Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В которой доказывается, что всякая познающая [способность] в живых существах причиняется от некоего познающего




Итак, скажем, что всякая природа, которая обладает способно-
стью что-либо познавать, получает ее либо от себя самой, либо от
чего-то другого, природа которого предшествует ей. Но установ-
лено, что не от себя самой, иначе начало познания было бы и во
всем другом, и ее познающая способность была бы не несовер-
шенной, но совершенной и не пассивной, но активной. Все это не
согласуется с душами живых существ, как ясно из того, что изло-
жено в книге «О душе».

Если же некто далее сказал бы, что душа живых существ име-
ет познавательную способность от себя самой, поскольку ее по-
знавательная способность заключена в ее природе, подобно тому
как треугольнику от себя самого полагается иметь три угла и т. д.,

' Т. е. Аристотелю.

2 Аристотель. Никомахова этика, 1178 а 2.


и поэтому не существует причиняющего начала в чем-либо другом,
то мы скажем, что «иметь от себя самого» говорится двояко. Во-
первых, согласно действующей причине и, во-вторых, согласно
формальной причине. Мы же здесь вопрошаем о «познающем от
себя самого» согласно и той, и другой причинам, подобно тому, как
в физике движущее движет самое себя, и поскольку не имеет дей-
ствующей причины своего движения раньше себя, и поскольку оно
есть движущее от своей природы и сущности, из-за чего все, что
оно движет, получает движущую способность от него, и его движу-
щая способность оказывает влияние, подобно источнику, на вся-
кую движущую способность во всем другом движущемся. Так и на
вопрос, является ли душа живого существа познающей от самой се-
бя, следует то, что приведено ранее. Поскольку же всякое сотворен-
ное тем, что оно более благородно, по необходимости испытывает
недостаток по отношению к первой причине, недостаток познания,
который есть в способности, присущей душе живого существа, ука-
зывает, что не только она получает познающую способность от че-
го-то другого, но и на то, что она намного отстоит от того, что явля-
ется первой причиной и источником познания. Следовательно,
надлежит говорить, что душа получает [познающую способность]
от чего-то другого, которое есть самое первое и совершенное позна-
ющее из всех. Если бы она получала не от того, что именуется пер-
вичным и совершенным, [а от чего-то другого], то возник бы тот же
вопрос и [исследование] уходило бы в бесконечность или остано-
вилось на первом и совершенном познающем.

Далее, всякая познающая [способность] смертного живого суще-
ства либо есть в одном и том же роде со всякой познающей [способ-
ностью] смертного, либо, если [о них] говорится, как о первичном
и последующем, то все же [они существуют] в отношении к одному.
Всякие же [вещи], которые имеют такое схождение рода и природы
и их единство, происходят из чего-то одного, что есть причина схож-
дения [рода и природы] во всех. Итак, познающему в живых суще-
ствах надлежит иметь причиной другое единое первое познающее
и согласно действующей причине, и согласно формальной.

Если же некто сказал бы, что это заключение верно только по
отношению к унивокально причиненному (как, например, человек
порождает человека), познавательное же имеет не унивокальную
по роду причину, но эквивокальную, то мы опровергнем против-
ника истины тем, что все эквивокальное сводится к некоторому
предшествующему унивокальному. Следовательно, если бы это
порождающее было эквивокальным [по отношению к порожден-
ному], как он говорит, то ему предшествовало бы нечто унивокаль-
ное, которое есть первая причина его, и так вновь получится то же,
что было заключено ранее.

Далее, мы видим, что со всеми [вещами дело обстоит так], что,
когда обнаруживается некая способность и форма во многих из


 

 

 


 


них, и в некоторых несовершенным образом, в другом — совер-
шенным, то несовершенное причинено совершенным, а несовер-
шенство привходит от различности и несовершенства материи.
Следовательно, надлежит, чтобы так дело обстояло и с познаю-
щими природами. Итак, природа, благодаря которой другие жи-
вые существа суть познающие, будет от некоей первой познаю-
щей и совершенной природы.

Эта же вся дискуссия взята из некоторого письма Аристотеля,
написанного им о начале универсума, упоминание о котором дела-
ет Авиценна в «Метафизике». И Евстратий1, [в комментарии] на
шестую [книгу] «Этики» Аристотеля, говорит, что всякое познание
в живых существах проистекает из первой познающей причины.

Глава III.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 554 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.