Основным значением обобщенно-личных предложений является выражение независимого признака (действия), приписываемого обобщенному деятелю, т. е. соотносительного в принципе с любым деятелем и отнесенного к любому синтаксическому лицу. Независимый признак утверждается как вневременной, т. е. конкретно не соотнесенный с моментом речи. Общее грамматическое значение данного типа предложений выражается в форме главного члена.
Соотношение элементов грамматической формы главного члена — выражение действия и указание на его отнесенность к обобщенному деятелю и к лицу, а также вневременность — служит основой различения трех структурных подтипов обобщенно-личных предложений: спрягаемо-глагольных, спрягаемо-инфинитивных и связочно-именных.
1. В спрягаемо-глагольных предложениях оба элемента грамматического значения выражаются в одной лексической (или лексикализованной) единице — личных глагольных формах (2-го лица ед. ч., 3-го лица мн. ч., 2-го лица повелительного наклонения) либо в соответствующих формах глагольных фразеологизмов и описательных глагольно-именных оборотов; например: Найдёшь келью и под елью (посл.); <…> Возвращаешься опять в младенческое состояние, предаёшь забвению и жалости всё самое высокое (А. Н. Т.).
2. В спрягаемо-инфинитивных предложениях основные элементы значения главного члена выражаются раздельно (двумя лексическими или лексикализованными единицами): действие названо в инфинитиве, а указание на его обобщенный характер и вневременное значение заключено в спрягаемой глагольной форме вспомогательного компонента; например: Умей ошибиться, умей и поправиться (посл.); Не зарекайся красть: нужда лиха (посл.).
3. Связочно-именные предложения характеризуются аналитичностью главного члена: признак назван в именной части, а грамматические значения отнесенности его к обобщенному деятелю, к лицу и вневременность выражаются соответствующими личными формами связки; например: <…> Не будь тороплив, будь памятлив (посл.); Немилостивому мил не будешь (посл.). Таким образом, грамматическое значение обобщенности во всех структурных подтипах опирается на определенные глагольные формы, на их формальные показатели.
Надо сказать, что в самом значении обобщенности есть градации, отражающие различные степени обобщения. Хотя они определяются преимущественно условиями употребления, ситуацией, а не внутренней структурой предложения, тем не менее эти различия в характере обобщения обусловливают возможность выражения дополнительных грамматических значений, а именно модальных. В обобщенно-личных предложениях можно установить три степени обобщения:
1. В предложении выражается действие, для которого фактическим деятелем является сам говорящий. Основа обобщения — неоднократная повторяемость действия в прошлом. Формальным выражением обобщения следует считать независимое употребление глагольной формы 2-го лица, ее отрыв от соответствующего лица — собеседника. Следствием этого является представление действия как обычного, закономерного для каких-то условий — ив этом смысле обобщенного. Обобщенности высказывания способствует также и смещение временного плана: действие, фактически имевшее место в прошлом, выражается глагольными формами настоящего или будущего времени, в результате этого предложение утрачивает конкретность временной отнесенности, и это уже является шагом к значению вневременности.
Самым наглядным примером такого рода предложений являются конструкции с частицей бывало. Она совершенно определенно указывает на повторяемость действия, но вместе с тем и на его отнесенность к прошедшему времени [ Чудесно, самозабвенно несёшься, бывало, с горы на салазках, снег вихрится искрами (Гл.)].Построение предложений без частицы бывало содействует большей степени обобщенности высказывания; например: ...Руки натрёшь, спину ломит, потно, а в голове легко (А. Н. Т.); Иногда через год-два узнаёшь старый знакомый столб (Пауст.).
2. В обобщенно-личных предложениях личный опыт говорящего возводится в закономерность, но внешне все выглядит так, будто частный случай подводится под закономерность. Объясняется это ведущей ролью обобщенно-личной формы, благодаря которой индивидуальное наблюдение представляется как закон. Такие предложения афористичны, их собственная структура не содержит никаких указаний на отнесенность содержания к говорящему. Деятель представлен обобщенно. Предложению свойственна вневременность. Элемент индивидуального, частного устанавливается с помощью контекста, ситуации, а также лексическими средствами внутри предложения (второстепенные члены); например: Теперь возникли такие мысли — их книгой не покроешь (М. Г.); — Прежде ты об этом молчал. — Всего сразу не скажешь (М. Г.); — Каково! — кричал возбуждённый художник. — Такую чертовщину не часто увидишь! (Пауст.).
