Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. с. 286





 

 

 


 


Вопрос: Как же это может быть правдой? Звучит так, будто
у души есть две сущности, тварная и нетварная; разве это возмож-
но? Как человек может быть и тварью, и нетварью?

Ответ: По нашему разумению, человек не может быть тварью
и но Богом; не Бог един в трех лицах. И так же человек, если он
отвергается от себя в Боге, то, теряя себя, может в этом исчезно-
вении сделаться единым с Ним и стать и внешне и по блаженству
подобным Ему. Я приведу тебе сравнение: глаз не ощущает себя,
когда смотрит, поскольку, смотря, делается единым с предметом
созерцания, однако же оба остаются тем, что они есть.

Вопрос: Кто знаком с книгами [Экхарта] тот знает, что душа
в Ничто должна или преобразиться, или стать, по сути, ничем;
разве это не так?

Ответ: Душа остается всегда сотворенной; но, растворяясь
в Ничто, она больше не думает, в какой мере она тварь, а в ка-
кой — Ничто, сотворена она или нет, соединилась с Ним или нет.
Но там, где еще действует разум, все это еще воспринимается так,
как оно есть, и это остается у всех людей.

Вопрос: Сохранит ли такой человек все лучшее в себе?

Ответ: Да, ибо все, что он имеет, у него не отнимется, и будет ему
дано еще другое и лучшее. Он станет при этом лучше и яснее пони-
мать то, что имеет, и оно останется с ним. Но с точки зрения того, ка-
ким он был до акта творения, он еще не достиг описанного. Чтобы
достичь этого, ему нужно быть в глубине, сокрытой в названном Ни-
что. Здесь ничего не знают о Ничто, здесь нет ни «не», ни «здесь».
Все, что о Нем говорят, — принижение Его. Только здесь человек —
свое Ничто, когда всё в нем сохраняется, как прежде сказано.

Юноша: Объясни мне это получше!

Ответ: Учителя говорят, что блаженство души прежде всего
в том, что она в чистоте зрит Бога. В Нем она воспринимает свою
сущность и жизнь и в той мере, в какой блаженна, делает все, что
есть, из глубины этого Ничто и не знает, созерцая Его, ни о зна-
нии, ни о любви и ни о чем другом. В Ничто душа приходит к со-
вершенному покою и не знает, сущность ли она, Бог или Ничто.
Но если она знает и осознает, что знает, созерцает и осознает Ни-
что, то, согласно естественному порядку, происходит исторжение
ее из этого Первого и возврат в самое себя1. И поскольку единение
возникает из того же корня, ты можешь понять, как оно происхо-
дит в сокровеннейшей глубине.

Юноша: Хотел бы я получше понять это из истины, почерпну-
той из книг.

Ответ: Учителя говорят: когда тварь познается в ней самой, это
называется «вечернее познание», ибо тогда тварь познается в обра-

1 Ср. Экхарт М. «О человеке высокого рода». См. Экхарт М. Об отрешен-
ности. М, 2001, С. 207.


зах, запечатлевших ее отличия. Но когда тварь познается в Боге, тог-
да это — «утреннее познание», и там, лишившись всех образов и по-
добий, она познается без всяких различий — в Едином, Которое сеть
Сам Бог в Себе Самом1.

Вопрос: Может ли человек узнать это Ничто в земной жизни?

Ответ: Не думаю, чтобы это было возможно силою нашего ума.
Но «силою единения» человек осознает свое соединение с тем, в чем
действует, пребывая и порождая, это Ничто. И такое происходит,
когда, как говорят, тело — еще на земле, человек же — вне времени.

Вопрос: Происходит ли соединение души в ее сущности или
в ее силах?

Ответ: Сущность души соединяется с сущностью Ничто, а си-
лы души с действием Ничто, которое оно имеет в Себе самом.

Вопрос: Избавится ли человек от своих пороков и перестанет ли
грешить, осознав себя не тварью, а частью Ничто, не знающей греха?

