Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление социальной философии




Начиная с древнейших цивилизаций, человечество,
творя свою историю, стремится ее осмыслить, не ограни-
чиваясь летописанием. С момента зарождения истории ей
сопутствует социальная философия: Платон и Геродот,
Аристотель и Фукидид, Сенека и Тацит, Гегель и Дрой-
зен, Поппер и Тойнби.

Зачатки социально-философского знания встреча-
ются у мыслителей древнего мира. Почти 25 столетий от-
деляют нашу эпоху от возникновения идей Платона и
Аристотеля о социально-политической жизни и идеаль-
ном государстве, которые не только вполне укладывались
в рамки рабовладельческого строя, но и несли в себе эле-
менты общечеловеческих ценностей. Характерно, что в
"Государстве" Платона, "Политике" Аристотеля описание
коллизий человеческого бытия и исторических фактов не
самодовлеет, а включается в ткань концептуально-кате-
гориального осмысления социальной действительности.

Древнекитайский мыслитель Конфуций усматривал
основу общественных отношений в принципе "ли", кото-
рый означал норму, правило, церемониал. Идеальный че-
ловек, по Конфуцию, должен обладать свойством "жень",
т.е. гуманностью, человечностью, любовью к людям. В то
же время Конфуций и его последователи провозгласили
"естественность" и "неизменность" господства "благородных
мужей" ("цзюнь цзы") над простолюдинами, "мелкими
людишками" ("сяо жень"), подчинение младшего старше-
му, нижестоящего вышестоящему. Заметим, что более


двух тысяч лет конфуцианство являлось государственной
доктриной и господствующей идеологией в Китае.

Для средневековья Западной Европы характерны
теологические концепции общественного развития. Так,
основная мысль Августина Блаженного заключалась в
том, что всемирная история есть результат божественного
предопределения, и, следовательно, неизбежно господ-
ство церкви во всех земных делах. Страстно отстаивая
свою идею о "двух градах" (государствах, царствах), Авгу-
стин считал, что когда человек "живет по человеку, а не
по Богу, он подобен дьяволу", что "град земной", состоя-
щий из людей, которые желают жить в мире по плоти,
будет побежден "градом божием". Трактат Августина "О
граде божием" стал своего рода эталоном для последую-
щих религиозных построений философии истории.

В "Суммах" Фомы Аквинского (XIII в.), самого вид-
ного и влиятельного философа - схоластика западноевро-
пейского средневековья, все мироздание рассматривается
как универсальный иерархический порядок, который ус-
тановлен Богом и указывает всему существующему его
прирожденное место. В схоластическом учении Фомы
Аквинского власть папы римского на земле уподоблялась
власти "Бога на небе". Спустя шесть столетий энцикликой
папы Льва XIII в 1879 г. был объявлен официальной фи-
лософией католицизма неотомизм, т.е. учение последова-
телей Фомы Аквинского.

Идеи двух эпох - средневековья и Возрождения -
синтезировал белорусский гуманист-просветитель Фран-
циск Скорина в знаменитых предисловиях к изданиям
Библии на родном языке. В центр его социально-фило-
софских построений поставлен человек со своими жиз-
ненными потребностями, интересами и целями. Ф. Ско-
рина отстаивал равенство всех народов, право каждого на
свой выбор жизненного пути. При этом и достоинство
человека должно определяться не столько его происхожде-
нием или имущественным положением, сколько интеллек-
туально-моральными добродетелями, личными заслугами.
Все конфликты, поучал Ф. Скорина, должны решаться
мирным путем, без взаимных обид и злобы. И если в от-
ношениях между людьми утвердятся духовность, доброде-
тельность, милосердие, согласие, то "не настанут времена
люта".


Страстный призыв Φ. Скорины быть патриотами
той земли, на которой люди родились и выросли, дошел
до нашего времени: "Понеже от прирождения звери, хо-
дящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по
воздуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плывающие по морю
и в реках, чуюць виры своя; пчела и тым подобная боро-
нять ульев своя, - тако ж и люди, игде зродились и ус-
кормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку има-
ють" (55. С.94).

Определяющей тенденцией для миропонимания
эпохи Возрождения явился гуманизм с обостренным вни-
манием к человеку с его земными заботами, к человече-
ской личности, стремящейся разорвать оковы сословного
и корпоративного строя. С особой силой проявились па-
фос и аргументы в обличении пороков феодализма и
церкви в сатире Э. Роттердамского "Похвальное слово
Глупости", философском романе Рабле "Гаргантюа и Пан-
тагрюэль", статьях и заметках Монтеня.

В новое время получают распространение воззре-
ния, усматривающие закономерности, движущую силу
общественных изменений в самых различных факторах,
таких, как: корыстные интересы и ненасытные желания
самой человеческой природы (Макиавелли); идея истори-
ческого круговорота, цикличности развития (Вико); воз-
действие климата, почвы, поверхности, т.е. географиче-
ской среды (Монтескье); безграничное совершенствова-
ние знаний (Кондорсе) и т.д. Появились утопические
учения об обществе без эксплуатации и частной собст-
венности ("Утопия" Мора, "Город солнца" Кампанеллы).

Заметное влияние на развитие общественно-поли-
тической мысли оказала теория общественного договора,
обоснование которой содержится в работах Т. Гоббса,
Д. Локка, П. Гассенди, Б. Спинозы, Ж. Руссо, А. Ради-
щева, Т. Джефферсона и других мыслителей. Согласно
этой теории, возникновение государства объясняется со-
глашением, договором людей перейти от естественного
состояния (когда они имели полную свободу при отсутст-
вии защищенности) к гражданскому состоянию, когда
государство призвано защищать неотъемлемое право каж-
дого на личную жизнь и собственность.

Во взглядах французских материалистов XVIII в. на
общество характерны суждения о том, что человек есть


продукт среды (общественной), а сама среда - продукт
взглядов человека ("мнения правят миром"). При всей
противоречивости эта формула стимулировала мысль к
радикальным выводам: если причиной несчастья людей
является среда, в которой они рождаются,.воспитываются
и живут, то ее надо изменить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1019 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.