Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II О трех родах единства, естественно присущих нам




Теперь размыслите внимательно: существуют три рода естест-
венных единств во всех людях и, поверх того, сверхъестественных
у праведников.

Первое и верховное единство человека — в Боге, ибо все твари
постоянно пребывают в этом единстве, что касается сущности, жиз-
ни и сохранения, и если бы она отделилась от Бога в этом мире, они
впали бы в небытие и стали ничем. Это единство существенно
в нас по природе, хороши ли мы или худы. И, без нашего содейст-
вия, оно нас не делает ни святыми, ни блаженными. Этим единст-
вом мы обладаем в самих себе и, тем не менее, над собою, как нача-
лом и опорою нашей сущности и нашей жизни.

Другое соединение или единство естественно существующее в
нас. Это— единство высших сил, поскольку они деятельно берут
свое естественное начало в единстве духа или мыслей. Это то же
единство, как и то, которое непрестанно пребывает в Боге, но здесь
оно взято в деятельности, а там — в сущности. Тем не менее дух все-
цело пребывает в каждом единстве, сообразно целостности своей
сущности. Мы обладаем этим единством в себе, оно выше чувстви-
тельности и отсюда рождаются память, разумение и воля и все мо-
гущество духовных дел. В этом единстве душа называется духом.


 

 

 


 


Третье единство, естественно существующее в нас, есть основа
телесных сил в единстве сердца, источник и начало телесной жиз-
ни. Душа владеет этим единством в жизненном средоточии сердца,
и от него истекают все телесные дела и пять чувств, и душа отсюда
получает имя души; ибо она есть источник жизни и оживляет тело,
т. е. делает и сохраняет его живым. Эти три единства существуют
в человеке естественно, как жизнь и управление. В низшем единст-
ве даются чувствительность и животность, в посредствующем — ра-
зумность и духовность, и в высшем единстве сохраняется сущность.
И это существует во всех людях естественно.

Эти три единства сверхъестественно бывают украшены и воз-
деланы добродетелями, в благости и деятельной жизни, как царст-
во и вечное жилище. И еще лучше они бывают украшены и слав-
нее возделаны внутренними деланиями жизни духовной, но еще
более славно и блаженно — сверхъестественной созерцательной
жизнью.

Низшее единство, телесное, бывает сверхъестественно украше-
но и возделано внешней деятельностью, в совершенстве нравов,
по примеру Христа и святых, несением креста со Христом, подчи-
нением природы повелениями Святой Церкви и наставлениям
святых, сообразно силам природы и благоразумию.

Другое единство, которое заключается в духе и вполне духов-
но, бывает украшено и возделано сверхъестественно тремя боже-
ственными дарами: Верой, Надеждой и Любовью, и притоком бо-
жественной благодати и даров, и доброю волею, направленной ко
всем добродетелям, и желанием следовать примеру Христа и свя-
того христианства.

Третье единство и верховное — выше нашего разумения и, од-
нако, по существу пребывает в нас; мы возделываем его сверхъес-
тественно, когда во всех наших добрых делах имеем в виду толь-
ко славу Бога, без иного желания, как только покоиться в Нем,
превыше мысли, превыше нас самих и превыше всего. Это и есть
то единство, из которого мы истекли, как твари, и в котором мы
пребываем по существу, и к нему мы стремимся вернуться любо-
вью. Вот добродетели, украшающие это тройное единство в жиз-
ни деятельной.

Теперь мы будем говорить, как это тройное единство бывает ук-
рашено более возвышенно и возделано более благородно внутрен-
ним деланием, соединенным с деятельной жизнью. Когда человек,
благодаря любви и правому намерению, возвышается во всех своих
делах и во всей своей жизни к чести и славе Бога и ищет, выше все-
го, успокоения в Боге, он будет ждать в смирении и в терпении,
и в отречении от себя, и в надежде новых божественных богатств
и новых даров, и будет всегда без заботы относительно того, угодно
ли Богу наделить его своими дарами или отказать ему в них. Так
приготовляют себя к принятию внутренней жизни желаний, и, ког-


да человек готов, в эту готовность будет влита благородная влага.
Нет сосуда более благородного, чем любящая душа, ни напитка бо-
лее необходимого, чем благодать Бога. Человек принесет, таким об-
разом, Богу все свои дела и всю свою жизнь, в простом и прямом
намерении, и в покое превыше своего намерения, превыше самого
себя и превыше всего, в высокое единство, где Бог и любящий дух
соединены без посредства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2488 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.