Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Механизм проявления законов общества




Если раскрытие механизма явлений вообще состав-
ляет одну из самых сложных задач науки и практики, то
возникает вопрос о возможных подходах и целях раскры-
тия механизма законов общества, своего рода "сущностей
из сущностей". Что касается целей, то исторический опыт
показывает, что успешное использование социальных за-
конов в интересах общества и человека предполагает бо-
лее глубокое раскрытие взаимосвязи законов общества и
человеческой деятельности посредством познания меха-
низма проявления социальных законов.

При этом усилия отнюдь не следует растрачивать
на создание такой идеальной модели законов общества,
которая будет "работать" с регулярностью движения
планет на орбите и с точностью часового механизма.
Социальная философия не занимается поисками веч-
ного двигателя. Существует немало суждений относи-
тельно исследования механизма действия и использо-
вания законов общества. На пути решения этой задачи
представляется одним из перспективных такой методо-
логический подход, когда изучение механизма прояв-


ления закона общества как сложного системного объ-
екта прежде всего направляется на то, чтобы раскрыть
взаимосвязь и движение его внутренних сторон (про-
тивоположностей), обнаруживающих себя в более кон-
кретных общественных процессах, явлениях, отноше-
ниях.

В качестве исходной категории правомерно рас-
сматривать требования закона. Они концентрированно
выражают объективную необходимость воспроизводства
прежних или создания новых общественных отношений,
форм, условий. В свою очередь требования проявляются в
определенных социальных интересах. При всей многопла-
новости социальных интересов они включают те из тре-
бований законов общества, которые прямо или опосредо-
ванно входят в социальную среду данной общности лю-
дей, выступающей субъектом именно этих интересов. Со-
циальные интересы как могучий двигатель, импульс вы-
зывают определенные формы, потоки массовой челове-
ческой деятельности, посредством которой происходит
функционирование (непосредственное действие, исполь-
зование) закона общества. В ходе функционирования в
той или иной степени реализуются требования закона и
происходят изменения данной конкретно-исторической
среды.

Итак, механизм проявления закона общества
включает его объективные требования, их проявления в
определенных интересах общностей людей, функцио-
нирование закона посредством соответствующих форм
человеческой деятельности. Схематично это можно
представить в следующем виде: У->Т-»И^Ф->УЬ..., где
У - условия (среда) бытия законов; Т - их требования;
И - интересы социальные; Φ - функционирование зако-
нов; У] - изменившиеся условия их последующего дей-
ствия и т.д.

В чем же состоит эвристическая новизна и практи-
ческая ценность изложенной выше модели механизма
проявления законов общества?

Прежде всего в том, что определенные интересы
общностей людей рассматриваются не как нечто внеш-
нее по отношению к законам общества, а как проявле-
ние их соответствующих требований, с одной стороны, и
с другой - как связующее звено между требованиями и


функционированием законов. Это означает, что успеш-
ная плодотворная реализация объективных требований
законов общества не может иметь место вне учета и
осуществления определенных видов и форм интересов
людей. В практической деятельности не всегда учитыва-
ется данное положение. Нередко пытаются реализовать
требования законов в обход социальных интересов. Раз-
ве не об этом свидетельствует так называемый "оста-
точный принцип" выделения средств на социальные ну-
жды? Разве не об этом говорит господствовавшая у нас в
недавнем прошлом практика уравнительного начисле-
ния зарплаты по принципу "выводиловки" и особенно
вопиющего снижения ее удельного веса в националь-
ном доходе? Но получить желаемый народнохозяйст-
венный результат в обход объективного механизма за-
конов невозможно, а кратковременные "успехи" и
"победы" на таком пути обманчивы и неизбежно обо-
рачиваются серьезными издержками и деформациями,
кризисом всей системы. Управление интересами и че-
рез интересы являет собой непременное условие и суть
успешного использования законов в условиях цивилизо-
ванного общества. Из апробированных опытом челове-
чества экономических структур наиболее эффективной
оказалась смешанная рыночная экономика, создающая
сильные стимулы к самореализации интересов человека,
развитию активности всех субъектов производственно-
экономической деятельности, использованию ими объ-
ективных законов.

