Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проповедь восемьдесят пятая




Но, отметьте, что в духовном супружестве есть два типа рожде-
ния, и, таким образом, два непротивоположных типа умирания. По-
этому духовные люди, как святые матери, могут рождать души мо-
литвой или могут дать духовные начала размышлением. В этом
втором типе рождения, душа покидает даже телесные чувства и от-
деляется от них, именно так, по благоволению Слова, а не по благо-
волению своему. Это случается, когда разум восхищен невырази-
мой сладостью Слова, так что он отправляется, или бежит от самого
себя, чтобы вкусить Слова. По-другому, когда душа некоторым об-
разом находится под влиянием, когда она стала плодоносной от
Слова и когда радуется Слову. В первом случае, она понимает необ-
ходимость ближнего, в другом, — привлечена сладостью Слова.
Мать счастлива через свое творение, супруга еще более счастлива
в объятиях своего супруга. Дети дороги, они являются платой люб-
ви, но, поцелуи супруга доставляют удовольствие еще более вели-
кое. Хорошо спасать многие души, но еще большее удовольствие
удаляться, чтобы пребывать со Словом. Но, когда это происходит
и сколько длится? Это сладчайшая встреча, но длится она недолго
и редко испытывается! Об этом я говорил сначала, когда сказал, что
высшая причина, по которой душа ищет Слово, состоит в том, что-
бы наслаждаться им в блаженстве.


О благодати и свободе воли'

Вильгельму, аббату
монастыря св. Теодора

Предисловие

Господину Вильгельму, аббату св. Теодора, брат Бернард. Неболь-
шое сочинение о благодати (de gratia) и свободе воли (libero arbitrio),
к которому я некогда приступил ввиду известных вам обстоятельств,
я теперь закончил, как мог, с помощью той же благодати. Боюсь, одна-
ко, не окажусь ли я либо недостаточно достойным говорить о вещах
столь важных, либо излишне рассуждающим о том, что подвергалось
уже рассмотрению многих2. Поэтому прочтите сначала вы и, если най-
дете нужным, один: дабы в случае, если сочинение будет пущено в об-
ращение, не сказали бы, что оно написано больше ради тщеславия пи-
сателя, чем в поучение читателю. И если вы посчитаете полезным его
распространение, то не поленитесь, найдя что-либо сказанным менее
ясно, чем допускает дело, и могло бы быть сказанным более полно, на-
сколько это позволяет краткость трактата, или исправить это, чтобы
исполнилось обещание мудрости, которая говорит: «Кто просвещает
меня, будет им жизнь вечная» (Сир. 24,31).

Глава I. О том, требуется лидля заслуги доброго дела

Вместе с Божиею благодатью содействие согласного

С нею свободного выбора

1. Когда однажды мне, осененному благодатью Божией, при-
шлось говорить в присутствии других о том, что сознаю себя ею
и определенным ко благу, и чувствую себя влекомым ко благу,


и надеюсь совершить благо, — один из присутствующих сказал:
Зачем ты делаешь это, и на какую благодарность (merces) или на-
граду (praemium) ты надеешься, если все это делает Бог? А что
ты, говорю я — мне советуешь? Воздай, — отвечает он, — славу
Богу, Который бескорыстно предупреждает тебя, поощряет тебя,
подталкивает тебя; и в остальном живи достойно, доказывая, что
ты благодарен за полученные благодеяния и заслужил их. Я отве-
тил ему: ты дал бы хороший совет, если бы сказал, как можно сле-
довать ему. Ведь не одно и то же — ясно знать, что нужно делать,
и делать, потому что разные вещи — указать слепому путь и дать
утомленному повозку. Не каждый, кто показывает дорогу, дает
путнику средства на дорогу. Одно дело указать, как не сбиться
с дороги, и другое — дать средства на завершение пути. Не всякий
наставник одновременно и податель блага, которому он учит.
Для меня необходимы две вещи: научиться и получить помощь.
Ты, человек, правильно помогаешь незнанию, если верно утверж-
дает апостол: «также и дух подкрепляет нас в немощах наших»
(Рим. 8: 26). Ведь тот, кто дает мне совет твоими устами, тот необ-
ходимо дает мне помощь своим духом, силою которого я исполню
то, что ты советуешь. Вот в качестве его дара восстает во мне же-
лание, а свершить его не нахожу сил (Рим. 7,18); и я убежден, что
и не смогу, если только тот, кто дает мне желание, не даст мне
и силы свершить во благоволение (pro bona voluntate) (Флп.
2, 13). Итак, ты спрашиваешь, где наши заслуги, или в чем наша
надежда. Слушай, — говорю я: «Он спас нас не по делам праведно-
сти, а по своей милости» (Тит. 3, 5). Итак, что же? Ты считал, быть
может, что ты сам создал свои заслуги, что ты мог спастись свои-
ми добрыми делами, ты, который даже Иисуса не можешь назвать
Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12,3). Не забыл ли ты
того, кто сказал: «Не от желающего, и не от подвизающегося, но от
Бога милующего» (Рим. 9, 16)?

