Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I Здесь начинается жизнь деятельная




Христос, премудрость Отца, от времен Адама, сказал и говорит
еще (внутренно по своей божественности) всем людям: Смотрите,
и это видение необходимо. Теперь заметим внимательно, что тому,
кто желает видеть телесно или духовно, необходимы три вещи.

Во-первых, чтобы человек мог видеть во-вне, он должен иметь
внешний свет неба или другой материальный свет, чтобы среда,
то есть воздух, через который он видит был освещен. Во-вторых,
ему необходима воля, чтобы позволить вещам, которые он увидит,
отражаться в его глазах. В-третьих, орудия, глаза, должны быть
здоровы и без изъяна, чтобы материальные и грубые предметы
могли в них отражаться нежно. Если человеку недостает одного из
этих трех условий, его телесное зрение прекращается. Мы больше
не будем говорить об этом зрении, но о другом духовном и сверхъ-
естественном, в котором все наше блаженство.


Три вещи необходимы для зрения духовного и сверхъестест-
венного. Прежде всего — свет божественной благодати, затем —
свободное обращение воли к Богу, наконец — совесть, чистая от
всякого смертного греха.

Теперь заметьте же: Бог, поскольку Он всеобщее благо и по-
скольку всеобща его безграничная любовь, дарует двойную благо-
дать: благодать предваряющую и благодать, через которую удос-
таиваются вечной жизни. Все люди, язычники и иудеи, хорошие
и дурные, участвуют в обладании предваряющей благодатью.
По причине всеобщей любви Бога ко всем людям, Он дал пропо-
ведовать и возвестить свое имя и избавление человеческой приро-
ды до пределов земли. Кто хочет обратиться — может. Все таин-
ства, крещение и все другие, предназначены для всех людей,
желающих получить их по всем нуждам. Ибо Бог хочет всех спа-
сти и никого не хочет погубить. Ибо в день суда никто не сможет
пожаловаться, что для него недостаточно было сделано, если он
и хотел обратиться. Итак, Бог есть всеобщие свет и сияние, кото-
рые освещают небо и землю, и людей по их заслугам и нуждам.

Но, хотя Бог и всеобщ, и хотя солнце светит на все деревья, од-
нако много деревьев остается без плода, а иные приносят плоды
дикие, бесполезные для людей. Поэтому подрезают эти деревья
и прививают им плодоносные ветви, чтобы они приносили хоро-
шие плоды, вкусные и полезные для людей.

Плодоносная ветвь, происходящая из живого рая вечного цар-
ства, это — свет божественной благодати. Никакое дело не может
быть вкусным, ни полезным для человека, если оно не происходит
от этой ветви. Эта ветвь божественной благодати, которая делает
человека угодным и через которую удостаиваются вечной жизни,
предоставлена всем. Но она не привита всем людям, так как они не
хотят подрезать дикие ветви своих деревьев, то есть неверие или
превратную и не повинующуюся заповедям Бога волю.

Но, чтобы эта ветвь божественной благодати была привита на-
шей душе, необходимо требуются три вещи: предваряющая благо-
дать Бога, обращение свободной воли и очищение совести. Пред-
варяющая благодать касается всех людей, ибо Бог дает ее всем;
но свободное обращение и очищение совести совершаются не со
всеми людьми, и вот почему им недостает благодати Бога, благо-
даря которой они могли бы заслужить вечную жизнь.

Предваряющая благодать Бога касается людей внутренне или
внешне. Внешне — посредством болезней или утраты внешних
благ, родителей, друзей, или посредством общественного позора,
или когда человек бывает растроган проповедью, примерами свя-
тых или праведников, их словами или их делами, так что прихо-
дит к познанию себя. Это — прикосновение Бога извне.

