Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел III 1. Показывает, как можно через творение познать Творца




Действительно, апостол говорит, что «невидимое Бога, а также
его вечная сила и божество усматривается творением мира через
то, что сотворено мыслимым» (Рим. 1, 20). Под творением мира
понимается человек, вследствие превосходства, благодаря кото-
рому он возносится над прочими творениями, или по причине со-
ответствия (convenientia), которым он обладает по отношению ко
всему творению. Человек, следовательно, мог постичь, или даже
узрел невидимое Бога благодаря умственной способности (intel-
lectus mentis) через то, что сотворено, то есть, через творения ви-
димые или невидимые. Ведь ему помогали два [обстоятельства],
а именно, [его] природа, которая была разумной, и труды,' свёр-


 

 

 


 


шенные Богом с тем, чтобы человеку открылась истина. Потому
Апостол сказал: «Ибо Бог явил им», а именно, когда свершил тру-
ды, которые в некоторой степени свидетельствуют о Творце.

Первый путь или способ, посредством коего мог быть постигнут Бог

Ведь как говорит Амвросий, «Бог, который невидим по приро-
де, для того, чтобы мог познаваться также видимым, свершил
труд, который обнаружил Творца благодаря своей видимости,
чтобы через определенное могло быть познанным неопределен-
ное, и чтобы верили, что Тот, Кто свершил то, что невозможно
сделать человеку, — это Бог всего». Следовательно, они могли по-
знать, или постигли, что превыше всякого творения есть Тот, Кто
создал то, что никакое творение не может создать или разрушить.
Пусть какое угодно творение обретет силу, и создаст такое небо
и землю, и я скажу, что оно Бог. Но так как никакое творение не
может создать такового, не подлежит сомнению, что свыше всяко-
го творения Тот, Кто сделал это, и благодаря этому человеческий
разум смог постичь, что Он есть Бог.

Второй путь, посредством коего можно было познать Бога, или способ, коим Его постигли

Также и другим способом ведомые разумом (ratio) могли по-
стичь или даже постигли истину Бога; ведь как говорит Авгус-
тин в шестой главе восьмой книги «О Граде Божьем»: «Выдаю-
щиеся философы узрели, что Бог вовсе не есть тело, и поэтому
они, ищущие Бога, возвысились над всеми телами; ведь они ви-
дели, что все изменчивое, не есть высший Бог и начало всего:
и поэтому они стали выше всякой души и изменчивых духов.
Далее они увидели, что все, что изменчиво, может существовать
только от Того, Который существует неизменно и просто. Сле-
довательно, они поняли, что Он создал все это, а сам не мог быть
создан ничем».

Третий путь или способ

Ибо они рассудили, что все, что существует среди субстанций,
есть или тело, или дух: и дух есть нечто лучшее, чем тело, но го-
раздо лучше Тот, Кто сотворил дух и тело.


Четвертый способ или путь

Они поняли также, что телесная форма (species corporis) вос-
принимается чувствами, а духовная форма (species corpus) умопо-
стигаема; и умопостигаемую форму они поставили выше чувствен-
но воспринимаемой. Чувственно воспринимаемым мы называем
то, что может восприниматься телесным зрением и осязанием;
а умопостигаемым — то, что может постигаться взором ума. Итак,
поскольку, на их взгляд, и тело и душа в большей или меньшей сте-
пени обладают формами (speciosa sunt), ибо если бы они могли
быть лишенными всякой формы (species), то не существовали бы
вовсе, они увидели, что есть нечто, чем это обладающее формой со-
творено, где пребывает первая и неизменная, а потому не допуска-
ющая сравнения, форма; и совершенно правильно полагали, что
это есть начало вещей, которое не сотворено, но от которого суще-
ствует все сотворенное.

Вот сколькими способами может быть познана истина Бога.
Следовательно, хотя Бог есть единая и простая сущность, которая
не состоит из некоего разнообразия частей или акциденций, Апо-
стол, однако, говорит во множественном числе: невидимое Бога,
так как многими способами познается истина Бога через то, что
сотворено. И ведь по непрерывности (perpetuitas) творений узна-
ется вечный Создатель, по величию творений — всемогущий,
по порядку и расположению — мудрый, по управлению — благой.
Но важно показать, что все это соотносится с единством Божест-
ва (deitas).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.