2. Итак, для чего же, спросишь ты, свободный выбор (arbitrium
liberum)?' Отвечаю кратко: для спасения. Отними свободный вы-
бор, и не будет того, чем спасаемся; отними благодать, и не будет
того, что есть причина спасения. Дело спасения не может совер-
шиться ни без того, ни без другого: во-первых, без того, чем совер-
шается, во-вторых, без того, в чем совершается. Бог — творец (аис-
tor) спасения, свободный выбор есть только способность; и только
Бог может дать его, а свободный выбор — принять. А так как спа-
сение дается только Богом и только через посредство свободного


© О. Варьяш, перевод (гл. IX-XIV),1982

© С. Сказкин, перевод (гл. I-VIII), 1982

© В. Уколова, примечания, 1982

' Печатается по изданию: Средние века. Вып. 45. М., 1982. С. 265-297.

2 Бернард, очевидно, имеет в виду своих предшественников, христианских
теологов, писавших о свободе воли. В их числе Августин, Рабан Мавр, Гот-
шалк, Ансельм Кентерберийский и др.


' Бернард, как и Августин, различает понятия «свободы воли» (libera vol-
untas, libertas voluntatis) и «свободного выбора» (liberum arbitrium). В назва-
нии трактата Бернардом Клервоским употреблен термин «liberum arbitrium»,
однако переводчик, в соответствии с традицией перевода на русский язык,
передал его как «свобода воли». В переводе трактата различие между двумя
терминами сохранено.


 

 

 


 


выбора, то его не может быть как без согласия принимающего, так
и без благодати дающего. О свободном выборе говорится, что он
содействует благодати, совершающей спасение, до тех пор, пока
он пребывает в согласии, т. е. пока он спасается. Ибо пребывать
в согласии [с благодатью] значит спасаться. Вследствие этого дух
животного не имеет спасения, ибо у него отсутствует доброволь-
ное согласие (voluntarius consensus), в силу которого спасающий-
ся добровольно повинуется спасающему, т. е. Богу, следуя призы-
вающему, веря обещающему и благодаря дающего. Ведь не одно
и то же добровольное согласие и естественное влечение (naturalis
appetitus). Последнее обще у нас с неразумными животными, и не
в состоянии соглашаться с духом плоть, опутанная соблазнами.
Быть может, это то же самое, что апостолом иод другим именем
называется мудростью плоти, когда он говорит: «Плотские помы-
шления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряют-
ся да и не могут» (Рим. 8, 7). Естественное влечение, как я сказал,
общее у нас с животными, а добровольное согласие отличает нас.
Оно есть свойство души быть свободной, не поддающееся ни наси-
лию, ни вымогательству, ибо оно есть воля, а не необходимость,
не отрицает себя, не отдает себя кому-либо, разве лишь доброволь-
но. И, напротив, если кого-нибудь побуждают [действовать] про-
тив его воли, то он действует не добровольно, а по принуждению.
А там, где нет воли, нет и согласия. Ибо согласие не может не быть
добровольным. Таким образом, там, где согласие, там и воля.
А там, где воля, там свобода. Это-то и есть то, что я называю сво-
бодой воли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.