-х годах было организовано несколько грандиоз­ных массовых инсценировок. Своеобразным праздником явился, например, общемосковский карнавал книги 10 мая 1925 года. Большая колонна разукрашенных автомобилей, являвшихся в то же время сценическими площадками для выступления чтецов, му­зыкантов и танцоров, медленно продвигалась по заполненным на­родом московским улицам. Карнавальная агитколонна была одно­временно и выставкой книг, и своеобразным театром на колесах, показывавшим на ходу и набольших остановках маленькие скет­чи, сценки, музыкальные и эстрадные номера. Празднество закон­чилось карнавальным шествием по городу.

Первого и второго мая 1926 года на Каланчевской площади под руководством Сокольнического райкома ВКП(б) была постав­лена массовая инсценировка с участием двух тысяч человек, ко­торая за два дня привлекла более семидесяти тысяч зрителей. Основной ее темой было прославление труда. Пресса называла эту инсценировку грандиозным спектаклем на открытом воздухе, ярким и красочным зрелищем2.

Первой Всесоюзной спартакиаде народов СССР в августе 1928 года были посвящены специальные празднества на Москве-реке и массовое представление «Всемирный Октябрь», организо­ванное на Ленинских горах.

Основой, из которой разворачивалась инсценировка, как пра­вило, был митинг или военный парад. Поэтому в представлении неизменно принимали участие красноармейцы, возившие с собой орудия.

В связи с тем что играть приходилось чаще всего под откры­тым небом или в очень больших залах, оформление упрощалось, схематизировалось. В инсценировке неизменно использовались те-

1 Массовые праздники и зрелища. М., 1961, с. 9—10. 2 См. там же, с. 12.

5 Заказ № 3661



атральные условные элементы, символы, аллегории. Утвердились традиционные инсценировочные маски — маска рабочего, буржуя, капиталиста и др.

Инсценировка строилась главным образом на действиях масс. И чем организованнее была масса, тем скорее «толпа» превраща­лась в «хор». Почти сразу же хор устанавливался как антифон­ный ', состоящий из двух полухорий: «белые» и «красные», Евро­па и Россия и т. д. Вскоре из хора выделились и корифеи — зазвучали, чередуясь с хором, сольные реплики. Роль хора была очень значительной. Именно хор сближал инсценировку со зрите­лями, окружавшими место действия. Но при всем том он не пере­ставал быть условной действенной средой, фоном, на котором развертывалось все представление.

Несмотря на общереволюционные темы массовых инсцениро­вок (борьба труда и капитала, восхваление Революции и т. п.), содержание в них всегда раскрывалось через факты, действитель­но имевшие место в данном городе, в конкретном населенном пункте. И самодеятельные артисты/ и зрители часто были свиде­телями и участниками событий, лежавших в основе представле­ния.

Необычность постановки, масштабность, обилие различных постановочных эффектов породили новые приемы драматургии и режиссерской работы.

Текст и действие строились элементарно и могли исполняться любым красноармейцем или рабочим. Режиссер и участники по­становки сначала определяли каркас сценария, после этого разра­батывали детали текста и действия, а затем все сводилось вое­дино. Режиссерские обязанности чаще всего выполняла коллегия режиссеров — своеобразный штаб. Функции постановщиков раз­бивались на части — монтировочную, строительно-техническую, транспортную и т. д.

Близким по природе своей к массовым инсценировкам был весьма популярный в те годы вид представлений — театрализован­ные суды. «Суды» тоже проводились под открытым небом, при большом стечении народа. Судили Капитал, судили Врангеля, су­дили Лодыря, Дезертира и т. д., а порой, в более узких аудитори­ях, среди подсудимых оказывались и литературные персонажи: Раскольников, Катюша Маслова и Нехлюдов, Любим Торцов и пр. Проводились эти «суды» в форме подлинного судебного за­седания, что и определяло схему действия, столкновение сторон, основной конфликт, круг действующих лиц — председатель, про­курор, адвокат, свидетели, подсудимый...

В ходе действия значительное место занимала импровизация (хотя тексты вопросов и ответов на репетициях подготавливались, оговаривались). Импровизация придавала агитсуду естественный, жизненный характер, давала возможность и зрителю активно вме-


шиваться в разбор «дела». Участие зрителей в прениях было од­ной из важных особенностей этих представлений.

