Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иоганн ван Рейсбрук Joannis Rusbrochii




(1293-1381)

Иоганн ван Рейсбрук, самый известный из фламандских мисти-
ков, чаще именуеиый как «Удивительный», родился в Рейсбруке, де-
ревушке под Брюсселем. Его мать (об отце никаких сведений не ос-
талось) отличалась особым благочестием, что сказывалось на всех
сторонах семейной жизни, и, естественно, не могло не повлиять на
формирование характера будущего мистика. Видимо Рейсбрук
уже с ранних лет знал, что ему предстоит стать служителем Бо-
га и принять священнический сан. Поэтому в семь лет он покида-
ет свою семью и отправляется в Брюссель к своему дяде Иоганну
Гинкарту, бывшему священником в одной из городских церквей,
чтобы укрепить христианское мироощущение и получить образо-
вание—он изучает tnvium (грамматику, риторику, диалектику)
и диааптит(музыку, арифметики, геометрию и астрономию).
Но все же его более интересует теологические проблемы, в которые
он погружается благодаря изучению трудов Платона, Плотина,
Ареопагита и Августина; не исключено, что он был знаком и с тру-
дами Альберта Великого и Экхарта. В 1317 г. происходит посвяще-


 

 

 


 


ние Рейсбрука в духовный сан, а незадолго до этого его мать приез-
жает в Брюссель, но не имея возможности жить в доме Гинкарта,
вступает в монашеский орден в качестве сестры-бегинки1. На про-
тяжении более двадцати лет Рейсбрук вместе с Иоганном Гин-
картом и Фрэнсисом Коденбергом ведет очень строгую, уединен-
ную и полную аскетизма жизнь. Но в 40-х годах XIV в. в религиозной
жизни Нидерландов появляется ряд серьезных, можно сказать —
конфликтных ситуаций, вызванных появлением союза так называе-
мых «Братьев Свободного Духа». Среди них выделялась своей актив-
ностью некая Блюмердинна. Она утверждала, что «серафимическая
любовь»· должна заменить собой все ритуалы, традиции, догматы,
распространяя мистический эротизм в качестве единственной доб-
родетели; формой же выражения для нее служили доступные массо-
вому восприятию стихотворные памфлеты. Рейсбрук вступает
в полемику с ней, и пишет опровержения также в форме памфлетов,
которые с интересом читались братьями. К сожалению, ни один из
них не сохранился. Активной деятельности Рейсбрук все же предпо-
читает уединение и в 1343 г. Рейсбрук вместе с несколькими самы-
ми близкими друзьями принимает отшельничество в лесу под Суа-
нъи2. Но в подлинном уединении Рейсбрук находился недолго, так как
к нему стало стягиваться большое количество людей, желающих
стать его учениками. Такое положение приводит к тому, что 13
марта 1349 г. образуется августинский монастырь в Грюнендале.
Его первым настоятелем становится Фрэнсис Коденберг, а при-
ором — Рейсбрук. Именно этот период, с 1349 г. до смерти Рейсбрука
2 декабря 1381 г., был для него наиболее благоприятным для обрете-
ния мистического опыта и создания многих сочинений, описывающих
этот опыт. Со временем известность Рейсбрука как «божьего чело-
века» и «экстатического доктора» (doctor exstaticus) выходит дале-
ко за пределы Брабантского герцогства и распространяется по всей
Голландии, Германии и Франции. Так, например, известный рейнский
мистик и проповедник Иоганн Таулер хорошо знал труды Рейсбрука,
хотя вряд ли они встречались друг с другом.

Значимость Рейсбрука для своего времени некоторые исследова-
тели видят и в том, что он был предтечей или даже основателем
нового мистического движения в Нидерландах — так называемого
devotio modema? (новое благочестие), которое выступало связую-

' Полумонашеский орден, существующий с XII в.

2 В дальнейшем этот лес будет пожертвован Иоганном III, тогдашним гер-
цогом Брабантским, вновь образованному монастырю Грюнендаля.

