Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О второй фигуре, обозначенной через «TV




Вторая фигура обозначена буквой Т; она содержит три тре-
угольника, каждый из которых всеобщий и всеобъемлющий.

1. Первый треугольник состоит из различия, согласия и проти-
воречия и заключает в себе все, что существует, согласно своему
виду. Ибо все, что существует, существует также в различии, согла-
сии и противоречии. И вне этих принципов ничего нельзя найти.

Однако следует знать, что каждый угол этого треугольника име-
ет три вида. Ибо существует различие между чувственным и чувст-
венным, как, например, между камнем и деревом. Существует так-
же различие между чувственным и разумным, как, например,
между телом и душой. И существует, кроме того, различие между
разумным и разумным, как, например, между душой и Богом, меж-
ду душой и ангелом, между одним ангелом и другим, или между
Богом и ангелом. То же самое может быть сказано по поводу разли-
чия и противоречия о каждом, согласно его собственному виду.
И это различие, существуя в каждом углу данного треугольника,
есть лестница, посредством которой разум восходит и нисходит.
Так что он сможет найти естественный средний термин между
субъектом и предикатом и с его помощью сможет прийти к умоза-
ключению. То же самое истинно для лестницы согласия и противо-
речия, для каждого согласно его собственному виду.

2. Другой треугольник состоит из начала, середины и конца
и заключает в себе все, что существует. Ибо все, что существует,


 

 

 


 


существует также в начале, в середине или в конце. И вне этих
принципов ничего нет.

Слово «причина», написанное в углу слова «начало», обозна-
чает действующую, материальную, формальную и целевую при-
чину. Слова «количество» и «время» относятся к другим девяти
категориям и к тем вещам, которые могут быть сведены к ним.

Угол «Середина» содержит три вида. Первая — середина соеди-
нения, которая существует между субъектом и предикатом, как, на-
пример, когда мы говорим: «Человек есть животное». Ибо между
человеком и животным существуют средние термины, такие как
жизнь и тело, без которых человек не может быть животным. Затем
существует середина мерности, которая относится к действию, су-
ществующему между творящим и творимым, подобно любви меж-
ду любящим и любимым. Затем существует середина между экс-
тремумами, подобно линии между двумя точками. И этот угол
«середины» является всеобщей лестницей для разума.

Угол «конец» также содержит три вида. Первый — конец лише-
ния, который обозначает состояние лишения и то, что существует
в прошлом. Второй — конец окончания, который обозначает экс-
тремумы подобно двум точкам, ограничивающим линию, или по-
добно любви между любящим и любимым. Третий вид есть конец
совершенства, который есть высшая цель, подобно человеку, су-
ществующему ради умножения своего рода и ради того, чтобы по-
нимать, любить и помнить Бога и т. д. Этот угол есть всеобщая ле-
стница для разума.

3. Третий треугольник составлен из большинства, равенства
и меньшинства. И он есть всеобщий и всеобъемлющий в своем ро-
де. Ибо все, что существует, существует также в большинстве, ра-
венстве или меньшинстве. Большинство имеет три вида. Первый —
когда существует большинство между субстанцией и субстанцией,
как, например, в отношении субстанции неба, которая более велика,
чем субстанция огня. Второй вид — когда существует большинст-
во между субстанцией и акциденцией, подобно тому случаю, ког-
да субстанция более велика, чем ее количество, ибо субстанция
существует посредством себя самой, а акциденция — нет.

Третий вид — когда существует большинство между акциденци-
ей и акциденцией, подобно тому, как понимание есть более высокая
способность, чем способность видеть, и способность видеть более
высокая, чем способность бегать. И то, что мы сказали о большинст-
ве, равным образом можно применить к меньшинству, так как они
являются коррелятами друг к другу.

Угол равенства имеет три вида. Первый — когда вещи равны
субстанциально, подобно Петру и Гвилельму, которые равны по
субстанции. Второй — когда субстанция и акциденция рассматри-
ваются как равные друг другу, как, например, субстанция и ее вели-
чина. Третий — когда есть равенство между акциденцией и акци-


денцией, подобно пониманию и любви, которые являются равными
в их объекте. И этот угол есть лестница для разума, по которой он
может восходить и нисходить, как было сказано о других треуголь-
никах. И когда разум восходит к всеобщим предметам, тогда он сам
становится всеобщим; а когда он нисходит к частным, тогда он сам
становится частным.

Фигура Т применяется к первой фигуре, так как благодаря
различию можно различать доброту и доброту, доброту и вели-
чие, и т. д. И соединяя эту фигуру с первой, разум приобретает
знание. И поскольку эта фигура является всеобщей, постольку
разум становится всеобщим.