Человек является субъектом деятельности во всех
сферах жизни общества. Однако, если определенные
формы материально-производственной, экономической,
социально-политической деятельности прямо включают-
ся в механизм действия законов общества, то феномены
духовной жизни, например, мораль, оказывают на него
опосредованное действие. Так, в теснейшем взаимо-
проникновении с интеллектуальным потенциалом и
политическими убеждениями общественного деятеля,
предпринимателя, ученого, управленца, инженерно-
технического работника неизбежно сказывается оце-
ночно-императивная направленность его морального
сознания на выборе объекта познания или практиче-
ского действия, способа и методов использования объек-


тивных закономерностей в данной конкретной ситуации.
К тому же моральные стимулы могут стать одним из
"пусковых механизмов" для начала деятельности по реа-
лизации вполне определенных требований законов об-
щества.

Свобода и необходимость

Как показано выше, человеческий фактор не в силу
чьих-то пожеланий, а самим историческим процессом
включается в механизм проявления законов общества.
Г.В. Плеханов писал: "К сожалению, не всем еще ясна
нелепость... противопоставления личностей - законаί об-
щественной жизни;
деятельности людей - внутренней ло-
гике форм их общежития" (39. С.683-684). Именно диа-
лектико-материалистическое понимание места и роли че-
ловеческого фактора в механизме проявления законов
позволяет преодолевать односторонние представления,
абсолютизирующие автоматизм их действия и однона-
правленность реализации требований, игнорирующие
альтернативные возможности их использования.

В таком подходе заложены исходные посылки для
решения старой и всегда новой социально-философской
проблемы соотношения свободы и необходимости, свобо-
ды и детерминированности воли.

Концентрированным выражением исторической не-
обходимости определенных социальных действий в каждую
данную эпоху являются требования объективных законов
общества, сформировавшиеся в "лоне" общественных
отношений, присущих определенной ступени развития
материального и духовного производства, социально-
политических структур. Тогда свобода для человека
(индивидов, их общностей, масс населения) будет про-
являться в практической деятельности, соответствующей
познанной исторической необходимости. Но это абст-
рактная констатация. И, иногда ссылаясь на нее, заявля-
ют о фаталистической (роковой) детерминации общества.
Как видно, здесь необходимы пояснения.

Во-первых, неправомерно ставить вопрос о детер-
минации воли и поступков человека законами общества
уже потому, что способом его бытия и развития является
не что иное, как человеческая деятельность. Что касается


детерминации обществом жизнедеятельности вступающих
в жизнь новых поколений, то она неоднозначна, включа-
ет и альтернативные возможности.

Во-вторых, на любой ступени развития общества
сосуществуют не один-два, а многие объективные законы
с требованиями, векторы которых характеризуются и сов-
падением, и различиями, и противоположностью. Более
того, помимо закономерных связей, имеется неизмеримо
более обширная сфера несущественных, случайных, еди-
ничных связей и отношений. А это оставляет за челове-
ком, осмыслившим историческую необходимость и свои
интересы, свободу выбора и форм социального действия.

В-третьих, не кто иной как человек есть субъект ис-
пользования законов общества. Человеку присуще созна-
ние, оно уникально и у каждого индивида, и у сообществ
людей. Это проявляется в особенностях их интеллекта,
воли, способностей, страстей и также в специфике так
называемого ценностного сознания, существующего в ви-
де образов, норм и ценностей, ценностно-целевых струк-
тур. Им присущи подвижность и многообразие, что пред-
полагает различные подходы к практическому действию.
При таких обстоятельствах сделанный выбор представляет
собой производное от противоречивого воздействия на
поведение индивида социальной детерминации и собст-
венных сформировавшихся ценностных ориентиров. Но
тогда закономерности общественной жизни прокладыва-
ют себе путь через цепь случайностей.

Следовательно, историческая необходимость не ис-
ключает свободу выбора. Человек, и только общественный
человек, творя историю своей практически преобразую-
щей деятельностью, является субъектом исторической

действительности.

Так, в XX в. мир встал перед необходимостью раз-
решения конфликта между общественным характером
производительных сил и частнокапиталистическими про-
изводственными отношениями.