Иногда также человек испытывает прикосновение изнутри,
вспоминая о мучениях и скорбях нашего Господа и о добре, кото-


 

 

 


 


рое Бог сделал ему и всем людям; или размышляя о смерти и об
аде, о вечных муках ада и о вечной радости неба; или потому, что
Бог пощадил его в его грехах и дождался его обращения; или он
достаточно ясно видит удивительные дела Бога на небесах,
на земле и во всех тварях. Эта суть дела божественной благодати
предваряющей, которые касаются человека внутренне и внешне
и различными способами. И человек имеет еще естественную на-
клонность к Богу, происходящую от искры его души и от высше-
го разума, который всегда желает добра и ненавидит зло. Но тре-
мя этими способами Бог касается всякого человека, сообразно его
потребностям, и каждого, как это нужно, так что человек бывает
поражен, предупрежден, устрашен и побуждается размыслить о
себе самом. Все это еще благодать предваряющая, а не заслужен-
ная, и она приготовляет к принятию другой, через которую удос-
таиваются вечной жизни, когда душа, таким образом, свободна от
дурных желаний и дурных дел, предостережена, поражена, в стра-
хе о том, что ей нужно делать, и размышляет о Боге и размышля-
ет о себе самой со своими дурными делами. Отсюда происходят
естественная скорбь о своих грехах и естественная добрая воля.
Это и есть высшее действие предваряющей благодати.

Когда человек делает то, что он может, и когда дальше он не мо-
жет идти, вследствие своей слабости, то уже бесконечная доброта
Бога должна довершить это дело. Тогда является более высокое
сияние благодати Бога, подобное лучу солнца, и оно проливается
в душу сообразно заслугам, хотя бы этот свет не был ни заслужен,
ни возжаждан. В этом свете Бог дарует Самого Себя, по свободной
доброте и щедрости, и никто не может заслужит Его, прежде чем
получит. И это, в душе, есть внутреннее и таинственное действие
Бога выше времени, и оно приводит в движение душу и все наши
силы. Тут кончается благодать предваряющая и начинается дру-
гая, то есть сверхъестественный свет.

Этот свет есть первое требуемое условие, и отсюда рождается
второе духовное условие, то есть свободное обращение воли в од-
но из мгновений этого времени, и тогда рождается любовь в со-
юзе Бога и души. Оба эти условия находятся во взаимной связи,
так что одно не может быть выполнено без другого. Там, где Бог
и душа соединяются в единстве любви, Бог дарует свой свет выше
времени, а душа дает свое свободное обращение силою благодати,
в краткое мгновение времени, и благость рождается тогда в душе,
от Бога и от души, ибо благость есть союз любви между Богом и
влюбленной душой.

От этих двух, то есть от благодати Бога и от свободного обра-
щения воли, просвещенной благодатью, рождается благость, то
есть божественная любовь. И от божественной любви происходит
третье условие — очищение совести. И эти три находятся во взаим-
ной связи, так что одно не может существовать долго без другого,


ибо, как только кто-нибудь имет божественную любовь, он имеет
и совершенное сокрушение о своих грехах.

Здесь можно, однако, уразуметь расположение Бога и тварей, как
оно показано в этом месте. Ибо Бог дает свой свет, и при посредстве
этого света человек дает свое добровольное и совершенное обраще-
ние. От них двух рождается совершенная любовь к Богу, а от любви
рождается совершенное сокрушение и очищение совести. И это со-
вершается в размышлении о грехах и пороках души; и, так как чело-
век любит Бога, в него входит презрение к себе и ко всем своим делам.

Вот порядок обращения. Отсюда рождаются истинное раскаяние
и совершенная скорбь о содеяном зле, и горячее желание никогда
больше не грешить и служить Богу впредь в смиренном повинове-
нии; отсюда рождается чистосердечное исповедание, без утайки,
без двоедушия и без притворства, и желание угодить Богу, соглас-
но просвещенному совету священника, и взяться за исполнение
всех добродетелей и всех добрых дел. Эти три вещи, как вы только
что слышали, необходимы для божественного видения. Если вы
ими обладаете, Христос говорит в вас: С м о т p и т е, и вы станови-
тесь действительно видящими.

Вот это первое из четырех указаний, в котором Христос, наш
Господь, говорит: Смотрите.

Глава II





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.