О третьей фигуре

Третья фигура составлена из первой и второй, ибо буква В, ко-
торая находится в ней, состоит из значений В, данных в первой
и второй фигурах. И подобным образом в отношении других букв.

DC   CD   DE   EF   FG   GH   Hl IK  
ъъ   СЕ   DF   EG   FH   Gl   HK  
  CF   DG   EH   Fi   GK      
&F   CG   DH   El   FK      
bG   сн   DI   EK      
Ш   CI   DK      
т   ск      
ек      

Эта фигура состоит из 36 камер, как видно из иллюстрации.
Каждая камера имеет множество различных значений посредст-
вом двух букв, которые она содержит. Таким образом, камера ВС
имеет много различных значений, через ВС, и подобным образом
камера BD имеет много различных значений через BD и т. д.
И это уже ясно из алфавита, который мы дали в начале.

Каждая камера содержит две буквы, и они представляют субъ-
ект и предикат, между которыми мастер и отыскивает средний тер-
мин, соединяющий их, как, например, между добротой и величием,
которые соединяются через согласие. И подобным образом для
других понятий. При помощи среднего термина мастер старается
прийти к умозаключению и сформулировать утверждение.

Эта фигура показывает, что каждый принцип может быть при-
соединен к любому другому. Так к В мы можем присоединить С, D


 

 

 


 


и т. д.; и к С мы можем присоединить В, D и т. д., как видно из фи-
гуры. Благодаря этому разум познает любой принцип при помощи
всех принципов, так что он выводит множество утверждений к од-
ному и тому же вопросу.

Для примера мы возьмем «доброту» в качестве субъекта и ис-
пользуем другие принципы как предикаты, полагая: доброта есть
великая; доброта есть вечная; доброта есть властная; доброта есть
знающая; доброта есть любящая; доброта есть сильная; доброта
есть истинная; доброта есть славная; доброта есть различная; доб-
рота есть согласная; доброта есть противоречивая; доброта есть на-
чальная; доброта есть срединная; доброта есть конечная; доброта
есть большая; доброта есть равная; доброта есть меньшая. То, что
мы сказали о доброте, равным образом может быть применимо к
другим принципам, согласно природе каждого.

Эта фигура является подлинно всеобщей и посредством ее ис-
пользования разум становится подлинно всеобщим для приобре-
тения знаний.

Условием данной фигуры является то, чтобы одна камера не
противоречила другой, но они должны находиться в согласии
между собой в их выводе. Поэтому камера ВС не противоречит
камере BD и так же для других. При помощи такого условия ра-
зум определяется и приобретает знания.

О четвертой фигуре

Четвертая фигура имеет три круга, высший из которых неподви-
жен, а два более нижних подвижны, как явствует из иллюстрации.
Средний круг вращается под высшим неподвижным кругом, напри-
мер, когда С ставится под В. Более низкий круг вращается под сред-
ним кругом, например, когда D ставится под С. И тогда формиру-
ются девять камер: одна BCD, другая CDE и т. д. После этого E
меньшего круга можно поставить против С среднего, и в тот момент


получаются другие девять камер. ВСЕ есть одна камера, CDF —
другая. Когда все буквы меньшего круга попеременно поставлены
с В большего круга и С среднего круга, тогда С есть средний термин
между В и D, так как В и D соотносятся между собой через значе-
ния С. И то же самое об остальных камерах. И, таким образом, через
средние термины камер человек приводится к необходимым выво-
дам и находит их.

После этого буквы помещаются против В большого круга и D
среднего круга и так же об остальных буквах среднего и нижнего
кругов, меняя их и оставляя неподвижным В большого круга, до тех
пор, пока мы, не достигнем положения с В на большем круге, I на
среднем и К — на самом нижнем. И это составит сумму из 252 камер.

Эта фигура универсальнее третьей, потому что в каждой каме-
ре данной фигуры находятся три буквы, в то время как в каждой
камере третьей фигуры — только две. Поэтому разум предстает
более универсальным через четвертую фигуру, чем через третью.

Условие четвертой фигуры заключается в том, что разум при-
меняет для составления утверждения те буквы, которые, по всей
видимости, являются более применимы для утверждения. И как
только камера составлена из трех букв, необходимо осознать их
значения, обращая внимание на согласие, существующее между
субъектом и предикатом, и избегая несогласия. При этом условии
разум достигает знания посредством четвертой фигуры и имеет
много аргументов для одного и того же вывода.

Мы сказали о четырех фигурах, которые следует знать наи-
зусть. Ибо без них мастер не сможет ни хорошо освоить, ни при-
менять данное «Искусство».

III

О ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ,

КОТОРАЯ ТРАКТУЕТ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 307 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.