Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VII Чего недостает людям, живущим в ложной свободе




Как-то сидел юноша светлым воскресеньем, углубившись в се-
бя и погрузившись в мысли; и в тишине его души предстала ему
умозримая фигура, искусная в словах, но неопытная в делах и ки-
чащаяся непомерным богатством.

Он начал спрашивать. Откуда ты?

Она сказала: Я — ниоткуда.

Он сказал: Скажи, что ты такое?

Она сказала: Я — ничто.

Он сказал: Чего ты хочешь?

Она ответила: Я ничего не хочу.

Он снова сказал: Это как-то странно. Скажи мне, как тебя зовут?

Она сказала: Меня зовут Безымянная Стихия.

Юноша сказал: Тебя справедливо зовут Стихия, ибо твои сло-
ва и ответы весьма дики. Ответь мне на один вопрос: какова цель
твоего учения?

Она сказала: Неограниченная свобода.

Юноша сказал: Скажи, что ты называешь неограниченной сво-
бодой?

Стихия сказала: Когда человек живет по своей воле, не зная
различий и не думая ни о прошлом, ни о будущем.

Юноша сказал: Ты — не на праведном пути истины, ибо такая
свобода уводит человека от святости и лишает его свободы истин-
ной; ведь тот, у кого отсутствует способность различать, у того от-
сутствует порядок, а все то, что не имеет правильного порядка, —
злое и ущербное: как сказал Господь Иисус Христос: «Всякий, де-
лающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Но тот, кто с чистой со-
вестью и воздержанной жизнью станет в праведном отрешении от
себя самого единым со Христом, тот придет к истинной свободе,
как сказал Он же: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны
будете» (Ин. 8, 36).


Но Стихия сказала: Что ты называешь упорядоченным и что
беспорядочным?

Юноша ответил: Я говорю об упорядоченном, если в действии
учтено все, что внешне и внутренне относится к делу. Если этого
не происходит, то я называю это беспорядком.

Стихия сказала: Беспредельная свобода должна быть против
этого и все это презирать.

Юноша сказал: Такое презрение было бы против всякой прав-
ды, равно как и ложная беспредельная свобода; ведь она направ-
лена против того порядка, который вечное Ничто в своей изо-
бильности придало всем вещам.

Стихия сказала: Человек, ставший никем в своем вечном Ни-
что, ничего не знает о различии.

Юноша: Вечное Ничто, про которое здесь, а также во всех пра-
вильных рассуждениях полагают, что оно есть Ничто не из-за сво-
ей несущественности, а из-за своей превосходящей всепресущест-
венности, это Ничто не содержит в себе никакого различия, но из
него, поскольку оно порождает все, происходит соответствующее
порядку различение всех вещей. Человек никогда не будет всецело
уничтожен в этом Ничто, его память сохранит отличие собственно-
го происхождения, а его разум — собственный выбор, хотя все, что
было в его прапричине, окажется за пределами его рассудка.

Стихия: Следует ли вообще понимать это только в этой при-
чине и из этой причины?

Юноша: Понимать так было бы неправильно, ведь Оно не
только в причине. Оно — созидательное Сущее и в Себе Самом,
поскольку Оно — вне причины, и Оно остается тем, что есть, и так
Его и нужно воспринимать. Не будь в Нем никакого различия по
сущности и по восприятию нами, ты была бы права. Но это не так,
как прежде сказано. Это следует хорошо различать.

Стихия: Я слышала, что был великий Мастер1, который упра-
зднил всякое различие.

Юноша: Когда ты говоришь, что он упразднил всякое различие
и что это относится к божеству, то нужно понимать это так, что он
думал о каждой из ипостасей в основе, в которой у них нет различий,
но не об их отношениях друг с другом, где их личные различия несо-
мненно сохраняются. Если же ты имеешь в виду то, что человек, от-
казавшись от себя, исчезает, то уже довольно сказано, что понимать
это следует по тому, как мы это воспринимаем, а не по его сущности.
Заметь при этом, что «разделение» — совсем не то, что «различение»;
как известно, тело и душа нераздельны, ибо одно существует в дру-
гом, и ни один член не может жить отдельно сам по себе. Но душа от-
личается от тела, ибо душа — не тело, и тело — не душа. Из этого я де-
лаю вывод, что воистину ничто не может быть отделено от простой

1 Здесь и далее речь идет о Мастере Экхарте.


