Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50-60-х годов




Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­совых празднеств и театрализованных представлений в нашей стране. В годы войны, особенно на фронтах, агитационно-пропа­гандистские функции выполняли главным образом профессио­нальные артисты театров и филармоний. Наибольшее распро­странение имели фронтовые концертные бригады.

Но это, конечно, не значит, что самодеятельность совсем свер­нула свою работу. Самодеятельные артисты выступали с концер­тами даже на временно оккупированной фашистами территории, стремясь поднять дух населения, помочь людям выстоять.

В последние годы войны и сразу же после нее самодеятель­ность снова начинает набирать силы и размах, создаются и от­дельные виды массовых театрализованных представлений. Этот размах достигает наибольших масштабов в середине 50-х годов. Непрерывный рост материального благосостояния советских лю­дей, сокращение рабочего дня, строительство новых стадионов, Дворцов спорта, открытых сценических площадок — все это яви­лось объективной предпосылкой к возобновлению и расширению массовых представлений и народных празднеств как одной из важнейших форм идейно-политической организации и самоорга­низации масс. Театрализованные празднества и представления выявляют общественную энергию советских трудящихся, дают вы­ход массовой тяге к творчеству, служат распространению коллек­тивного опыта в построении социализма, являясь формой общест­венных встреч, где можно отметить передовиков производства, науки, культуры. Эти празднества и представления являются и массовой школой политического воспитания, они дают возмож­ность выразить коллективное общественное мнение, заклеймить врагов социализма и высказать солидарность с прогрессивными силами зарубежных стран.

В середине 50-х годов появляется новый вид массового празд­нества — театрализованное спортивное представление. Так, в 1957 году, в честь 250-летия Ленинграда, на только что построен­ном стадионе им. С. М. Кирова был организован большой теат­рально-спортивный праздник. Автором сценария и главным ре­жиссером был народный артист СССР Г. А. Товстоногов.

С лета 1958 года на стадионе им. С. М. Кирова ежегодно про­водились большие эстрадные представления, получившие на пер­вых порах название «Встреча с любимыми героями кино, театра, эстрады».

Но самым грандиозным и самым ярким празднеством 50-х го­дов был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Моск­ве (август 1957 г.). За две недели фестиваля было проведено


 

 


семнадцать разнообразных массовых празднеств в разных местах столицы нашей Родины. Ежедневно проводилось от 350 до 400 концертных выступлений, встреч и спортивных состязаний, как во Дворцах культуры и клубах, так и на площадях и стадионах.

Открытие и закрытие фестиваля проходило на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, праздник труда и сельской моло­дежи— на территории ВДНХ, праздники русского балета и цир­кового искусства —• на стадионе «Динамо», праздник песни и танца — в зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького, праздник девушек—-в Центральном театре Советской Армии, в парке и Доме культуры Советской.Армии, водный праздник — на Москве-реке и т. д.

Многонациональный состав участников фестиваля, разнород­ность традиций, большое количество исполнителей, представляю­щих как самодеятельное, так и профессиональное искусство всех континентов Земли, обусловили многожанровость представлений и празднеств, поиски выразительных и доходчивых форм вопло­щения.

В программу фестиваля были включены массовые гимнастиче­ские выступления в соответствии с традициями, восходящими к далеким временам: элементы спортивных состязаний были состав­ной частью и доисторических народных обрядовых празднеств, и древнегреческих массовых состязаний-представлений, и более поздних празднеств многих народов.

Организаторы фестивальных празднеств знали, что очень мно­гое в проведении всего мероприятия зависит от первого его дня, прежде всего от торжественного открытия форума. Открытие должно было создать праздничное настроение, атмосферу взаим­ного доброго отношения и дружбы и тем самым определить на­правленность следующих дней. И это, безусловно, удалось сде­лать.

Грандиозный митинг-манифестация молодежи на Манежной площади, в котором приняли участие около полумиллиона чело­век, явился кульминационным моментом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Это произошло на десятый день фестива­ля, когда отмечалась двенадцатая годовщина трагедии Хиросимы. Митинг стал могучей демонстрацией мирных устремлений моло­дежи планеты, ее решимости предотвратить угрозу атомной вой­ны. Кульминационным моментом митинга-манифестации была ми­нута молчания, которой участники фестиваля по предложению девушки из Хиросимы Хисако Нагаты почтили память ее сооте­чественников, павших от взрыва атомной бомбы.