3. Высшая степень обобщения представлена в пословицах. Это обобщенно-личные предложения, в которых отсутствует индивидуальное, конкретное; обобщенная форма сочетается с афористически-назидательным содержанием, отнесенность к говорящему отсутствует. В обобщенно-личных предложениях этой разновидности нет второстепенных членов, связанных с конкретной ситуацией. В частности, для них не характерны указательные слова, лексические элементы имеют общеноминативное значение; например: От судьбы не уйдёшь; На деньги ума не купишь; Прытью людей не удивишь; Старого пса к цепи не приучишь; Худого человека ничем не уважишь; Добрым делом не кори.
<…>
Как уже отмечалось, степень обобщенности оказывает влияние на выражение в предложении модальных значений. Они передаются формально — различными формами глагола, иногда в сочетании с частицей не. В предложениях первой степени обобщения модальные значения не выражаются; в них на основное значение независимого действия наслаивается лишь дополнительный оттенок обычности, повторяемости. В предложениях второй и третьей степеней обобщения выражаются следующие модальные значения:
1) глагол 2-го лица без не — значение долженствования; например: Найдёшь келью и под елью (посл.);
2) глагол 2-го лица с не — значение невозможности; например: Прежде веку не помрёшь (посл.); Спасиба в карман не положишь (посл.); Против притчи не поспоришь (посл.);
3) глагол повелительного наклонения без не — значение долженствования; например: Ешь с голоду, а люби смолоду (посл.); Битдму коту лишь лозу покажи (посл.);
4) глагол повелительного наклонения с не — значение нецелесообразности с оттенком предостережения; например: Без счастья и в лес по грибы не ходи (посл.); Не всякому слуху верь (посл.); На счастье не надейся (посл.);
5) глагол 3-го лица множественного числа без не — значение долженствования с оттенком целесообразности; например: Старших и в Орде почитают (посл.); Дурака и в алтаре бьют (посл.);
6) глагол 3-го лица множественного числа с не — значение нецелесообразности; например: Огонь маслом не тушат (посл.); От добра добра не ищут (посл.); Добро на худо не меняют (посл.).
<…>
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
<…>
Общим грамматическим значением безличных предложений является утверждение независимого признака, не соотнесенного с деятелем; признак отнесен к моменту речи. Это грамматическое значение находит выражение прежде всего в главном члене.
Грамматическую форму главного члена безличных предложений составляют: а) выражение независимого признака — действия, состояния; б) обозначение несоотносительности действия с деятелем, неотнесенности признака к лицу, отношения признака к моменту речи; в) показатель данных значений — форма безличности: 3-е лицо ед. ч., прош. вр. ср. р.
<…> В современном русском языке безличные предложения представлены четырьмя подтипами: спрягаемо-глагольные, спрягаемо-инфинитивные, связочно-именные, связочно-модально-инфинитивные.
1. В спрягаемо-глагольных предложениях оба элемента грамматического значения выражаются в одной лексической (или лексикализованной) единице, имеющей форму безличности. В функции главного члена выступают:
1) безличный глагол или глагольный фразеологизм; например: Старику не везло (Пауст.); Кому-то ещё не сидится дома в такую пору (Сол.) <…>;
2) личный глагол или глагольный фразеологизм в безличной форме; например: Лужи во дворе морщило и рябило от дождя (Купр.); Солнце вылезло и ослепило. На душе повеселело (Гил.) <…>;
3) бытийный глагол быть с частицей не в качестве соотносительной временной формы безлично-неспрягаемого глагольного слова нет — не было; например: Кругом не было ни души (Пауст.); Григорий въехал на баз, вошёл в курень. Огня не было (Ш.).
2. В спрягаемо-инфинитивных предложениях вещественное и грамматическое значения главного члена выражены раздельно, в двух лексических (или лексикализованных) единицах: независимый признак (действие) назван в инфинитиве, а грамматические отвлеченные значения отнесенности к деятелю, к лицу, к моменту речи выражены в спрягаемо-безличной глагольной форме вспомогательного компонента (это либо собственно безличные глаголы с модальным значением типа предстоит, либо безличные формы личных глаголов со значением начала, продолжения или конца действия); например: Один раз пришлось спуститься глубоко вниз на круглую поляну (А. Н. Т.); Завтра ранним утром профессору надлежало ехать на пароходе в Монтевидео (Купр.) <…>.
