Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XI О духовном выходе ко всем добродетелям




Теперь внемлите и запомните. В начале речи Христос говорит:
Смотрите; т. е. смотрите посредством благости и чистоты со-
вести, как вы об этом узнали вначале. И Он уже указал нам, что
именно мы увидим: три этих пришествия.

Он нам приказывает, что надо делать затем, и говорит: Выхо-
дите, если вы исполнили первое необходимое условие, то есть ес-
ли вы видите в благодати и благости, и если вы достаточно хорошо
разглядели свой образец Христа в Его выходе; от вашей любви и от
любовного наблюдения вашего жениха в вас прорывается горяч-
ность праведности, то есть желание следовать Ему в добродетелях.
Тогда Христос говорит в Вас: Выходите. Этот выход должен
иметь три вида. Мы должны выйти к Богу, к самим себе, к нашему
ближнему, благостью и праведностью; ибо благость всегда проры-


вается в высоту, то есть в Царство Бога, которое есть сам Бог; ибо
Он есть источник, из которого она непосредственно истекла и ко-
торый пребывает всегда постоянным. Праведность, рождающаяся
из благости, стремится сделать совершенными нравы и добродете-
ли, соответствующие царству Бога, то есть царству душ.

Благость и праведность, утверждают прочное основание в цар-
стве души, в котором будет обитать Бог, и это основание есть
смирение. Эти три добродетели поддерживают всю тяжесть и все
здание всех добродетелей и всего возвышенного; ибо благость
поддерживает человека перед лицом неисследимых благ Бога, от
которых она истекает, так чтобы он твердо пребывал в Боге и воз-
растал во всех добродетелях и в истинном смирении; и правед-
ность поддерживает человека в присутствии вечной истины Бога,
чтобы истина была ему открыта и чтобы он был просветленным
и исполнял все добродетели без заблуждения. Но смирение под-
держивает всегда человека перед верховным могуществом Бога,
чтобы он всегда пребывал уничиженным и малым, и предался Бо-
гу, и не полагался больше на себя. Вот каким образом человек бу-
дет держаться перед Богом, чтобы всегда возрастать в новых доб-
родетелях.

Глава XXIV О царстве души

Кто хочет обрести эту добродетель и сохранять ее, будет укра-
шать свою душу, владеть и управлять ею, как царством. Свободная
воля есть царь души. Она свободна по природе и еще более свобод-
на по милосердию. Она будет увенчана венцом, называемым бла-
гостью. Этот венец и это царство будут получены от Повелителя,
который есть Господь, властитель и царь царей, и владеть, и управ-
лять этим царством и сохранять его будут во имя Его. Этот царь,
свободная воля, будет обитать в самом высоком городе царства,
то есть в вожделеющей силе души. И он будет украшен и одет дву-
сторонней одеждой; правая сторона одежды будет добродетель,
называемая силой, чтобы был силен и могуществен для одоления
всякого препятствия и чтобы он мог пребывать на небе, в чертоге
высочайшего Повелителя, и склонять, с любовью и в полном отре-
чении от желания, свою увенчанную голову перед высочайшим
Царем. Это — прямое действие благости. Ею получают венец, ею
украшают венец и ею сохраняют царство и владеют им в вечнос-
ти. Левая сторона одежды будет основная добродетель, называ-
емая нравственной силой. Благодаря ей, свободная воля, царь,
покорит всякую безнравственность и исполнит всякую доброде-
тель и будет иметь могущество сохранить свое царство до своей
смерти.


 

 

 


 


Этот царь выберет советников в своих землях, самых мудрых
в его стране. Это будут две божественных добродетели, знание
и рассуждение, просвещенные божественной благодатью. Они бу-
дут жить подле царя, во дворце, называемом разумной силой души.
И они будут одеты и украшены нравственной добродетелью, кото-
рая называется сдержанностью, чтобы царь действовал и воздер-
живался всегда по их советам. Посредством знания будут очищать
совесть от всех недостатков и украшать ее всеми добродетелями, а
благодаря рассуждению, будут давать и брать, будут делать и не де-
лать, будут молчать и говорить, будут поститься и есть, будут слу-
шать и отвечать и будут во всем поступать сообразно знанию и рас-
суждению, облеченным их нравственной добродетелью, которая
называется сдержанностью, или умеренностью.