3 Основоположником религиозного движения «Devotio moderna» все же
по праву считают Фому Кемпийского (1379-1471), наставника регулярных ка-
ноников-августианцев, а его книгу «О подражании Христу», считают манифе-
стом этого движения. Трактат следует основной доктрине движения: истинно
духовная жизнь суть подражание Христу, а не интеллектуальные спекуляции
и схоластические рассуждения.


щим звеном между рейнскими мистиками и голландским реформа-
торским движением, возглавляемым Герхардом Грооте1 (1340—
1389). Последний уважал Рейсбрука как учителя и любил как друга,
и именно его влияние было определяющим для формирования взгля-
дов Г. Грооте, а также религиозно-мистического духа «Братства
Совместной жизни», наиболее известным представителем которой
в следующем поколении является Фома Кемпийский (1380-1471).
Вообще в XV в. Рейсбрук был одним из самых влиятельных мисти-
ков — его особый мистический дух можно в той или иной степени
обнаружить у кардинала Николая Кузанского (1401-1464), Дени
Картузианцаг (1402-1471). Последний, кстати, перевел все труды
Рейсбрука на латынь (так как он писал только на своем родном
языке) и назвал его «новым Дионисием», с той только разницей, что,
по его мнению, Рейсбрук «ясен там, где был непонятен Ареопагит».
В конце XIX-нач. XX в. интерес к мистике Рейсбрука был вызван
изданием книги о нем3 известным французским писателем Морисом
Метерлинком. А 1 декабря 1908 г. римско-католическая церковь
приняла решение канонизировать Рейсбрука как блаженного.

Из написанных И. Рейсбруком трактатов до нас дошло 12, из них
самыми значимыми являются «Царство возлюбленных божьих»,
«Книга о высшей истине» и, наконец, приводимое в нашем издании
«Одеяние духовного брака». «Мистическое единение» с Богом для
Рейсбрука это отнюдь не пантеистическое всепоглощение, в ко-
тором его позже обвиняли*. Так, например, в «Книге об истине» он
пишет, что «ни одна тварь не может быть святой и не может об-
рести святость в такой мере, чтобы утратить при этом свою
тварность и стать Богом». Но при этом он открыто признает,
что человек еще при жизни, совершенствуя свой способ созерцания

1 Герхард Грооте (1340-1384) дьякон, посвятивший свою жизнь пропове-
ди. Грооте хорошо был знаком с учение Рейсбрука и рейнских мистиков,
но интересы его были скорее не в сфере мистики и богословия, а в сфере ре-
формирования церкви. Его протесты против безнравственности духовенства
были настолько яростными, что вызывали ответную враждебность у церков-
ных иерархов. Епископ Утрехтский отстранил Грооте от проповедей.

2 Дени Картузианец (1402-1469) монах-созерцатель картузианского мона-
стыря в Рёрмонде (Roermond) (южн. Нидерланды). Его обширная литератур-
ная деятельность (44 тома) и эрудиция делают его «последним схоластом» ас-
кетического и мистического периода Средневековья. Влияние Рейсбрука
и рейнских мистиков на его творчество выражается прежде всего в той части,
где их учение перекликается с богословием Дионисия Ареопагита и Св. Бона-
вентуры.

3 Maeterlinck M. L'ornement des noces spirituelles de Ruysbroeck l'Admirable.
Brüssels, 1908.

4 См. например, соч. Жана Жерсона (1363-1429), ректора Парижского
университета, «Рассмотрение мистической теологии—теоретической и прак-
тической» (Considerationes de mystica theologia speculativa et practica), где он
встает в оппозицию Рейсбруку и рейнским мистикам, по его мнению испове-
дующих псевдо-мистицизм.


от чувственного до мистической интуиции посредством углубления
в подлинные основания своей души, может достичь божественного
единения. На этом пути Рейсбрук выделяет три этапа: уподобле-
ние, интроверсия и соединение. Основой уподобления является Тро-
ица, приобщаясь к которой и исходя из которой в человеческой душе,
просвещенной божественной Троицей, по-новому раскрываются та-
кие способности, как разум, память и воля. Свое единство душа че-
ловека осуществляет уже через интроверсию, возвращаясь в свою
подлинную сущность в три этапа: через деятельную жизнь, осно-
ванную на добродетелях; через внутреннюю жизнь, обретаемую че-
рез благодать и подражание Христу; и через созерцательную
жизнь, позволяющую приобщиться божественной жизни и вкусить
опыт богообщения. И, наконец, предельное единение предполагает
преодоление в себя какой-либо привязанности к тварному и вхожде-
ние в жизнь Бога Отца, хотя Рейсбрук подчеркивает, что здесь не
идет речь о пантеистическом тождестве сущностей.

