Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ср. Аристотель. Категории гл. 6, стр. 65





 

 

 


 


вал себя, что, сохраняя ясный разум и не обращая внимания на то,
один ли он или в присутствии других людей, переставал быть хозя-
ином своих мыслей, так что во всех вещах открывалось ему только
Единое и все вещи являлись ему как Единое — без всякой множест-
венности или противоречий.

Слово начало говорить в нем: Ну что? Правду ли я тебе говорило?

Он сказал: Да, то, во что прежде я не мог поверить, теперь сде-
лалось для меня единственным знанием. Но я хотел бы знать, по-
чему оно так быстро ускользает?

Слово сказало: Вероятно, потому, что оно еще не достигло сво-
ей настоящей основы.

Юноша снова начал спрашивать: Куда отрешенного человека
уводит познание?

Ответ: Человек в этой жизни может прийти к тому, чтобы
осознать себя в единстве с Тем, по отношению к Кому все, что мо-
жет быть постигнуто мыслью или выражено в словах, есть Ничто.
И это Ничто, по всеобщему согласию, именуют Богом, и Оно есть
сокровеннейшее бытие в Самом Себе. В Нем человек познает се-
бя единым с этим Ничто; само же Ничто познает себя без труда
познавания. Но в этом сокрыто еще нечто более глубокое.

Юноша: Говорят ли что-нибудь книги о том, что ты назвал
«Ничто»? Что-либо не о его небытии, но о его все превосходящей
непостижимости?

Ответ: Дионисий пишет о Едином, что Оно безымянно, и это
как раз то Ничто, которое я имею в виду. Ведь «Божество», «Су-
щий» или иные приписываемые Ему имена свойственны Ему не
так, как тварным созданиям.

Вопрос: Что же это за сокровенная глубина названного Ничто,
которая, по твоему учению, исключает в своем значении всякое со-
творенное сущее? Это же — абсолютная простота. Как же может
наипростейшее иметь более «глубокое» или менее «внешнее»?

Ответ: Покуда человек под единением или подобием понимает
нечто, о чем можно помыслить рассудком, он должен стремиться
еще глубже. Нет путей проникновения в глубь Ничто, однако же
есть способ нашего познания — когда мы без всяких форм и образов,
которые могли бы нам это дать, познаем то, чего нельзя познать
в формах и образах. Но об этом нельзя говорить, ведь в противном
случае, речь бы пошла о вещи, которую можно постичь разумом.
Однако таким размышлением разуму никак не постичь, что такое
Ничто, сколько бы ни дали ему книг и учителей. Но то, что это Ни-
что само есть разум, сущность или наслаждение, — истинно в той
мере, в какой мы можем об этом помыслить. Хотя это так же далеко
от Его подлинной правды, и даже еще дальше, чем если прекрасней-
шую жемчужину называть «колодой для рубки мяса».

Вопрос: Что означает: когда рождающее Ничто, называемое
Богом, приходит к Себе Самому, то человек не осознает различия
между собой и Им.


Ответ: Когда это Ничто еще как-то действует в нас, то, будучи
в нас, Оно — вне Самого Себя. Когда же Оно от нас уходит в Себя,
то ни мы о Нем, ни Оно о нас ничего не знаем.

Юноша: Объясни мне это получше.

Ответ: Разве ты не понимаешь, что это мгновенное постижение
Ничто, силой преодолевающее все земное, упраздняет всякое различие
в основе — не по существу, но в нашем разумении, как было сказано?

Вопрос: Меня смущает еще прежде сказанное о том, что чело-
век даже в этой жизни может осознать себя единым с вечно Су-
щим. Как это может быть?

Ответ: Один ученый сказал: «Вечность — это жизнь по ту сторону
времени, включающая в себя все времена1», без «до» и «после». Тот,
кто соединяется с вечным Ничто, обладает всем во всем и нет у него
ни «до», ни «после». И человек, соединившийся сегодня, пребудет
в вечности не меньше, чем тот, кто соединился тысячу лет назад.

Юноша возражает: Такое единение ожидает человека только
после смерти, как сказано в Библии (ср. Исх. 33, 20).

Ответ: Это правда, если говорить о длительном и совершенном
обладании, но неправда, когда это — более или менее предвкушение.

Вопрос: А что представляет собой сотрудничество человека
с Богом?

Ответ: Сказанное нельзя понимать буквально, воспринимая
лишь поверхностное значение слов, это надлежит понимать как от-
каз от себя, когда человек перестает быть собой, растворяясь в Еди-
ном и становясь единым с ним. Тогда человек действует не как че-
ловек. Из этого следует, что человек соединил в себе все тварное
и все желания, даже телесные, не разделяя их больше на плотские
и духовные, ибо он сам пребывает в названном Единстве. Отметь
при этом следующее различие. Древние философы исследовали ес-
тественные вещи только во взаимосвязи их естественными перво-
причинами. Так они об этом говорили, так их воспринимали и ни-
как иначе. Так же и святые учители христианства и вообще все
наставники и святые воспринимают все таким, каким оно исходит
из Бога и вновь дастся человеку после его смерти, если он живет
здесь в согласии с Его волей. Эти соединившиеся с Богом люди,
пребывая в превышающем всякие меры единстве, воспринимают се-
бя и все вещи как непреходящее и вечное.

Вопрос: Значит, нет никакого различия?

Ответ: Тот, кто понимает это правильно, тот это знает и осо-
знает себя тварью не в ее греховности, но в ее единении с Богом.
Когда его не было, он был тем же самым, только не был соединен.

Вопрос: Что означает: «когда его не было, он был тем же самым»?

Ответ: Об этом говорит святой Иоанн в своем Евангелии: «Все
чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало
быть. В Нем была жизнь» (ср. Ин. 1,3-4).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.