Этот царь, свободная воля, поставит также в своем царстве
судью, которым будет справедливость, являющаяся божествен-
ной добродетелью, когда она рождается от любви. И это — одна
из высших нравственных добродетелей. Этот судья будет жить
в совести, в средоточие царства, в гневной силе. И он будет ук-
рашен нравственной добродетелью, которая называется благо-
разумием. Ибо справедливость не может быть совершенной.
Этот судья, справедливость, будет обходить царство с силою и
могуществом царя, сопровождаемый мудростью совета и своим
собственным благоразумием. И он будет производить повыше-
ния и давать отставки, будет судить и присуждать, будет преда-
вать смерти и оставлять жизнь, будет калечить, ослеплять и воз-
вращать зрение, возвышать и унижать и устанавливать порядок,
наказывать и карать все по справедливости и уничтожит все по-
роки.

Население царства, — все силы души; они будут опираться на
смирение и божественный страх, покорные Богу во всех доброде-
телях, каждая из них так, как ей свойственно. Кто занял, сохранил
и упорядочил таким образом царство своей души, тот, любовью
и добродетелями, вышел навстречу Богу, самому себе и своему
ближнему. Это — третье из четырех главных указаний.

Глава XXV
О нашей духовной встрече с Богом

Когда человек стал видящим по благодати Бога, и когда у него
чиста совесть, и если он исследовал три пришествия Христа, наше-
го жениха, и если, наконец, он вышел добродетелями, тогда проис-
ходит встреча нашего жениха, и это — четвертое указание и по-
следнее. В этой встрече — все наше блаженство, начало и конец
всех добродетелей, и без этой встречи никакая добродетель не бы-
ла бы осуществлена.


Так что, кто хочет встретить Христа, как своего любимого жени-
ха, и хочет обладать в Нем и с Ним вечной жизнью, должен встре-
тить Христа теперь во времени, в трех отношениях или по трем об-
разам. Во-первых, он должен любить Бога во всем, где мы заслужим
вечную жизнь. Во-вторых, нужно, чтобы он не привязывался ни
к чему, что он мог бы любить столько же, как Бога, или больше.
В-третьих, нужно, чтобы он покоился в Боге от всей своей ревнос-
ти, выше всех тварей и выше всех даров Бога и всех дел добродете-
лей, и выше всех ощутимых благодатей, какие Бог может проливать
в тело и душу.

Теперь поймите: кто имеет Бога целью, тот должен иметь Его при-
сущим себе в некоем божественном разуме, то есть он должен иметь
в виду, Того, Кто Господь неба и земли и всей твари, Кто за него умер
и кто может и хочет дать ему вечное спасение. В каком бы образе или
под каким бы именем ни представлял он себе Бога, как Господа всей
твари, это всегда благо. Возьмет ли он какое-нибудь божественное ли-
цо и в нем сущность и могущество божественной природы — это бла-
го; будет ли смотреть на Бога, как на спасителя, избавителя, творца,
властителя, блаженство, могущество, мудрость, истину, доброту, и на
все это — в том же самом и бесконечном разуме божественной приро-
ды — это благо.