Заключительным аккордом Международного фестивая и зна­чительным событием в жизни столицы стал Большой московский карнавал. В этот день Москва оделась в карнавальный наряд. Задолго до официального открытия празднества из разных кон­цов города двинулись к Манежной площади колонны ярко деко­рированных автомашин. Под звуки фанфар и бой барабанов, под звон серебряных бубенцов глашатаи-зазывалы напоминали о при-


ближающемся торжестве, разбрасывали листовки с остроумными «Заповедями канавала».

На открытых грузовиках были установлены гигантские фигу­ры из папье-маше: Гулливер и лилипуты, вратарь с мячом, шах­матист, Дон Кихот на своем Россинанте, Конек-Горбунок, Жар-птица, Арлекин, Иванушка и многие другие литературные, ска­зочные, «спортивные» персонажи. По мере продвижения карна­вальных колонн по улицам города в них беспрерывно вливались все новые и новые группы участников карнавала.

На Манежной площади состоялось торжественное открытие Большого московского карнавала.

После выстрела «волшебной» карнавальной пушки на Манеж­ной площади по всей Москве чуть ли не до рассвета гремели ор­кестры. Песни и танцы сменялись массовыми играми, забавами, викторинами. На легких, специально для карнавала сооруженных эстрадах выступали столичные артисты, зарубежные гости, участ­ники художественной самодеятельности. Всем было весело, у всех было замечательное настроение —такое, какому и надлежит быть на карнавальном празднике1.

Веселым, жизнерадостным, близким по своему оформлению и духу к карнавалу был водный праздник на Москве-реке. Декори­рованные суда, плавучие эстрады с оркестрами, эстрадными и цирковыми группами, остроумными масками, большая карнаваль­ная процессия, иллюминация, музыка, песни, шутки — все это бы­ло составными элементами празднества на набережных и на реке.

Финалом всего фестивального празднества стали грандиозный фейерверк и исполнение «Прощальной фестивальной песни».

По инициативе советских и общественных организаций в кон­це 50-х — начале 60-х годов к юбилейным датам ряда городов были созданы массовые инсценировки, например инсценировка к 950-летию Ярославля (1960). Наиболее удачными в ней были эпи­зоды «Александр Невский» и «1905 год», исполнявшиеся рабочими «Красного Перекопа» (1-й Ткацкий комбинат) —деть­ми и внуками участников подлинных событий первой русской ре­волюции. Одним из удачнейших в инсценировке был эпизод, по­священный Великой Отечественной войне.

Важно отметить, что почти вся работа, связанная с подобны­
ми массовыми инсценировками, выполнялась на общественных на­
чалах, при повседневной деловой помощи, которую оказывали
постановщикам работники городских партийных, советских и об­
щественных организаций. <

В 60-х годах получил распространение и такой вид театрали­зованного представления, как Пролог. Он посвящался какому-ли­бо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в по­казе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых


достижений, чествовании передовиков труда и т. д. Так, в Проло­ге, поставленном режиссером И. Рахлиным в Севастополе (1961), перед зрителями ожили картины легендарной обороны Севастопо­ля (1854—1855), возникли образы прославленных героев-адмира­лов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем зрителям были показаны эпизоды героической защиты Севастополя во время Ве­ликой Отечественной войны: взятие Сапун-горы, уничтожение вражеских танков и другие эпизоды '.

В 1962 году праздникам искусств посвящались театрализован­ные Прологи, поставленные в Кишиневе и Краснодаре. Во Вла­димире темой Пролога была борьба за мир.

С начала 60-х годов в Кремлевском Дворце съездов регуляр­но организуются праздничные тематические театрализованные концерты. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду», показанный делегатам V Всемир­ного конгресса профсоюзов (режиссер—А. П. Конников). В 1962 го­ду состоялся торжественный концерт-представление участников художественной самодеятельности профсоюзов СССР для делега­тов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер тот же).

Целый ряд таких тематических театрализованных концертов создают народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР Г. П. Анисимов и другие режиссеры.

Возобновление и успешное проведение на новом историческом
этапе целого ряда ставших традиционными и новых массовых
празднеств и театрализованных представлений, несомненно, обо­
гащало советских людей новым опытом общения и проведения
свободного времени, выполняло агитационно-пропагандистские
функции, способствовало формированию коммунистического миро­
воззрения, приобщало массы к высоким образцам культуры и ис­
кусства.,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1260 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.