Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественные отношения и деятельность




В целостной системе общества преобразующая че-
ловеческая деятельность проявляется в виде субъект-
субъектных и субъект-объектных связей.

Общественные отношения представляют собой мно-
гообразные связи, возникающие между социальными
общностями (этносами, классами, группами, коллектива-
ми), а также внутри них в процессе материальной, соци-
альной, политической, духовной деятельности.

Если человеческая деятельность есть способ бытия
общества, то ее результаты как социальное структуриру-
ются, закрепляются в форме общественных отношений,
становятся исторической действительностью, которая вы-
ступает основой, условием для последующего проявления
человеческой активности. При этом в социуме деятель-
ность выражает динамику, а общественные отношения -
нечто относительно более устойчивое, статичное.

Небезынтересно в связи с рассмотрением диалекти-
ки человеческой деятельности и общественных отноше-
ний обратиться к знаменитому афоризму "В начале было
дело". В гетевском "Фаусте" Дело в плане изначальное™,
первичности противопоставляется и Слову, и Мысли, и
Энергии. Но Дело (в смысле человеческой, предметной
деятельности) не соотносится в таком плане с обществен-
ными отношениями на адекватном уровне социального
бытия. Только при изучении отдельных отношений,
имевших место не в одно и то же историческое время и


относящихся к различным структурам общества, право-
мерно попытаться выяснить относительную изначальность,
первичность одного из них.

Поскольку общественные отношения представляют
собой связи между структурными элементами общества в
целом, они имеют надличностный, надындивидуальный
характер. Но тогда возникает вопрос: а не исчезает ли
человек в процессе социально-философского изучения
общественных отношений? Представляется, что для по-
добной озабоченности нет достаточных оснований. Ведь
личностные (индивидуальные) отношения становятся об-
щественными, поскольку индивиды вступают в них более
или менее типичными представителями тех или иных со-
циальных общностей, групп. Таким образом, обществен-
ные отношения включают индивида в социальность. Далее
непосредственной конкретизацией, индивидуализирован-
ной формой общественных отношений является общение
людей.

При предельно общей дифференциации обществен-
ных отношений выделяются материальные отношения,
которые складываются, не проходя предварительно через
общественное сознание и отношения духовной жизни,
которые в теории исторического материализма именуются
идеологическими, хотя понятие "идеология" имеет более
узкий, специфический смысл.

Если соотносительные понятия "материальные от-
ношения" и "идеологические отношения" отражают пер-
вичное - вторичное в системе общественных отношений,
то для выяснения взаимодействия материальных отноше-
ний с другими видами общественных отношений, форма-
ми общественного сознания, а также соответствующими
учреждениями и организациями используются категории
"базис" и "надстройка".

Понятия базиса и надстройки принадлежат к класси-
ческим категориям исторического материализма. Может
быть, они, как и немало иного в марксизме, неистинны
или устарели и теперь уже непригодны для анализа со-
временного социума с очевидной определяющей значи-
мостью в нем феноменов политики и идеологии? Многие
теоретики так и думают. Но правы ли они? Давайте раз-
беремся в существе дела.


Базис и надстройка

Базис - это совокупность исторически определенных
производственных отношений, образующих экономиче-
ский строй общества. Исторический тип экономического
базиса зависит в свою очередь от определенной ступени
развития производительных сил. Ни один новый базис ни-
когда не появляется раньше, чем в недрах старого строя
созревают материальные условия (производительные си-
лы), необходимые для его существования. Базис составля-
ет как бы "экономический скелет" общества, который по-
средством и с помощью надстройки наполняется "плотью
и кровью".

Надстройка - это обусловленная базисом система
политических, правовых, нравственных, эстетических,
религиозных отношений, форм общественного сознания
и других явлений духовной жизни, а также функциональ-
но связанных с ними учреждений и организаций.

Базис и надстройка есть понятия соотносительные и
только во взаимодействии друг с другом раскрывают в
самом общем виде механизм детерминации общественных
явлений и отношений. Каждый исторически определен-
ный базис имеет специфическую надстройку, которая в
основном ему соответствует. Какова природа экономиче-
ского базиса данного общества, таковы характерные чер-
ты политической и правовой надстройки.