Свой выбор революционная Россия совершила в
1917 г., встав на путь конфискации и национализации
собственности буржуазии, помещиков, коллективизации
крестьян и создания государственной собственности. Бы-
ли сделаны первые шаги по осуществлению социальных
программ. Однако в результате последовавших деформа-


ций политической надстройки и массового насилия ут-
вердилась тоталитарная государственная собственность в
форме ведомственных супермонополий (наркоматы, ми-
нистерства, военно-промышленный комплекс). Фактиче-
ски сохранилось и углубилось отчуждение трудящихся от
средств производства и результатов труда. Народное хо-
зяйство вступило в полосу застоя, а затем и кризиса, что
явилось следствием несоответствия производственных от-
ношений потребностям развития производительных сил,
особенно самого человека в условиях научно-технической
революции. Как видно, выбранные средства и формы со-
циального действия не привели к желаемой цели. На ру-
беже 80-90-х гг. страна оказалась снова перед выбором.
Необходима была всесторонняя демократизация общест-
ва, рывок к новейшим технологиям, гластность, дедогма-
тизация духовной жизни.

Но далеко не все политические и экономические
действия были адекватными социальным потребностям.
То, что назвали "перестройкой", привело в итоге к разру-
шению единого государства, к глубочайшему экономиче-
скому кризису, политическим коллизиям и националь-
ным конфликтам, к духовному помрачению. Возникло
состояние, именуемое социальным цвишенизмом (от нем.
Zwischen - между), "междубытием". К подобным состоя-
ниям следует относить формационные и цивилизацион-
ные разломы, эпохи революций и контрреволюций, соци-
альную маргинальное^ (статусная неопределенность групп
и слоев общества), кризисы, войны, периоды резкого обо-
стрения социальных противоречий (демографических, ме-
жэтнических, конфессиональных, классовых, экологиче-
ских и др.).

Философские и социальные измерения цвишениз-
ма дополняются обозначенными в терминах синергетики
характеристиками. Состояния цвишенизма непременно
содержат в себе моменты хаоса, нестабильности и не-
равновесности, флуктуации и бифуркационные эффек-
ты, нелинейность и непредсказуемость, вариативность и
эмерджентность, случайность и дезорганизацию. К тому
же социальный цвишенизм означает доминирование
спонтанности в человеческих действиях, существенное
ослабление управленческого начала, возрастание девиа-
ции (проявлений отклоняющегося поведения) и крими-


нализации; возможное возникновение очагов харизмы с
выполнением ими "аттракторных" функций разнородной
кристаллизации и конфликтной институализации.

Homo zwischens

В подобных условиях формируются и проявляются в
качестве личностной доминанты особые свойства челове-
ка, позволяющие в своей совокупности охарактеризовать
его как Homo zwischens. Мы допускаем тут некую лин-
гвистическую вольность. Обычно человек наделяется ла-
тинскими предикатами - Homo sapiens (человек разум-
ный), Homo ludens (человек играющий), Homo pulcher
(человек прекрасный), Homo negans (человек отрицаю-
щий), Homo esperans (человек надеющийся) т.п. В данном
же случае человек конкретизируется немецкой номинаци-
ей. Однако важно существо дела. А оно в том, что среди
десятков и сотен общелюдских образов становится особо
актуальным в кризисные периоды познание цвишенист-
ской ипостаси человека.

Если уж быть точным, то человек по природе сво-
ей существо цвишенистское. Философы всегда фиксиро-
вали факт его междубытия: между земным и небесным
(Августин), между телом и духом (Декарт), между экзи-
стенцией и трансценденцией (Ясперс), между "Оно" и Су-
пер-Эго (Фрейд), между индивидуальным и общественным
(Маркс), между символами и реалиями (Кассирер) и т.д.
Существенный штрих внес М. Бубер, отметивший, что
состоянием "между" порождается сам человек. Ведь фун-
даментальным фактом человеческого существования явля-
ется ситуация "человек с человеком". "Между" - это не
вспомогательная конструкция, но истинное место и носи-
тель человеческих событий. Уместно здесь также обратить
влияние еще на одно существенное обстоятельство. А
именно - столь важное для понимания человека выра-
жение, как "интерес", происходит от латинского inter-
esse, что значит "помещаться между". Но ведь только ин-
тересами живет и побуждается к социальным действиям
человек.

