Основным грамматическим значением неопределенно-личных предложений является выражение независимого действия, деятель лексически не обозначен и грамматически представлен как неопределенный; независимый признак утверждается в плане определенного времени. Средством выражения указанных грамматических значений является главный член.
Грамматическая форма главного члена неопределенно-личных предложений включает выражение признака (действия), его отнесенность к неопределенному деятелю и к моменту речи посредством глагольных форм (3-е лицо мн. ч. или мн. ч. прош. вр.). Грамматическими показателями отнесенности действия к неопределенному деятелю и к моменту речи являются глагольные окончания -ют(-ят) и сочетание суффикса -л- с окончанием -и (просят — просили). Значение действия заключено в глагольной основе. Указанные значения могут быть выражены в главном члене раздельно, в этом случае грамматическая форма главного члена имеет аналитический характер.
На основе различий в грамматической форме главного члена неопределенно-личные предложения подразделяются на три структурных подтипа: спрягаемо-глагольные, спрягаемо-инфинитивные, связочно-именные.
1. В спрягаемо-глагольных предложениях главный член представлен одной лексической (или лексикализованной) единицей — спрягаемыми глагольными формами (3-е лицо мн. ч. или мн. ч. прош. вр.), например: Впереди опять останавливаются (Купр.); А в ворота всё стучали и стучали (Пер.) <…>.
2. В спрягаемо-инфинитивных предложениях основные значения главного члена распределены между двумя его компонентами. Признак (действие) назван в инфинитиве, а отнесенность действия к деятелю и к моменту речи выражается во вспомогательном спрягаемом компоненте (в форме 3-го лица мн. ч. или мн. ч. прош. вр.); например: В зале начинают волноваться; Станцию Воскресенское и на самом деле всё никак не могли взять (Сим.).
3. Связочно-именным предложениям также свойственна аналитичность главного члена, распределение его основных значений между связкой (грамматическая категория времени и отнесенность к деятелю) и именным компонентом (обозначение пассивного признака). Этот структурный подтип малопродуктивен, очевидно, потому, что природа пассивного признака противится отнесению его к неопределенному субъекту: качество, свойство мыслятся как присущие определенному, конкретному предмету. Тем не менее конструктивно такие предложения вполне возможны, правда, по преимуществу с осложненной связочной частью (Здесь к вам стараются быть внимательными).
<…>
Одним из показателей независимости глагола в неопределенно-личных предложениях является его положение относительно второстепенных членов. Многочисленные примеры подтверждают, что независимому положению глагольной формы в неопределенно-личных предложениях способствует препозиция второстепенных членов по отношению к главному. Обращает на себя внимание препозиция прямого дополнения (в то время как в двусоставных предложениях для него типична постпозиция); например: Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпьё и понёс домой (Пауст.); Новичков принимали в авиационную школу, протискивая их через густое сито (Купр.) <…>. Ср.: Проснулся весь лагерь. Открыли огонь из пушек (А. Н. Т.), где огонь не является свободным дополнением, а входит в устойчивое словосочетание (однако возможен и вышеуказанный словопорядок: Огонь открыли только через два часа).
<…>
Некоторые второстепенные члены своим конкретным содержанием могут косвенно «намекать» на субъект (В семье его баловали), однако это не только не ослабляет неопределенно-личное значение, а, наоборот, усиливает, подчеркивает его. Такой член предложения называет лишь «сферу субъекта», а не сам субъект, так что общее структурно-грамматическое значение неопределенного субъекта, выражаемое главным членом, подчеркивается лексико-грамматическими средствами.
Указание на сферу субъекта обычно содержат обстоятельства, если они вместе с пространственным («местным») значением заключают «намек» на вероятного деятеля. Особенно ясно такой «намек» проглядывает в словах, обозначающих группу лиц, коллектив, учреждение; например: В этой семье Боброва недолюбливали (Купр.); В бригаде полудновали (Ш.). «Намек» на вероятного деятеля может содержаться в тех обстоятельствах места, которые имеют дополнительное значение «те, кто здесь (там) находится»; например: В беседке вдруг умолкли (Ч.); В эту ночь у Аникушки гуляли (Ш.) <…>.
Итак, второстепенные члены участвуют в выражении грамматических значений неопределенно-личного предложения, основной опорой которых является форма главного члена.