 

 

 


 


сущности; ибо у каждого собственная сущность, но со своим отличи-
ем: божественная сущность не — сущность камня, и, наоборот, сущ-
ность камня — не сущность божественная, и сущность одной твари —
не сущность другой. Так полагают учителя, говоря, что, собственно,
это различие — не в Боге, но от Бога. И тот Мастер пишет в своем
комментарии к «Книжке Премудрости»: Как нет ничего более цель-
ного, чем Бог, так нет и ничего более различного. Поэтому твое по-
нимание ложно, мое же учение правильно.

Стихия сказала: Этот Мастер сказал много справедливого
о человеке, созданном по образу и подобию Божию.

Юноша сказал: Он пишет в одном месте, что Христос — единород-
ный Сын, а мы — нет. Он — Сын плотью от плоти, ибо явил Свою
Божественность в человеческом естестве. А мы, люди, — сыновья не
по плоти, и наше рождение во Христе называется «возрождением»,
поскольку оно ведет к подобию Его природе. Он — образ вечного не-
бесного Отца, а мы созданы по образу Пресвятой Троицы. И поэто-
му он сказал, что никто не может быть равным Ему.

Стихия: Я слышала, что он утверждал, будто такой человек
действует во всем так же, как действует Христос.

Юноша: Тот же Мастер пишет в одном месте так: праведник во
всем действует так же, как действует праведность, и это верно, гово-
рит он, ибо праведник рожден от праведности, как написано: «Рож-
денный от плоти есть плоть; а рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3,6).
И это истинно только для Христа, говорит он, и ни для одного друго-
го человека. Ибо у Христа нет другой сущности, кроме сущности От-
ца, и не рожден Он ни от кого, кроме Отца Своего небесного, и потом:
действует Он во всем, как действует Его небесный Отец. Но всем дру-
гим людям уготовано, говорит он, лишь более или менее сотрудни-
чать с Ним, в зависимости от того, в какой степени мы рождены от
Него. Эти слова открывают тебе правду в ее истинном смысле.

Стихия сказала: Его слова показывают, что все, что дано Хри-
сту, дано и мне.

Юноша: Это «все», что дано Христу, — есть совершенное облада-
ние истинным блаженством. И Он сам сказал: «Отец дал Мне всё»
(ср. Ин. 3,35). И это же «все» Он дал всем нам, но не таким же обра-
зом. И во многих местах Он говорит, что обладает всем по воплоще-
нию, мы же — по единению с Ним, в котором становимся богоподоб-
ны. И потому Он обладает этим настолько же более благородным
образом, насколько более благородно Он был восприимчив к этому.

Но Стихия возразила: Он, упразднив всякое сходство и объеди-
нение, создал нас, лишив подобия, как совершенно единое.

Юноша ответил: Несомненно у тебя отсутствует просвещаю-
щая способность различения, исходя из которого мы говорим, что
человеку дано стать единым со Христом и все же оставаться отлич-
ным от Него: в той мере, в какой он соединен, и в той мере, в какой,
несмотря на раздельность, осознает себя как Единое. Подлинный


свет тебя еще не просветил, ибо подлинный свет приносит порядок
и различие, уводя нас от безмерной множественности. Твоя острая
наблюдательность вкупе с красотой природного света царят в рас-
судочной мысли, очень похожей на свет божественной истины.

Стихия, готовая слушать, настойчиво попросила, чтобы он
продолжил объяснять ей это важное различие.

Он отвечал: Самый большой недостаток, который наносит ущерб
тебе и тебе подобным, — это то, что в мыслях ваших нет способнос-
ти правильного различения истины. И потому тот, кто хочет достичь
Наивысшего, не впав в этот грех, должен усердно следовать сему со-
кровенному учению, ибо тогда он беспрепятственно придет к своему
блаженству.

Глава VIII





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.