Вот как описывает театрализованный «Суд над Врангелем» на станции Крымская (1919) один из участников и организаторов этого представления Вс. Вишневский:

«На Кубани в 1919 году была еще сильна пропаганда белых, а нам надо было сделать невозможным белое движение на Куба­ни. И вот решили сделать спектакль. Показать кубанским казан кам, кто же такие красные и кто белые. Надо показать казакам, что такое Врангель. Коммунисты стали драматургами. И сделали спектакль. Сердце горело, но сделали. Созвали зрителей. И ведь зрители-то какие были? Десять тысяч зрителей с семьями приеха­ли на тачанках, на подводах, вооруженные, с бабами. Приеха­ли посмотреть большевистский спектакль.

Единственный настоящий актер, который должен был играть барона Врангеля (решили поставить суд над Врангелем), гово­рит:

— Позвольте, ведь они меня убьют, повесят, эти десять тысяч зрителей с бабами, ведь бабы у них не простые, а такие, что одна баба как выйдет, как тряхнет, так сразу двух мужиков уложит.

И вот первый акт. Перечисляем преступления Врангеля.

Выходит суд. „Встать". Все встают, как в трибунале, акку­ратно, все как на суде. „Чи то театр, чи то трибунал". Разыгры­вается допрос Врангеля. Человек, который допрашивает Вранге­ля. Роли мы почти не писали, так, наметка, чтобы можно было импровизировать. „Скажите, вы вешали людей в Царицине? Ска­жите, под Волгой, за таким-то заводом, вы повесили людей?"— „Да".— „Вы повесили коммунистов таких-то в Джанкое и на дру­гих станциях" и т. д. Спектакль превращается в суд. Суд пре­вращается в жизнь. Защитник говорит: „Помилуйте их, огляни­тесь на советскую демократию..." А в ответ раздается голос: „Да что тут оглядываться? Да что ж он оглядывается? Люди хотят мира!"

Идет сцена за сценой, спектакль поднимает людей невероятно. Спорят! Все кипит!

Последний акт. Прочли обвинительный акт и зрителям задали вопрос: „Что присудить барону Врангелю?" Актер затрясся— убьют. „Граждане, что сделать с подсудимым, с генерал-лейте­нантом бароном Врангелем?"

„Порубать, пострелять!" ■— кричали все»1.

Эмоциональная сила такой образной агитации была убеди­тельнее любого доклада, любого выступления оратора.

Революция, гражданская война, новая жизнь нашли в те годы свое выражение в формах самодеятельного народного театра.

Народный, поистине массовый — не только по количеству уча­стников и зрителей представления, но и по числу представлений —


 


1 Антифонное исполнение — поочередное пение двумя хорами (полухориями) или хором и солистом.


1 Вишневский Вс. Двадцатилетие советской драматургии.— В кн.: Со­ветские драматурги о своем творчестве. М., 1967, с. 149—150.

Я* 67


театр гражданской войны сохранился в памяти людей как леген­да. У него не было своего летописца. Не сохранилось ни пьес, созданных чаще всего самими участниками спектаклей, ни даже имен большинства драматургов. Однако дошедшие до нас разроз­ненные факты и воспоминания позволяют представить и размах этого массового театрального движения, и его основные особенно­сти. Невозможно хотя бы приблизительно подсчитать количество самодеятельных кружков, но можно с уверенностью сказать, что их были тысячи. Причем повсюду, на всей громадной территории страны, на всех фронтах гражданской войны.

Самодеятельное театральное искусство развивалось во многом стихийно, и в этом бурном развитии сказалось революционное пробуждение народа, его тяга к искусству, к творчеству. Но это не значит, что народный театр не знал руководства. По инициа­тиве Всероссийского бюро военных комиссаров в начале 1919 года было создано десять передвижных театральных групп. При полит­управлениях армий начали создаваться специальные агитпоезда, которые действовали во фронтовой и прифронтовой полосе, агит-пароходы и пр.

