Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава V. О том, существует ли свобода от страдания и свобода желания наслаждения в этом мире




13. Что же можно сказать о свободе желания наслаждения
в этом мире? Где едва довлеет злоба его; где вся тварь не желаю-
щая подчиняться суете, стенает и рождает доныне (Рим. 8, 22), где
жизнь человека на земле есть искушение (Иов. 7, 1), где мужи,
живущие духом, принявшие уже начатки духа, стенают сами, ожи-
дая искупления плоти своей (Рим. 8, 23). Каким же образом в таких
условиях может быть место для подобного рода свободы? Какая же
остается, говорю я, свобода для нашего желания наслаждения, ког-
да все исполнено страдания, но нет ни невинности, ни справедливо-
сти? Каким образом можно быть свободным от греха, а также от
страдания [в этом мире], где праведный восклицает: «Бедный я че-
ловек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). И затем:
«Слезы мои были... хлебом день и ночь» (Пс. 41, 4). А там, где ночи
и дни проходят в слезах, не остается никакого времени для желания
наслаждения. И, наконец, желающие праведно жить во Христе, са-
ми гонимы (2 Тим. 3,12); ибо рассуждение (iudicium) начинается от
дома Божия. А это предписывается: «От меня, — говорил Бог, — на-
чинайте» (Иез. 9, б и 1 Пет. 4, 17)*

14. Но ведь иногда не добродетель, а порок пребывает в безо-
пасности, и до некоторой степени может пользоваться желанием
наслаждения и избегать страданий. Да не будет этого. Ибо те, кто

1 В русском тексте: «Ибо все мы много согрешаем». (Примеч. ред.)

2 Скрытое цитирование рассуждения Августина, который, истолковывая
эту фразу, говорит о причине падения ангела света (см.: Августин. О Граде
Божием. Кн. XI, гл. 13). (Примеч. ред.)


 

 

 


 


наслаждается, делая зло, и радуется дурным поступкам, поступают
подобно радующимся безумцам. Нет страдания истиннее, чем лож-
ная радость. И, наконец, страдание в такой мере свойственно этому
миру, что кажется счастьем то, о чем говорит премудрый: лучше ид-
ти в дом печали, чем в дом празднества (Еккл. 7, 2). Ведь в радос-
тях тела есть некоторая приятность, когда оно питается, пьет, со-
гревается, когда оно тем или иным способом согревает и покрывает
свою плоть. Но разве и эти удовольствия не связаны так или иначе
со страданиями? Хлеб приятен, но для алчущего, питье услаждает,
но только жаждущего, и наоборот, сытому пища и питье не услада,
а тягость. Устрани голод, и нет заботы о хлебе, утоли жажду, и не
обратишь внимание на самый сверкающий источник, даже если это
и целое озеро. Подобным же образом тени ищет страждущий от
зноя, солнца ищет замерзающий или желающий согреться. И ничто
не дает удовлетворения, если ему не предшествует необходимая
потребность. Отнимите от вещей имеющееся в них удовольствие —
они тотчас же надоедают или превращаются в страдание. Следует
показать и с этой стороны, следовательно, все страдание, свойст-
венное этому миру, сказав, что разве только в непрерывных несча-
стьях и в тяжелых страданиях более легкие кажутся до известной
степени облегчением, и так как по воле случая в последовательно-
сти времени и событий чредою следуют для человека то более тя-
желые, то более легкие обстоятельства, переживание меньших зол
кажется некоторой передышкой в страданиях, подобно тому, как
иногда после самых тяжелых испытаний менее тяжелое кажется
счастьем.

15. В свою очередь следует сказать открыто, что те, кто в созер-
цательном восторге порою [бывают] восхищены духом (in spiritu),
как бы мало не вкушали они от сладости небесного блаженства,
столько раз будут свободными от страданий, сколько раз они до-
стигнут этого. Не следует, в самом деле отрицать, что даже и ныне
пребывая во плоти, пусть и редко, и наспех, пользуются свободой
желания наслаждения те, кто, подобно Марии, избирают благую
участь, которая не отнимется от них (Лк. 10,42). Те же, кто уже об-
ладает тем, что не может быть отнято у них, испытывают то, что бу-
дет. А то, что будет, есть блаженство; а блаженство и страдание од-
новременно несовместимы. Всякий раз, когда они духом своим
делаются делаются сопричастными первому, они не переживают
второго. Таким образом, в этой жизни одни созерцатели могут ино-
гда пользоваться свободой желания наслаждения, и то лишь отча-
сти, весьма незначительно и очень редко. Свободою суждения тоже
пользуются лишь некоторые праведники: тоже отчасти, но в значи-
тельной степени. Впрочем, свобода выбора, как это вытекает из
сказанного выше, одинаково свойственна всем разумным сущест-
вам; не в меньшей степени она как таковая свойственна дурным,
чем добрым; одинаково полно как сейчас, так и в будущем.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.