Во времена социального цвишенизма то, что у лю-
дей таится в антропологических глубинах, может стать
экзистенциальной доминантой, трансформирующей чело-


веческую тотальность в одномерность существа хомо
цвишенс. Здесь нужны специальные исследования, но
уже теперь могут быть выявлены некоторые определяю-
щие черты этого "хомо". Итак, что же возводит нормаль-
ного сапиенса в статус хомо цвишенса?

Прежде всего, по обстоятельствам нестабильности
своего существования хомо цвишенс ввергается в особые
психические переживания, воспринимаемые нравствен-
ной личностью как утрата внутренних духовных устоев,
вынужденное изменение интересов, "переоценка цен-
ностей", отсутствие целей и смысла жизни; зачастую
возникают безразличие, апатия, агрессивность и озлоб-
ленность.

Хомо цвишенс - это человек ценностно и идеологи-
чески дезориентированный, легко поддающийся суггестии
и социальному манипулированию, утративший чувство
критичности и иммунитет против осуществляемой сред-
ствами массовой информации идиотизации общества,
склонный к принятию новых догм и усвоению старых
суеверий.

Хомо цвишенс - это оказавшийся перед выбором,
колеблющийся, сомневающийся человек, вынужденный в
атмосфере неопределенности принимать рискованные ре-
шения. В тисках индивидуального цвишенизма выбор
ищется между альтернативами "своих" и "чужих", "личного"
и "ничьего, общего", страха и долга, эгоизма и соборности,
мужества и предательства.

Хомо цвишенс - человек, воздерживающийся от по-
ступков, непоследовательный в социальных действиях,
способный как "человек - масса" к немотивированным
деструктивным акциям.

Преодолеть дискомфортное состояние цвишенизма
человек может, лишь обращаясь к ценностям Возвышен-
ной экзистенции, к продуктивному творчеству или к ре-
лигиозной вере. Общество же находит выход, восприни-
мая императивы конкретного практическо-действенного
гуманизма как искомую в наши дни "государственную"
идею.

Цвишенизм постсоветских реалий порождает необхо-
димость непростого социального выбора в современных
альтернативах: "Запад - Восток", "Золотой миллиард - ос-
тальное человечество", "техногенная цивилизация - тради-


ционное общество", "цивилизация - варварство", "капита-
лизм - социализм", "тоталитаризм - демократия", "стихия
рынка - плановое регулирование", "экономический рост -
экология", "региональный эгоизм - глобальный гуманизм"

и др.

Времена цвишенизма - нередкое явление в челове-
ческой истории. Так, США в силу глубинных имманент-
ных причин, а также под воздействием Октябрьской ре-
волюции и экономического кризиса 1929 г., потрясшего
всю систему монополистического капитализма, сделали
выбор, встав в 30-е годы на путь качественных эволюци-
онных преобразований экономического строя. Вот неко-
торые из них: проводилась, хотя и непоследовательно,
антитрестовская политика; стимулировалась коллективная
(акционерная и другие формы) собственность, удельный
вес которой возрастал; осуществлялись государственные
социальные программы; складывались механизмы госу-
дарственного регулирования (посредством экономических
методов) развития отдельных отраслей и программ народ-
ного хозяйства. В результате в системе производственных
отношений США выявились достаточно эффективные
факторы для стимулирования научно-технического про-
гресса, осуществления НТР на деле. Однако глубинные
противоречия между производительными силами и про-
изводственными отношениями, хотя и были смягчены, но
не получили разрешения. А в международном срезе США -
развивающиеся страны (Латинская Америка и др.), они
еще более обнажились.

Историческая действительность включает также
опыт Западной Европы, Китая, Японии и других стран,
совершающих свой выбор того или иного способа и форм
социального действия по обновлению производственных
и всей системы общественных отношений в связи с объ-
ективной необходимостью их соответствия развитию про-
изводительных сил, разрешению глобальных проблем че-
ловечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.