В основе концепции «духовного брака» Рейсбрук выделяет три
разновидности соединения человека с Богом, выстроенных по иерар-
хическому порядку: единение опосредованное; непосредственное; и
вне каких-либо отличий и различий. В «Одеянии духовного брака»
Рейсбрук также выделяет три рода единства человека, естествен-
но присущих ему (см. кн. 2, гл. 2 и далее): прежде всего, это верхов-
ное единство человека в Боге, от Которого все тварное берет свое
бытие, изначально пребывая в Нем; далее, единство высших сил, ко-
торое проявляется духом в деятельности памяти, разума и воли; и,
наконец, единство телесных сил в сосредоточении сердца как источ-
ника жизни. Также крайне важно для понимания мистического уче-
ния Рейсбрука его взгляд на троякое пришествие Христа во внут-
реннем человеке (см. кн. 2, гл. 5-8). Первое пришествие устремляет
человека вглубь себя и вызывает в нем стремление к Богу; функция
этого пришествия
обращение. Второе пришествие привносит
в душу человека божественные дары, просвещающие и обогащающие
дух человека. И последнее пришествие несет собой единение челове-
ка с Богом в любви.

Мистика Рейсбрука— это единение с Богом через веру, надеж-
ду и любовь, и становится это возможным только благодаря Хри-
сту, во Христе и со Христом. Еще священномученик Ириней Лион-
ский говорил, что «Бог соделался человеком, чтобы человек смог
стать Богом». Человек обретает божественное единение по без-
граничной милости Бога, но встать на путь, ведущий к этому еди-
нению, может только сам человек, отдающий себя полностью Бо-
гу и достигающий своего обожения в любви.

Д. Ю. Дорофеев


Одеяние духовного брака

КНИГА ПЕРВАЯ

Ессе sponsus venit, exile obviarn ei.
Предисловие

«Вот жених идет, выходите навстречу ему». Святой евангелист
Матфей написал эти слова, и Христос сказал их своим ученикам
и всем людям в притче о девах. Этот жених есть Христос, а челове-
ческая природа — невеста, которую Бог сотворил по своему образу
и подобию. Он поместил ее сначала в месте самом возвышенном,
самом красивом, самом богатом и самом плодоносном на всей зем-
ле; это был рай. И Он подчинил ей всех тварей и украсил ее дара-
ми благодати и дал ей запрещение, чтобы послушанием она могла
удостоиться быть утвержденной в вечном союзе со своим женихом
и никогда больше не впадать в какую-либо скорбь или грех.

Тогда пришел обманщик, враг адский и завистливый, под ви-
дом лукавого змея; и он обманул жену, а вдвоем они обманули му-
жа, который обладал сущностью природ. И враг ограбил природу,
невесту Бога, посредством своих лживых советов, и она была вы-
гнана в землю чужую; бедная и жалкая, плененная и подавленная,
преследуемая своими врагами, как будто она никогда уже не
должна была вернуться в свое отечество, к прощению.

Но, когда Бог решил, что времена настали, и страдания Его
возлюбленной тронули Его, Он послал единственного Своего Сы-
на на землю, в великолепный чертог и славный храм, то есть в те-
ло Девы Марии. Там Он вступил в брак со своею невестой, нашей
природой, и соединил ее с Собою посредством чистейшей крови
благородной Девы. Священник, соединивший жениха и невесту,
был Дух Святой; ангел Гавриил возвестил о браке, и славная Де-
ва дала свое согласие. Так Христос, наш верный жених, соединил
нашу природу со Своей и посетил нас на чужой земле и научил
нас небесным нравам и совершенной верности. И Он деятельно






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 694 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.