Ответ: Покуда человек остается самим собой, он будет грешить,
ибо святой Иоанн сказал: «Если говорим, что не имеем греха, — об-
манываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1,8). Но коль ско-
ро он перестанет быть собой, то не будет и грешить; и об этом гово-
рит святой Иоанн в своем послании: «Человек, рожденный от Бога,
не совершает грехов и не творит прегрешений, потому что семя Бо-
жье пребывает в нем» (1 Ин. 3, 9). И потому человек, который по-
ступает праведно, никогда не творит более одного дела; ибо что ка-
сается соединения, то есть только одно рождение и одно начало.

Возражение: Как можно понять, что человек творит не более
одного дела? Ведь даже Христос действовал двояко.

Ответ: Я утверждаю, что человек, который не думает ни о чем
ином, кроме вечного рождения, творит не более одного дела. Если
бы Господь Бог не рождал бы Своего Сына непрерывно, то Гос-
подь наш Иисус Христос никогда бы не совершил ни одного зем-
ного дела. Потому я считаю это только одним делом, помимо тех,
что воспринимаются человеческим разумом.

Возражение: Но философы2 говорят, что «действие вещи ни-
когда не прекращается».

Ответ: Человек не прекращает своего действия, но оно переста-
ет быть важным для него.

Вопрос: Заставляют ли человека действовать тварные силы, со-
храняющиеся в нем, или это он действует ими, или же действует
что-то иное?

Ответ: Чтобы прийти к Названному, человек, дабы возродить-
ся, что дано ему, должен умереть и этим возрождением воскреснуть.
Заметь, как бесполезно нам все, что входит в нас, откуда бы оно ни
приходило, если оно не рождается в нас заново. Возрождение столь

1 Ср. там же, С. 207.

2 Ср. Аристотель. О небе. Книга II, гл. 3. См. Аристотель. Сочинения. М.,
1981 Т. 3. С. 311.


 

 

 


 


чуждо плоти и имеет столь мало общего с ней, после того как она
воскреснет, что природа будет действовать в человеке, как в разум-
ном животном, совершая все то, что относится к человеческой жиз-
ни: и человеку больше не нужно будет, совершая что-то, действо-
вать самому — как было до возрождения, он может совершать это,
обладая действием в себе. К примеру, крепленое вино, не сильно от-
личаясь по составу, обладает более сильным и успокаивающим дей-
ствием, чем вино, пребывающее в своем первом рождении.

Вопрос: Покажи мне различие между вечным рождением и воз-
рождением в человеке.

Ответ: Вечным рождением я называю ту единственную силу,
в которой все вещи и первопричины всех вещей обладают тем, что
они есть и первопричиной чего являются. Но возрождением, кото-
рое присуще только человеку, я называю возвращение каждой ве-
щи, какая ни есть, в свой исток, понятый именно как исток, без ог-
лядок на свое присущее ей.

Возражение: Что же делают тогда свойственные существу ес-
тественные причины, о которых пишут философы?

Ответ: Они естественным образом способствуют всему, что,
при рождении, совершает в человеке вечное рождение, но об их
этом действии в сущности ничего нельзя сказать.

Вопрос: Когда душа, становясь Единым, забывает знание и вся-
кое проявление своей тварности, то что ее снова обращает вовне,
дабы она могла исполнять внешние дела?

Ответ: Душевные силы слишком слабы, чтобы указанным
способом войти в Ничто. Но, исчезая в Ничто, эти силы творят то,
что вызывает их исток.

Вопрос: Как выглядит это растворение человека в Боге?

Ответ: Если ты хорошо меня слушал, то тебе уже было на-
глядно показано, что когда человек лишается себя самого, не зная
более ничего ни о себе, ни о чем другом, и приходит к абсолютно-
му покою в глубине вечного Ничто, тогда он совершенно исчезает.

Вопрос: Пропадает ли в Ничто воля?

Ответ: Да, и как раз в том, что человек чего-то хочет; ибо как
бы ни была свободна воля, сам он будет свободен только тогда,
когда не будет больше ничего желать.

Возражение: Как может исчезнуть человеческая воля? Хрис-
тос сохранял свою волю относительно того, чего Он желал.