Хотя имена, какие мы присваиваем Богу, многочисленны, вы-
сокая природа Бога проста и не имеет имени для тварей. Но мы
даем Ему все эти имена ради Его непостижимых благородства
и высоты и потому, что мы не можем ни назвать Его, ни выразить
вполне. Вот под каким видом и после какого знания Бог будет
нам присущ в нашем намерении. Ибо иметь Бога целью, это зна-
чит видеть Его духовно. К этому исканию принадлежат также
сердечная привязанность и любовь, ибо познавать Бога и быть без
любви — это ни в чем не помогает и не подвигает вперед, и не име-
ет никакого смысла. Поэтому человек будет всегда, во всех своих
делах, любовно склоняться к Богу, которого он отыскивает и лю-
бит превыше всякой вещи. Это и есть встреча Бога посредством
намерения и любви.

Грешник, чтобы обратиться от своих грехов к достойному пока-
янию, должен встретить Бога сокрушением сердца, свободным об-
ращением и искренним намерением всегда служить Богу и никог-
да больше не совершать греха. Тогда он получает в этой встрече от
милосердия Божия верную надежду на вечное спасение и проще-
ние своих грехов, и получает основание всех добродетелей, Ве-
ру, Надежду, и Благость и добрую волю осуществлять все добро-
детели.

Если этот человек подвигается вперед в свете веры и если он
имеет в виду все дела Христа, и все Его страдание и все, что Он
нам обещал, и все, что Он сделал для нас, и все, что Он сделает до
дня суда и в вечности, — если этот человек исследует все это с по-


 

 

 


 


лезной для своего спасения целью, неизбежно он встретит Хрис-
та и Христос станет присущ его душе, исполненной признатель-
ности, хвалы и достойных деяний любви за все Его дары и за все,
что Он сделал, и за все, что Он сделает в вечности. Тогда вера его
укреплена и он испытывает более глубокое и могущественное
побуждение ко всем добродетелям. Если он тогда подвигается
вперед в делах добродетелей, он должен еще встретить Христа
уничтожением себя. Пусть он не ищет себя самого и не задается
чуждыми целями, но пусть будет рассудителен в своих делах,
пусть во всем имеет в виду Бога и Его хвалу и Его славу и пусть
твердо продолжает так до своей смерти, тогда его разум будет
просветлен и благость умножена и он станет более благочестивым
и более способным ко всем добродетелям.

Бога надо иметь в виду во всех добрых делах; впрочем, невоз-
можно иметь Его в виду в делах злых. Не надо иметь двух стрем-
лений, то есть искать Бога и в то же время что-нибудь другое, но
нужно, чтобы всякое иное намерение было подчинено Богу и не
было Ему противно, но было бы того же порядка и обращалось
бы в помощь и побуждение, которые легче приводят нас к Богу.
Тогда, человек находится на истинном пути.

Надо также покоиться на том и в том, о ком помышляют и ко-
го любят скорее, чем на вестниках, которых Он посылает, то есть
Его дарах. Душа равным образом пусть покоится в Боге, превыше
всех одеяний и всех даров, какие могут послать Его вестники.

Вестники души суть: намерение, любовь и желание. Они при-
носят Богу все добрые дела и все добродетели. Превыше всего это-
го душа будет покоиться в своем возлюбленном, превыше всякой
множественности. Вот образ и вид, по которым мы будем встре-
чать Христа во всей нашей жизни, во всех наших добродетелях,
правым намерением, чтобы мы могли встретить Его в час нашей
смерти в свете славы.

Этот вид или этот образ, теперь вам известный, называется де-
ятельною жизнью; он необходим всем людям, или по крайней ме-
ре не следует, чтобы они жили противно какой-либо добродетели,
хотя бы они и не обладали всеми добродетелями на той ступени
совершенства, какую я указал. Ибо жить противно добродете-
лям — значит жить в грехе, ибо Христос говорит: «Кто не со Мной,
тот против Меня», кто не смиренен — горд, кто горд — не смиренен
и не принадлежит Богу. И это так со всеми грехами и добродетеля-
ми. Необходимо всегда или обладать добродетелью и быть в состо-
янии благодати, или же обладать противоположным ей и быть
в грехе. Пусть всякий человек испытает себя и живет, как здесь
указано.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.