Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава X. О том, что подобие образа Божия в нас преобразуется Христом




32. Но это подобие в наше время нигде не обнаружилось бы,
а образ отвратительный и искаженный, до сих пор оставался втоп-
танным в грязь, если бы евангельская жена, сиречь мудрость, не за-
жгла светильник, не явилась бы во плоти, не очистила дом от поро-
ков, не стала бы искать свою драхму потерянную (Лк. 15, 8); иными
словами свой образ, который лишившись своей природной красоты
и вызывая отвращение личиной греха, как бы скрывался во прахе;
найдя же — не очистила бы и не извлекла бы из пределов неподо-
бия1; и возвратив ему прежний вид, не сделала бы его подобным во
славу святых, мало того, к себе самой, пройдя все это, не вернулась
бы, приняв надлежащую форму, как об этом повествуется в Писа-
нии: «знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, пото-
му что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). На самом деле, кому
более подобало такое свершение, чем Сыну Божьему, Который, бу-
дучи сиянием славы и образом божественной субстанции, вечно на-
правляя словом, явился, легко защищенный тем и другим, и укре-
пил слабого, придал форму бесформенному. Ибо, сиянием лика
обратив в бегство тени грехов, Он возродил мудрого, и силою слова
против властелина тьмы Он сделал могущественным.

33. Итак, явилась та форма, для которой нужно было создать
свободу выбора: ибо чтобы она восприняла свою прежнюю форму,

' Ср. с тем, как истолковывается эта притча в одном из мест «Исповеди»
Августина, где речь идет об узнавании Христа как Первообраза человека
в припоминании (Августин. Исповедь. Кн. X). (Примеч. ред.)


надо было преобразовать ту, из которой она была создана. Форма
же есть мудрость; ведь превращение — это то, что во плоти совер-
шает образ, а в мире — форма. Далее, он «прочно (fortiter) про-
стирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу».
(Прем. 8,1). «Распростирается от одного конца до другого», т. е. от
горних высот до подземных областей, от высших ангелов до ни-
чтожнейших червей. «Распростирается от одного конца до друго-
го», т. е. от горних высот до подземных областей, от высших анге-
лов до ничтожнейших червей. «Распростирается же прочно», т. е.
не кратковременно, не в одном каком-нибудь месте и не как следст-
вие управления подвластным существом; но как результат дейст-
вия существенной и всюду присутствующей силы, с помощью ко-
торой она могущественнейше и с необходимостью все приводит в
движение, повелевает и управляет им. И делает все это не по како-
му-то присущему ей принуждению. Напротив, она добивается это-
го без каких-либо трудностей, располагая все сладостно спокойной
волей. И, конечно, распростирается от одного конца до другого», т. е.
от рождения существа до предела, предназначенного ему Создате-
лем, к которому или ведет природа, или торопят обстоятельства, или
дарует благодать. «Распростирается прочно», ибо ничего не случает-
ся с ними, что не предназначил бы он могущественным провидени-
ем так, как он хочет.

34. Следовательно, свобода выбора обычно управляет телом че-
ловека так, как мудрость управляет миром, прочно простираясь «от
одного конца до другого», управляя соответственно отдельным
чувствами и членами так властно, что не позволяет греху царство-
вать в его бренной плоти и не дает членам его быть орудием непра-
ведности, но заставляет служить праведности. И таким образом,
уже не будет человек рабом греха, так как греха не совершит: ос-
вобожденный от него, он начнет вновь приобретать свободу суж-
дения, восстанавливать свое достоинство, ибо облечется в подобие
божественного образа, более того, вновь обретет прежнюю красоту.
И пусть он позаботится сделать это не менее «сладостно», чем «проч-
но», не посредством печали или принуждения, что является нача-
лом, а не полнотой мудрости, но по ревностному и радостному жела-
нию (voluntas), которое совершает угодную жертву, ибо «доброхотно
дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7). Итак, во всем он будет проявлять
мудрость, потому что он будет стойко сопротивляться порокам и
сладостно успокоится в согласии.

35. Однако, мы нуждаемся в помощи того, чей пример нас к
этому побуждает, ибо таким образом мы сами, как можно видеть,
посредством этого образа формируемся и в него же преобразуем-
ся от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Следова-
тельно, если Святым Духом, то уже не на основе свободного выбора.
Никто, поэтому, пусть не думает, что речь идет о свободном выборе,
который может колебаться между добром и злом, [используя] как


 

 

 


 


силу, так и кротость и при котором человек мог сам собою пасть
и не восстать уже снова, кроме как посредством Святого Духа.
Впрочем, считается, что ни Бог, ни святые ангелы, ибо они на-
столько блаженны, что не могут быть злыми, а также ни падшие
ангелы, ибо они настолько злы, что не в состоянии быть добрыми,
не обладают свободным выбором. Но и нам предстоит его утратить
после воскресения, когда одни непременно будут целиком приоб-
щены к добру, другие — ко злу. Кроме того, ни Бог не лишен сво-
бодного выбора, ни дьявол, так как то, что Бог не может быть
злым, совершается не по слабой необходимости, но согласно силь-
ной в добре воле и добровольной совестью; а то, что дьявол не мо-
жет пребывать в добре, достигается не внешним насильственным
принуждением, а его собственной волей, упорствующей во зле,
и добровольным упорством. Этим скорее подтверждается свобод-
ный выбор, так как равно в добре и во зле он может сделать волю
свободной. Ведь никто не может быть назван ни добрым, ни злым
и не имеет возможности быть таковым, если только не доброволь-
но. Таким способом доказывается; что он существует равным об-
разом в отношении добра и зла, так как, очевидно, везде ему соот-
ветствует не легкость выбора (electio), но свобода воли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.