3. В связочно-именных предложениях главный член имеет аналитическое строение, вещественное и грамматическое значения выражены раздельно. Именной компонент называет признак (состояние); общие грамматические значения отнесенности к деятелю, к лицу, к моменту речи заключены в связочном компоненте.
Связочный компонент может быть представлен безличными формами глагольной связки быть (было — будет, было бы), включая нулевую форму со значением настоящего времени, а также безличными формами других глагольных связок, так называемых полузнаменательных (стать, становиться и др.), включая собственно безличную обстоять; например: А в степи было холодно, темно и мрачно (М. Г.); Если бы всегда было так тихо и важно на душе! (А. Н. Т.) <…>.
Именной компонент главного члена может быть выражен:
1) словами категории состояния, в том числе формами степеней сравнения; например: На улицах было безлюдно (Ш.); Хмельно, весело, грозно было в буранной степи (Фур.) <…>;
2) краткими страдательными причастиями прошедшего времени среднего рода; например: В комнатах старательно прибрано (Ч.); Плохо, плохо было устроено с Катей (А. Н. Т.);
3) фразеологическим сочетанием не до со значением «нет дела до кого (чего)»; например: Меня никто не пророжал. Было не до проводов (Пауст.).
4. В связочно-модально-инфинитивных предложениях главный член состоит из трех компонентов: независимый признак назван в инфинитиве, роль формы безличности выполняет связочный компонент, роль посредника между ними, а также выразителя модальных значений принадлежит группе слов категории состояния, «специализирующихся» в этой функции (нельзя, можно, надо, охота, жаль, время, пора, грех ит. п.); например: В залах нельзя было протискаться (А. Н. Т.);— Чего тут не понять? Не хитрость какая! — с усмешкою молвил Корней. — На кривых, значит, надобно его объехать? (М.-П.) <…>.
<…>
Сочетание глаголов определенных семантических групп с второстепенным членом создает следующие продуктивные конструкции безличных предложений:
1) главный член не было — нет — не будет, структурно обязательным является дополнение в родительном падеже («объект отрицания»); порядок членов не закреплен, грамматической нормой является постпозиция дополнения; например: Не было угля;
2) главный член выражен переходным глаголом со значением конкретного физического действия; структурно обязательными являются дополнение в винительном падеже (прямой объект) и дополнение в творительном (орудие действия); например: Небо заволокло тучами (Ш.). Если при глаголах этой группы отсутствует дополнение в творительном падеже, то акцентируется само бессубъектное действие; например: Дороги размыло (Пауст.); В эту зиму нанесло большие снега (А. Н. Т.) <…>;
3) главный член выражен глаголами пахло(-нет), тянуло, несло и т. п.; структурно обязательным является дополнение в творительном падеже («обнаруживающийся» объект): например; С пустырей всегда несло угаром (Пауст.); Пахло полынью и хвоей (А. Н. Т.) <…>.
Помимо главного члена и структурно обязательных второстепенных, в указанных предложениях могут быть обстоятельственные второстепенные члены, структурно необязательные, однако своей препозицией подчеркивающие независимое положение глагола; например; По комнатам дуло тёплым ветром (Пауст.); С болот наносило холод (Пауст.) <…>.
Участие в выражении одного из существенных грамматических значений, категории лица, делает соответствующие второстепенные члены, наряду с предикативной основой, элементом грамматической структуры безличных предложений.
ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Общим грамматическим значением инфинитивных предложений является утверждение независимого действия, не соотнесенного с деятелем, не отнесенного к моменту речи. Специфическое грамматическое значение инфинитивных предложений — модальная оценка действия. Действие представлено вне его протекания [ Дочке в город уезжать (Тв.)]. Независимый инфинитив непосредственно, морфологически выражает значения бессубъектности, внеличности, вневременности. Инфинитивные предложения представлены двумя подтипами — собственно инфинитивными и инфинитивно-именными.