Важнейшая функция политической и правовой над-
стройки проявляется в том, чтобы своими специфически-
ми средствами служить существующему экономическому
строю, защищать и укреплять его. Так, на протяжении
тысячелетий менялись различные формы частной собст-
венности и их субъекты, т.е. те классы и группы, которые
являлись владельцами средств и продуктов производства.
Со сменой экономического базиса, форм частной собст-
венности изменялся и такой элемент надстройки, как
правовые идеи и нормы, утверждались новые, отвечаю-
щие в свое время экономическим интересам рабовладель-
цев (законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне и законы
Двенадцати таблиц в Древнем Риме), феодального строя
(Свод Юстиниана в Византии, Магдебургское право, Ста-
тус Великого Княжества Литовского), капиталистического


общества (Гражданский кодекс Наполеона и Германское
гражданское уложение 1896 г.) и др.

Отношения базиса и надстройки - это не однопла-
новые отношения, а диалектическая взаимосвязь и взаи-
мозависимость. Надстройка, в свою очередь, оказывает
обратное воздействие на экономический базис, на все
стороны общественной жизни. Относительная самостоя-
тельность надстройки проявляется не только в ее актив-
ности и в преемственности ряда элементов и форм при
переходе к более прогрессивному строю. Она сказывается
также в наличии специфических объективных закономер-
ностей функционирования и развития надстройки как
сложной социальной подсистемы. Различные элементы
надстройки неодинаково связаны с базисом и испытыва-
ют его влияние. Одни из них (политические отношения,
государство, право) взаимодействуют с определяющим их
базисом прямо, другие (философия, религия, искусство)
связаны более опосредованно, через политику, право, мо-
раль и, естественно, обладают болыцей самостоятельно-
стью в своем проявлении.

Взаимодействие базиса - надстройки проявляется
как объективная закономерность только на протяжении
длительного отрезка времени, нередко целой эпохи, в
деятельности больших масс населения в масштабах стран,
регионов. Так, нынешнее столетие вполне выявило, что
демократические изменения политической и правовой
надстройки не могут быть успешными без преобразования
экономического базиса, содержание которого определяет-
ся господством государственной собственности на средст-
ва производства и продукт труда. Но определенная поли-
тическая структура может оказаться "пусковой" в цепи
коренных преобразований. Однако в целом благоприят-
ные условия для демократизации надстройки формируют-
ся по мере утверждения смешанной экономики, которая
представляет собой такой способ взаимодействия различ-
ных форм собственности, когда обеспечивается не доми-
нирование одной из них, а баланс, сочетание интересов
всех субъектов производства.

Было бы карикатурой попытаться применить учение
о базисе - надстройке к конкретным (индивидуальным)
процессам в виде трафарета, матрицы или алгоритма.
Разве можно, например, уровнем производства, типом


базиса объяснить то, что в совершенно других экономи-
ческих условиях по прошествии тысячелетий нам дос-
тавляет художественное наслаждение древнегреческое
искусство, образцы которого в известном отношении
признаются образцом и недосягаемы? И древнегрече-
ское искусство, и творческое наследие В. Шекспира и
В. Моцарта, А. Мицкевича и Т. Шевченко, Ф. Досто-
евского и М. Богдановича могут быть поняты в контексте
всей гаммы общественных отношений своей эпохи, духов-
ной атмосферы микросреды, неповторимой гениальной
одаренности.

Как видно, понятием "базис-настройка" далеко не
все в исторической действительности охватывается, а над-
стройку отнюдь не следует истолковывать как что-то вто-
роразрядное.

Следовательно, даже краткое ознакомление с базисом
и надстройкой, их взаимодействием не только конкретизи-
рует понимание общественных (материальных и идеоло-
гических) отношений, но открывает новые возможности
для познания человеческой деятельности как способа су-
ществования и развития общества. При рассмотрении ис-
торических ступеней общества посредством категорий
"базис" и "надстройка" раскрывается структура общест-
венно-экономической формации.

В заключение отметим, что через уяснение диалек-
тики объективного и субъективного в человеческой дея-
тельности пролегает путь к познанию законов общества и
особенно механизма их проявления, а тем самым - и к
извечному философскому вопросу о свободе и необходи-
мости в историческом процессе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1872 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.