Ответ: Человек теряет свою волю относительно того, что он че-
го-то хочет, а хочет он, исходя из свойственного ему, делать то од-
но, то другое. Теперь же он уже не хочет пагубным образом чего-то
определенного, как было сказано; его воля стала настолько свобод-
ной, что он творит не более одного дела, каковое есть «объедини-
тельное» он сам, и творит он его за пределами всего преходящего.
В нашем понимании это означает, что он не будет творить никако-
го зла, а будет творить лишь добро. Но в его собственном понима-


нии — вся его жизнь, и хотение, и действие есть тихая неприкасае-
мая свобода, в которой он пребывает уверенно и без сомнений. Вот
так он живет «порождающим образом».

Юноша возразил: Но проявление воли происходит не «порож-
дающим образом».

Ответ: Эта воля соединена с божественной волей и не желает
ничего такого, что не есть она сама, покуда она в Боге. Прежде ска-
занное нельзя понимать так, будто можно перейти в Бога как в не-
что общее, это возможно, только утратив себя, ибо тогда человек так
всецело соединен, что Бог — его основа.

Вопрос: Сохраняется ли в глубине Ничто присущая человеку
индивидуальность?

Ответ: Все это — только по восприятию человека, когда, если
смотреть изнутри, у него, растворяясь, пропадает то одно, то дру-
гое, но не по его сущности, ибо она остается такой, какая есть. И как
сказал об этом блаженный Августин: «Отбрось с презрением и то
благо, и это, и тогда останется чистая благость, парящая в себе
в своей безмерной дали, и это — Бог»1.

Вопрос: Если человек познает Ничто, о котором мы говорили,
наслаждаясь Им, остается ли это с ним навсегда?

Ответ: Если говорить об обладании Им, то нет, однако же оно
неотъемлемо присуще ему.

Вопрос. Не приводит ли внешнее в замешательство внутреннее?

Ответ: Если бы в том, что касается плоти, мы жили вне времени,
то некоторым образом меньше бы страдали от голода, усталости
и прочего. Но внешнее умозрительное рассмотрение не мешает внут-
реннему, ибо оно свободно. И всегда в какой-то мере так: чем сильнее
притесняется естество, тем прекрасней сияет божественная истина.

Вопрос: Откуда берется уныние?

Ответ: Если оно возникает по естественным причинам, чело-
век же при этом внутренне свободен, то пусть не обращает на него
внимания, и оно пройдет, как телесная болезнь. Но если оно заде-
вает человека изнутри, достигая самой глубины, то, значит, что-то
в нем не в порядке.

Юноша заметил: Из Ветхого Завета (ср. Исх. 33, 20) и Еванге-
лия (Ср. I Кор. 13, 12) ясно следует, что в земной жизни не до-
стичь того, о чем мы говорили.

Ответ: Это правда, если говорить об обладании Им и совер-
шенном постижении, ибо то, что вкусили здесь, там совершенней,
хотя оно — то же самое, и для познающего его может осущест-
виться и на земле.

Вопрос: Что должен делать человек, который начал узнавать свое
вечное Ничто, но не по действию сверхъестественной силы, а только
понаслышке, и даже без оного — лишь по приходящим извне образам?

' Бл. Августин. О Троице. См. PL 42 col. 949.


 

 

 


 


Ответ: Кто еще не так много понимает, чтобы сверхъестествен-
ным образом знать, что такое Ничто, в котором все вещи теряют
присущие им качества, тот пусть все, с чем столкнется, оставит как
есть и придерживается всеобщего учения святого христианства
так, как, его видят многие благочестивые простые люди, приходя-
щие к похвальной святости, даже не будучи к ней призваны. Но
чем выше подняться в этом, тем лучше. А тот, кто достиг верной
точки, пусть придерживается ее, ибо он на правильном пути. Эта
точка совпадает со Священным Писанием. Мне кажется сомни-
тельным делать что-то другое, ибо тот, кто будет здесь колебаться,
затеряется в несвободе или угодит в беспорядочную свободу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 527 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.