Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XIII. О том, что истинные заслуги человека есть милость Божия




42. Поэтому то, что в человеке называется свободным выбором,
или справедливо осуждается, когда оно у него не предназначено к
греху никакой внешней силой, или милосердно спасается, когда для
праведности ему не хватает никакой его добродетели. Поистине
в этом читатель может предполагать способ быть и совсем избавлен-
ным от первородного греха. Впрочем, в свободном выборе, а не вне
его, может быть найдена причина осуждения, так как ничто не приво-
дит к осуждению, кроме собственной вины: и не от него заслуги к спа-
сению, так как спасает только милосердие. Его стремление (conatus)
к добру бесплодно, если ему не способствует благодать, и только ею
порождается. Впрочем, «во зло, — говорит Писание, — склоняется ум
и помышление человека» (Быт. 8,21)'. Поэтому не к нему от себя, как
говорилось, но скорее сверху вниз, от Отца света, как полагают, исхо-
дят заслуги, если, однако, среди наилучших даяний и совершенных
даров, то считается заслугами, посредством чего достигается вечное
спасение.

43. Ведь Бог, наш Царь Предвечный, когда осуществил спасе-
ние на земле, Свои дары людям разделил на заслуги и награды,


дабы в результате свободного обладания стали нашими в настоя-
щем, а на основе бескорыстного соглашения (sponsio) мы бы их
ожидали и даже желали как должное в будущем. Напоминая о том
и о другом, Павел говорит: «плод ваш есть святость, а конец —
жизнь вечная» (Рим. 6, 22); а также: «и мы сами, говорит, имея на-
чаток духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Рим. 8, 23),
называя начатками духа освящение, т. е. добродетели, которыми
мы ныне освящаемся духом, чтобы от заслуги следовали к усынов-
лению. То же обещается и в Евангелии в конце времен, где говорит-
ся: «получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Итак, не от свободы выбора, но от Господа есть спасение; и даже Он
сам — спасение, и Он — путь к спасению, Который говорит: «Я спа-
сение твое!» (Пс. 34, 3) а также утверждает: «Я есмь путь» (Ин.
14, 6). Он воплотил в Себе путь, который был и спасением, и жиз-
нью, чтобы всякая плоть не восхваляла себя. Если, следовательно,
добрые заслуги, принадлежат пути, как спасение и жизнь — Отцу,
и истинно то, что сказал Давид: «нет делающего добро, нет ни одно-
го» (Пс. 13, 3), а именно то, о чем сказано также: «никто не благ, как
только один Бог» (Мк. 10,18), то, без сомнения, Богу принадлежат
заслуги как наших дел, так и Его наград. И тот, кто обязался [воз-
дать] их, сделал и нас их заслуживающими. Однако, чтобы создать
эти заслуги, Он удостаивает служить себе творения, в которых не
нуждается, но с помощью которых Он посредством этого творит
благо.

44. Он вершит, следовательно, спасение тех, имена которых
в книге жизни, то посредством твари без нее самой, то посредст-
вом твари наперекор ей самой, то посредством твари и вместе
с нею. В самом деле, много блага делается для людей посредством
неощущающей1, а также неразумной твари. Поэтому я сказал, что
это делается без нее, так как она не в состоянии, будучи лишена
разумения, быть сознающей. Также великое множество полезных
для спасения дел совершает Бог через посредство злых людей
и падших ангелов; но так как это совершается помимо их желания,
то и наперекор им самим. Ведь когда они поддерживают желаю-
щих вредить, насколько другим способствует полезное деяние, на-
столько им вредит дурное намерение. Далее. Те, посредством кого
и вместе с кем Бог действует — добрые, ангелы и люди, которые
сами делают, и равным образом, хотят того, чего хочет Бог. Тех же,
которые по собственной воле соглашаются на добро и претворяют
его в действие, Бог полностью приобщает к делу, которое он по-
средством их воплощает. Поэтому Павел при том множестве доб-
ра, которое Бог посредством него сделал, писал: «не я ведь, но бла-
годать Божия со мной» (1 Кор. 15, 10). Мог бы сказать: через


1 В русском переводе: «помышление сердца человеческого — зло от юнос-
ти его». (Примеч. ред.)


1 Имеется в виду растительный мир, обладающий растительной душой,
которая лишена чувственности. (Примеч. ред.)


 

 

 


 


меня, но поскольку был слишком ничтожен, предпочел сказать: со
мной, зная, что он, действуя, не только слуга дела, но и, соглашаясь
(per consensium), в известной мере соучастник созидающего.

45. Теперь, рассмотрев троякую деятельность Бога, мы видим,
что каждое создание вознаграждается согласно с тем, как оно слу-
жит. И чем может быть вознаграждено то [создание], посредством
которого, но без которого совершается то, что совершается? И чем,
кроме гнева то, вопреки которому совершается? Чем, кроме благо-
дати, то, вместе с которым совершается? Итак, мы находим, в пер-
вом случае — никакие, во втором — дурные, в третьем — добрые за-
слуги. Ведь животные, хотя через них совершается какое бы то ни
было добро или зло, не вознаграждаются чем-либо добрым или
злым. Они не имеют ничего такого, на основе чего они могли бы со-
глашаться (consentiant) с добром или злом. А тем более камни, ибо
они и не могут согласиться. Кроме того, дьявол или дурной чело-
век, когда они полны сил и их разум бодрствует, все же вознаграж-
даются, но не иначе, как наказанием, за то, что они не согласны
с добром. Ведь Павел добровольно проповедует Евангелие, «чтобы,
если не добровольно, не исполнять только вверенное ему служе-
ние» (1 Кор. 9,16); и всякий понимает подобным же образом, пото-
му что согласию (censensu) воли повинуется и твердо надеется, что
ему уготован венец праведности. Следовательно, Бог во спасение
пользуется созданием (creatura) неразумным и неощущающим, как
будто упряжкой или орудием, которые никоим другим образом не
будут приобщены к выполненному делу. Он пользуется существом
(creatura) разумным, но злонамеренным, как розгой для воспита-
ния, которую, вразумив сына, Он бросает в огонь, как ненужный
прут. Он пользуется и ангелами, и людьми доброй воли, как Свои-
ми помощниками и соучастниками (commilitones et coadjutores),
которых по достижении победы вознаградит достойнейшим обра-
зом. Даже Павел о себе и себе подобных смело предвещает: Ведь
мы — «соучастники Бога» (Евр. 1,9). Итак, Бог благосклонно уста-
навливает человеку заслуги там, где посредством него и вместе
с ним решает милостиво совершить какое-либо добро. И потому
мы надеемся, что мы — помощники Бога, соработники (соорега-
tores) Святого Духа, заслужившие царство, ибо по добровольному
согласию мы соединяемся с божественной волей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.