При Театральном обществе Народного комиссариата просве­щения существовала специальная комиссия по самодеятельному театру. Наиболее массовой, широкой организацией, взявшей на себя практическую работу в театральной самодеятельности, был Пролеткульт. Один из деятелей этой организации, П. И. Кержен­цев, разработал программу «массового действа». Во многом спра­ведливо критикуя профессиональный театр тех лет, он в то же время переоценивал самодеятельное искусство, вообще отрицал роль профессионального театра, его необходимость как вида ху­дожественной культуры в будущем '. На ошибки в позиции веду­щих деятелей Пролеткульта было указано партией, и профессио­нальный театр, вопреки подобным вульгарно-социологическим концепциям пролеткультовцев, был признан необходимым звеном революционной, социалистической культуры.

Что же представлял собой репертуар и каковы были особенно­сти самодеятельного театра времен гражданской войны? Возьмем для примера украинские кружки на фронте и в тылу: здесь широ­ко ставилась русская и украинская классика — «Женитьба» Гого­ля, «Солдат-чародей» Котляревского, «Без вины виноватые» Островского, «Назар Стодоля» Шевченко. В красных полках, сра­жавшихся на фронтах гражданской войны, ставились также агит-пьесы, написанные участниками драматических кружков: «В тылу у белогвардейцев» красноармейца Симоненко, «Дезертир» началь­ника поезда-мастерской Иванова, «Боевое задание» бойца броне­поезда Огурцова. В красноармейском показательном театре в. Белоруссии разыгрывался спектакль «Так и было»; сценарий это­го представления написали работники политотдела армии и уча-

1 Подробно концепция П. И. Керженцева изложена в книге А. И. Мазаева «Праздник как социально-художественное явление» (М., 1978).


ствовали в нем сами бойцы. В Киеве, в помещении «Интимного театра», были показаны под пение «Интернационала» аллегориче­ские живые картинки «Освобождение России и Украины».

Сценарии всех этих представлений предусматривали возмож­ность импровизированных реплик, выкриков зрителей, возгласов одобрения или протеста. Зрители охотно пользовались этой воз­можностью.

Широкое распространение в 20-е годы получила еще одна фор­ма агитации — громкое чтение. Дефицит бумаги, остановка типо­графий, недостаток в рабочих на полиграфическом производстве и самое главное —неграмотность, печальное наследие старого ре­жима,— все это и обусловило возникновение громкого чтения. Оно проводится сначала стихийно: у деревянных витрин на пере­крестках, где наклеивались газеты; тут же завязывались беседы, споры, иногда очень острые. Затем клубные работники переносят читку газет в стены клуба и проводят ее для организованной ау­дитории.

Громкие чтения в клубе уступают место устной газете, где печатно-газетный материал преднамеренно обрабатывается клуб­ными работниками с учетом агитационных и просветительских за­дач, местных событий, специфики восприятия массовой аудиторией на слух и т. д. В целях выразительности вводятся два чтеца, ве­дущих театрализованный диалог, и другие театрально воздейст­вующие элементы (музыка, освещение, элементарные декорации). В результате появляется небывалый до сих пор вид агитационно-пропагандистского театрализованного представления — живая га­зета.

«Живая газета» существовала всюду: на фронтах гражданской войны, в рабочих и деревенских клубах, на предприятиях и в уч­реждениях. Название «живая газета» довольно точно отражает существо этого вида театрализованного представления. Чаще все­го это были инсценированные политобозрения, монтажи из обоз­рений, докладов, лекций. Представление состояло из ряда отдель­ных сцен, монологов, коллективных декламаций, частушек и т. д. Иногда монтаж и строился по-газетному: за передовицей следо­вали отделы — фронтовой и рабочей жизни, производства, дерев­ни и т. д. «Живые газеты» агитировали за очередные политиче­ские мероприятия Советской власти, боролись с культурной отсталостью, с пережитками и суевериями.

«Живая газета» пользуется как опытом массовых инсцениро­вок, так и достижениями профессионального театра, использует и элементы других искусств. Здесь и балет, и оперетта, и танец, и пение, и плакаты, и кинофильмы. Театрализируется любое поло­жение статистики, создаются живые диаграммы, применяются рупоры-громкоговорители и т. д. Все это объединялось, чередова­лось, должно было быть лаконичным, убедительным, ярким, эмо­ционально доходчивым.

Заканчивалось представление агитационным по содержанию дивертисментом.


Подготовкой репертуара для «живых»газет» занимались спе­циальные группы, имевшие свои редколлегии, своих спецкоров, которые выполняли функции, сходные с функциями газетных раб­коров и селькоров.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.