1. В собственно инфинитивных предложениях вещественное и грамматическое значения главного члена представлены в одной лексической (или лексикализованной) единице — инфинитиве глагола, глагольно-именного описательного оборота или глагольного фразеологизма; например: — Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? (Г.);— Чёрт возьми! — подумал Леонтьев. — Как бы это собрать свои мысли и привести их в полную ясность?! (Пауст.) <…>.
2. В инфинитивно-именных предложениях основные значения главного члена выражены раздельно, признак назван в именном компоненте. Независимость признака от субъекта, неотнесенность его к лицу и к моменту речи выражается с помощью инфинитива глагольной связки; например: Дважды молоду не бывать (посл.); Не то я выбрал себе занятие. Мне бы быть объездчиком, лесовиком! (Пауст.) <…>.
Наиболее существенные различия в модальных значениях связаны с наличием или отсутствием в главном члене частицы бы. В предложениях с бы выражаются различные оттенки общего модального значения желательности; например: — Ну, мне бы уснуть, устал я в дороге (М. Г.); — Куда бы за трактором сходить? (Сол.).В предложениях без бы выражаются различные оттенки общего модального значения долженствования; например: Парфентьеву завтра ехать на реку Амур (3.); Нет, сегодня мне не уснуть (Фед.); — Там поставить кровать, рукомойник и прочее (Г.).
<…>
Отсутствие указания на определенное лицо и наличие второстепенного члена с пространственным или временным значением сообщает инфинитивному предложению обобщенно-личное значение; например: К рассвету в лесу без лыж не пройти (А. Беляев); Днем на 47-й стрит не протолкнуться («Неделя»). Грамматический характер этого значения подтверждается синонимическим соответствием подобных инфинитивных предложений обобщенно-личным (ср.: К рассвету в лесу без лыж не пройдёшь). Не случайно данная разновидность инфинитивных предложений широко используется в пословицах (Молодости не воротить; На булате ни написать, ни стереть).
Кроме рассмотренных основных пяти типов (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные) среди глагольных односоставных предложений встречаются переходные конструкции.
Переходными конструкциями не являются те, которые в условиях контекста и с учетом конкретного содержания высказывания могут быть истолкованы как совмещающие грамматическую форму одного типа предложений и некоторые частные синтаксические значения другого типа. Например, неопределенно-личное предложение в определенных ситуативно-контекстуальных условиях может заключать высказывание, соотнесенное с 1-ым лицом [— Тпрру, дьявол! Стой, когда говорят! (Л. Андреев)]. В подобных случаях мы имеем дело с особенностями функционально-речевого употребления определенной грамматической формы предложения.
О переходности следует говорить не по поводу отдельных случаев употребления конструкций, а при наличии в периодически употребляемых конструкциях таких синтаксических значений, которые присущи разным типам предложений. В этом смысле можно говорить о переходных безлично-инфинитивных предложениях вроде Поговорить было не с кем. В них совмещены такие свойства, которые характерны только для безличных или только для инфинитивных предложений (а не сходные или общие для обоих типов). С одной стороны, в них употреблен независимый инфинитив, но вместе с тем при инфинитиве имеется связочный глагол быть в безличной форме (ср.: Поговорить не с кем — Поговорить было не с кем — Поговорить будет не с кем).
Благодаря связке предложение обладает парадигмой временных форм (структурная черта безличных предложений).
Характерным свойством структуры безлично-инфинитивных предложений является наличие отрицательных местоимений или местоименных наречий (а в вопросительно-отрицательных, или риторических, предложениях — вопросительных местоимений или местоименных наречий). Синтаксически они подчинены инфинитиву и занимают позицию второстепенных членов (дополнений, обстоятельств), однако их отрицательное значение сообщается всему предложению и способствует выражению модального значения невозможности; например: Кипренскому было некого рисовать (Пауст.); Что ему было ответить? (Сим.); ср.: Ему было нечего ответить. Модальное значение, выраженное конструктивным способом, а не отдельной лексической единицей, сближает эти предложения с инфинитивными.
Таким образом, безлично-инфинитивные предложения обладают свойствами и безличных и инфинитивных (причем теми, которые противопоставляют один тип другому, а не сближают их). Это позволяет считать безлично-инфинитивные предложения особым, переходным типом в системе глагольных односоставных предложений.