Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторический процесс и критерии его членения




Что представляет история человечества в своем раз-
вертывании: повторение определенных циклов (цивилиза-
ций, культур и т.п.) или смену прогрессивных ступеней
(формаций, стадий роста и т.д.), единый поток или ряд
отдельных одновременных потоков?

Не будет преувеличением считать, что эти и другие
подходы находились в XX в. в центре социально-фило-·
софских размышлений.


Философские основания значительной части из них
при более беспристрастной оценке не отличаются моно-
литной ортодоксальной приверженностью только натура-
лизму, только идеализму или только материализму. Эти во-
просы по существу (но не по форме!) нередко оттеснялись
на второй план перед непоколебимой приверженностью
идеологическим принципам: коммунизм или капитализм,
демократия или тоталитаризм. Правда, для наиболее из-
вестных концепций характерна в той или иной степени
последовательность в отношении избранных подходов,
критериев членения исторического процесса.

Критерии не только многообразны, среди различ-
ных методологических подходов есть близкие и прямо
противоположные, взаимно исключающие друг друга.
Критерии различные, но мировая история у человечества
одна. Как быть? Каким концепциям отдать предпочтение
и придать им статус, если и не абсолютной истины, то
"подлинно научных"?

Не будем торопиться с ответом на столь категорич-
ные вопросы, а вкратце ознакомимся с теми концепция-
ми, которые различаются между собой по критериям чле-
нения исторической действительности, и каждая из них, в
свою очередь, является достаточно известной, а в некото-
ром отношении и типичной для других концепций и
школ определенного направления.

Американский социолог и экономист У. Ростоу дал
опубликованной в 60-е годы книге подзаголовок "Неком-
мунистический манифест" и предложил теорию стадий
экономического роста.

Согласно У. Ростоу, человечество в своей истории
проходит пять этапов экономического роста, которые
имеют следующие признаки. Первый этап (традиционное
общество) - население занято сельским хозяйством, нако-
пления незначительны и расходуются непроизводительно.
Второй этап (переходное общество, "подготовка к взле-
ту") - время великих географических открытий, медлен-
ный технический прогресс. Третий этап (процесс сдвига,
"взлет") - мобилизация внутренних накоплений и инве-
стирование более 10 процентов национального продукта.
Ведущей отраслью народного хозяйства в период про-
мышленной революции в США, Германии и России было
развитие железнодорожного транспорта. Четвертый этап


("путь к зрелости") - характеризуется резкими изменения-
ми в структуре рабочей силы (увеличение числа служа-
щих), ростом бюрократии и тем, что "обществу несколько
надоедает чудо индустриализации". Выбор путей исполь-
зования растущих ресурсов: милитаризация или благосос-
тояние. Последний, пятый этап - это общество "массового
потребления", в котором пища, одежда и жилище уже не
являются первостепенными заботами граждан. Их предос-
тавляет общество как само собой разумеющееся.

По У. Ростоу, пятой стадии достигли США. На под-
ходе другие индустриально развитые станы. Как видно,
главное в различении стадий - это развитие производи-
тельных сил, производительность труда, объем накопле-
ний, размеры и направление инвестиций, рост потребле-
ния. У. Ростоу заявляет, что признает существование
классов и классовых интересов, но, в отличие от мар-
ксизма, отрицает решающую роль классовой борьбы в
переходе от одной стадии к другой. По его мнению, в
обществе не собственность на средства производства ре-
шает все, а контроль над армией, полицией, судом и
средствами связи.

Подобная трактовка роли собственности, а то и во-
все вынесение ее за скобки своих концепций - характер-
ная черта немарксистской социальной философии.

Обоснованию идеи "единого индустриального об-
щества" посвятили свои работы французский философ
Р. Арон, американский экономист Д. Гэлбрейт и другие.
А в 70-80-е гг. новая технократическая волна породила
концепции компьютерной революции, вступления в по-
стиндустриально-информационное общество.

Теория культурных суперсистем П. Сорокина, явля-
ясь в некоторой части продолжением концепций локаль-
ных культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби,
имеет свои оригинальные идеи и системное построение.
Работы П. Сорокина получили известность еще до вы-
сылки из России в 1922 г., а в признание его заслуг он
был избран в 60-е годы президентом американской социо-
логической ассоциации.

Исходный пункт философии П. Сорокина заключа-
ется в отрицании принципиальной разницы между мате-
риализмом и идеализмом, так как в обоих направлениях
только терминами "разум" и "материя" обозначается, по


его мнению, существенно идентичная реальность. Сам же
он признает всеобщую реальность, которая проявляется в
бесконечно многообразных формах и материального, и
духовного.

Исторический процесс есть, по П. Сорокину, цикли-
ческая флуктуация (колебание), смена суперсистем культу-
ры, совокупности социальных систем и совокупности лич-
ностей в их взаимодействии. Интегрирующим фактором
этого взаимодействия выступает духовная сторона: куль-
турные системы, подсистемы, ценности, нормы. В рамках
каждой культуры как целостности выделяются основные
посылки - представления о природе реальности, потреб-
ностях человека, способах и степени их удовлетворения.
П. Сорокин выводит три основных типа культуры, или
три типа мировосприятий, присущих обществу в целом.
Первый из них "чувственный", в котором преобладает
непосредственное восприятие действительности; второй
("идеациональный") характеризуется элементами рацио-
нального мышления; в третьем типе ("идеалистическом")
доминирует интуитивный вид познания. На основе того
или иного мировосприятия происходит интеграция социо-
культурных явлений в культурные системы. С переходом от
одной системы к другой радикально трансформируются
все социальные структуры, ценности и нормы. Причину
войн, кризисов и других катаклизмов П. Сорокин объяс-
няет как результат столкновения двух систем культуры.

Общество, утверждает П. Сорокин, не может быть
более широким термином, чем "культура", не могут они и
резко противопоставляться одно другому. Понятие "об-
щественный" означает концентрацию на совокупности
взаимодействующих индивидов, в то время как понятие
"культурный" в первую очередь охватывает идеи, ценно-
сти, нормы и их материальное воплощение.

Считая свою теории флуктуации трех культурных
суперсистем отражением реального содержания всего ис-
торического процесса, П. Сорокин в книге "Социологи-
ческие теории сегодня" (Нью-Йорк, 1966) критически
проанализировал основные направления философской, со-
циологической и исторической мысли на Западе в XX в.

В книге "Истоки истории и ее цель" (1949) К. Яс-
перс, отстаивая единство мирового исторического процес-
са и приоритет его "духовной составляющей", намечает


структуру мировой истории, отправляясь от "осевого вре-
мени". Им выделяются ряд периодов, каждый из которых
показывает, что человек как бы "отправляется от новой
основы".

Первый период - от доистории, от прометеевской
эпохи (возникновение речи, орудий труда, овладение ог-
нем), когда человек только становится человеком.

Второй период - от возникновения великих культур
древности (Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ).

Третий период - от "осевого времени", когда пол-
ностью формируется подлинный человек в его духовной
открытости миру. Эту ось мировой истории К. Ясперс
относит к тому духовному процессу, который шел между
800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Иране, Палестине,
Греции. Если в европейской философии истории от
Августина до Гегеля отправной пункт Всемирной исто-
рии усматривался в явлении Христа, то К. Ясперс счи-
тает, что это значимо только для христиан, а не для
всего человечества. Общей же верой для человечества
может быть философская вера. Он показывает, как па-
раллельно, в независимых друг от друга обществах со-
вершается пробуждение духа, прорвавшего мифологи-
ческое сознание. Новое сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. В
эту эпоху были разработаны основные категории, ко-
торыми мы мыслим по сей день. Были заложены осно-
вы мировых религий, формировались соответствующие
социальные структуры, возникли первые мировые им-
перии.

Все это можно, по Ясперсу, резюмировать следую-
щим образом: "осевое время", принятое за отправную
точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко
всему предшествующему и последующему развитию. "Осе-
вое время" служит ферментом, связывающим человечество
в рамках единой истории.

Четвертый период мировой истории начинается от
научно-технической эпохи и продолжается поныне. В
противоречиях материального, технического и духовного
совершаются преобразования, которые, может быть,
предполагает К. Ясперс, приведут к новому, еще далекому
и невидимому второму осевому времени, к подлинному


становлению человека. Этот период охватывает человече-
ство в целом.

Таковы три социально-философские концепции с
различными критериями членения исторического процес-
са. На первом плане у У. Ростоу производство, накопле-
ние, инвестиции, потребление. Мысль Сорокина устрем-
лена на создание целостной культурной суперсистемы. В
периодизации мировой истории К. Ясперс отдает пред-
почтение "осевому времени", духовному прорыву челове-
чества.

Ни один из рассмотренных критериев членения ис-
торической действительности не является абсолютным. Но
каждый из них позволяет уяснить отдельные фрагменты,
связи, факторы в единой и столь многообразной мировой
истории человечества, которая продолжает развертывать-
ся. Безусловно то, что в противоречиях и дискуссиях, в
поиске продвигается социально-философская мысль по
пути раскрытия объективной логики социальных измене-
ний, движущих сил исторического процесса, выработки
более достоверных критериев членения мировой истории.

Изучение философских оснований системности
общества и критериев членения исторической действи-
тельности завершим кратким анализом учения об обще-
ственно-экономической формации и понятия "основные
процессы жизни общества".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1081 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.